На уроке дети развивают читательские умения и навыки, речь, а также занимаются творческой работой в микрогруппах.
Марина ГЕРАСИМЧИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область
Тема: И.Никитин «Встреча зимы», В.Хмельницкий «Снег и скрипка».
Цель: познакомить со стихотворением И.Никитина «Встреча зимы», сказкой В.Хмельницкого «Снег и скрипка».
Задачи:
– совершенствовать умение читать вслух и молча, умение читать выразительно, передавая свое настроение;
– развивать умение сравнивать произведения различных жанров, речь, умение находить связь между предметами и явлениями;
– способствовать реализации межпредметных связей;
– воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, сочувствие и любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин о зиме, иллюстрации с ребусами, аудиозаписи музыкальных произведений, презентация, задания для работы в парах, группах и микрогруппах.
Ход урока
I Организационный момент
– Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.
Девиз нашего урока сегодня такой: «Читай, думай, рассуждай, запоминай».
II Целеполагание
– Сегодня на уроке мы изучим новые произведения, будем развивать читательские умения и навыки, развивать речь.
III Речевая разминка
Прочитать удивленно, весело, тихо, грустно, выделяя логическим ударением 1-е, 2-е, 3-е слово.
– Ах, как чудесно!
– Спасибо (тебе, Вам)
IV Проверка домашнего задания
– «Спасибо» – так ещё называется… (стихотворение Владимира Данько, которое учили наизусть)
Конкурс чтецов в парах
– По каким критериям мы будем оценивать ответы ваших одноклассников? (Правильность; выразительность – тон, соблюдение пауз на знаках препинания, эмоциональность).
Оценка ответов учащихся.
V Подготовительная работа к изучению новой темы
1 Ребусы о зиме
2 Прослушивание звучания метели в зимнюю пору
– Прослушайте музыкальную запись внимательно, чтобы понять, что происходит. Может ли каждый из вас услышать «спасибо» в такой ситуации? (Зима… метель… спасибо можно услышать от птиц, которых покормили и т.д.)
– Но зима – это ещё и радостное время года. Почему? (Ответы учащихся)
VI Словарная работа
– Обратите внимание на «справочное бюро»:
Рассвело
Лежит полотном
– Где ещё можно узнать, что слово обозначает? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете)
VII Знакомство и работа со стихотворением И.Никитина «Встреча зимы»
1 Проблемный вопрос
– Какие чувства оно вызывает?
2 Чтение учителем; ответ на проблемный вопрос.
3 Вопросы по содержанию
– О какой поре года рассказывает поэт?
– Как поэт описал начало зимы?
4 Чтение учащимися (цепочкой).
– Одинаково ли описан снег днем и утром?
5 Выборочное чтение
Вопросы № 3, № 5.
6 Работа над выразительностью чтения (соблюдение пауз, логического ударения, определение интонации (спокойная, удивление, восхищение – меняется ли?).
7 Работа в группах
– Перед вами репродукции картин трех художников: Аркадия Пластова «Первый снег», Валерии Бусыгиной «Рассвет зимой», Ольги Минкиной «Зимнее солнце». Ваша задача найти в стихотворении четверостишие, соответствующее каждой репродукции.
Физкультминутка
VIII Знакомство и работа со сказкой В.Хмельницкого «Снег и скрипка»
– Можно ли эти три репродукции картин назвать зимней сказкой?
– Вас сегодня ждёт знакомство ещё и со сказкой «Снег и скрипка». Давайте вспомним, чем сказка отличается от рассказа? Какие бывают сказки?
1 Проблемный вопрос
– Что необычное сумел увидеть автор в обычном мире?
2 Чтение учителем (включается звуковая запись).
3 Беседа по содержанию
– Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
– Что услышал снег, сидя на форточке?
– О чем он мечтал?
4 Чтение рассказа учащимися:
– Что делал снег?
Дополните: снег опускался, …
– Удалось ли автору представить снег живым существом?
– Осуществилась ли мечта снега? Найдите ответ в тексте.
5 Работа в микрогруппах
– Попробуем и мы с вами тоже побыть волшебниками и осуществить мечту снега. Мы поделимся на небольшие группы, каждая группа получит набор: основа (цветной картон синего, голубого или фиолетового цвета), снежинки (символизируют снег), клей и будет создавать снежные картины.
IX Домашнее задание
С.109, 112–113, выразительное чтение, можно подготовить рисунки.
X Подведение итогов
– Как красиво становится вокруг с приходом зимы! Недаром в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а снег – серебром. Подумайте, какое волшебство может совершить каждый из вас?
Попробуйте продолжить фразу: «Жизнь дана нам…».
– А разве доброе дело, совершенное для близкого человека и незнакомого, – это не волшебство?
– Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке.