Воин-интернационалист Василий Туровец: Когда есть, что вспомнить, но трудно рассказать…

- 16:45Клуб юного журналиста

Примером мужества и героизма стали подвиги солдат и офицеров во время Афганской войны. Прошло 34 года со дня вывода советских войск с территории Афганистана. Свидетели и участники тех боевых действий сегодня уже сняли военные кители, к их званиям всегда добавляется – «в запасе». И хотя седина виски уже посеребрила, они ещё в строю – энергичны, полны сил, задумок и желания запланированное исполнить. Ведь героизм и есть добросовестное выполнение до конца и в любых условиях своего долга – человеческого, воинского.

Воины-интернационалисты считают своим новым, уже не воинским, но гражданским долгом встречаться с молодежью, рожденной в независимой Беларуси, чтобы рассказывать, насколько хрупким порой бывает мир и как ценны стабильность и спокойствие.

Своей историей поделился воин-афганец, а сегодня педагог Скрыгаловской средней школы им. Н.И.Шляги Мозырского района, руководитель по военно-патриотическому воспитанию Василий ТУРОВЕЦ.

Василий Михайлович родился в д. Вить Хойникского района Гомельской области. Там же окончил среднюю школу. До призыва в ряды СА работал на «Гомсельмаше». В 1983 году был призван на воинскую службу в ряды Вооруженных сил СССР. Службу начинал в инженерно-саперной бригаде г. Волжска.

Как вспоминает воин-интернационалист, несмотря на худощавое телосложение, он всегда был тверд духом, а стойкий характер, выносливость и мужество, любовь к Родине позволили в будущем с честью выполнить свой интернациональный долг.

Расскажите, пожалуйста, где вы служили?

– В апреле 1984 года я был отправлен в Афганистан, попав в состав 40-й армии Краснознаменного Пражского ордена Кутузова 2-й степени и ордена Суворова 2-й степени в гвардейский инженерно-саперный батальон механиком-водителем во взводе ГПТ, а затем был переведен в инженерно-саперную роту во взвод специального минирования. Был радиоминером-радиотелеграфистом, старшим группы минирования.

Сложно было адаптироваться к новым условиям?

– Первое время было тяжело, ведь все там было по-другому. Афганистан – страна горно-пустынная. Высокие хребты, плоскогорья, котловины и пустыня, вот и весь пейзаж. Летом, днем, жара невыносимая – до +50, а ночью прохладно, если не сказать холодно. Конечно, со временем привыкаешь к любой погоде.

С каким чувством вы шли на войну и возвращались с нее?

– Служба в рядах Вооруженных сил СССР – это долг каждого молодого человека. Когда мы попали в Афганистан, у нас было четкое указание: мы обороняем и защищаем рубежи Советского Союза. Ведь Афганистан граничит с тремя странами, тогда входящими в состав СССР – Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Задачи по недопущению нападения на южные границы Союза и оказание помощи правительству ДРА в борьбе с незаконными бандформированиями были выполнены. Поэтому возвращался домой с чувством исполненного долга.

На счету Василия Михайловича несколько боевых операций, выполнение спецзаданий: выезд на разминирование и минирование караванных троп, помощь мирному населению. При движении разведчики и саперы входили в состав отряда обеспечения движения колонн. По словам Василия Михайловича, практически каждый день солдатам приходилось действовать в экстремальной обстановке. За участие в операциях, проведенных Шиндандской дивизией, у воина-интернационалиста 14 благодарностей от командира дивизии.

А что больше всего запомнилось за время службы?

– Наверное, первая операция. В ущелье Ларкоф было необходимо обезвредить группировку бандитов. Именно там впервые пришлось применить свою боевую машину – установку разминирования УР-70 на базе БТР-50. Несмотря на название, использовалась она против живой силы, а также для уничтожения их опорных пунктов. При подрыве на установке разминирования получил контузию средней тяжести. Лечился в госпитале, после чего продолжал службу. Хорошо помню нашу последнюю операцию, которая закончилась как раз перед демобилизацией. Мы были под Кандагаром, и нас обстреляли возле аула Мусакала. Нам в помощь отправили солдат из нашей дивизии. Задача заключалась в том, чтобы взять аул в окружение, после чего вывести мирных жителей. И только потом начать боевые действия против душманов.

Какие отношения у вас были с местным населением?

– Я нес службу в местечке Адраскан. Жители этого населения нас называли «шурави», что означает «друг» на русском языке. На территории нашей части располагался царандой (афганский особый отдел) и приходилось часто выходить на охрану. Через улицу – жилые дома. К нам относились довольно хорошо и разрешали ходить в магазин. Но были и те, кто и воевал против нас. Однажды за нашу стену кто-то из местных бросил осколочную гранату. К счастью, никто не пострадал.

Скажите, как сложилась ваша судьба после Афганистана?

– В ноябре 1985 года я был демобилизован в запас. После армии вернулся работать на «Гомсельмаш». Впоследствии назначен секретарем комитета комсомола Гомельского объединения «Птицеводство». Окончил Мозырское ПТУ № 84 и устроился на работу в Мозырской нефтеразведочной экспедиции. В 1990 году назначен руководителем начальной военной подготовки Золотушской средней школы Калинковичского района. С 1991 года и по настоящее время работаю учителем и являюсь руководителем по военно-патриотическому воспитанию в Скрыгаловской средней школе имени Н.И.Шляги Мозырского района.

Многое нашим солдатам пришлось пережить. Они выполняли свой долг, переносили все лишения, терпели и воевали до последнего. Эта война изменила их жизнь. Воины-афганцы – это те люди, на примере которых нужно воспитывать молодое поколение. Память о событиях Афганской войны учит молодежь ценить мир, а сегодня это важно как никогда.

Назар КАЧЕЛЯ,
учащийся 8-го класса
ГУО «Скрыгаловская средняя школа им. Н.И.Шляги Мозырского района»,
Гомельская область

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий