Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Художественная литература» в старшей группе на тему «Мой любимый город Сморгонь!»

- 14:53ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие направлено на формирование представлений о родном городе, о достопримечательностях малой родины.

 

Анна ПОРТНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

 

Цель: формирование представлений о родном городе, о достопримечательностях малой родины;

Программные задачи:

– развивать умения выразительно исполнять стихотворные произведения, передавать свое отношение к их содержанию;
– развивать умения отвечать на вопросы полными предложениями, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения;
– развивать диалогическую и монологическую речь детей, память и воображение;
– формировать умения эмоционально, соблюдая логику и последовательность событий, с помощью сюжетных картинок пересказывать литературное произведение, употребляя простые и сложные предложения, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий; придумывать свое начало (окончание) литературного произведения; передавать в роли настроение, характер персонажа;
– воспитывать чувство любви к своей малой родине, к своему городу, к окружающим.

Оборудование: переработанный и адаптированный текст рассказа А.С.Баруздина «Наша страна», географическая карта Беларуси, сюжетные картинки по теме произведения, мультимедийный проектор.

Предварительная работа: беседы с детьми по темам «Наша страна Беларусь», «Мой родной город Сморгонь». Чтение художественных произведений: 3.Александровой «Родина», М.Исаковского «Поезжай за моря-океаны», А.Прокофьева «Родина».

Презентация: презентация СМОРГОНЬ

 

Ход занятия

 

1 Организационный момент

Собрались ребята в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Мы за руки все возьмёмся
И весело улыбнёмся.
Руки к солнцу поднимите
Лучики к себе возьмите,
И к своей груди прижмите,
И друг другу подарите,
«Здравствуйте!» – скажите (выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Ребята, на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Приветствие детей). Мы сегодня с вами будем говорить о Родине! А вы знаете, что такое Родина?

Дети: Родина – это наша страна.

Воспитатель: А как она называется?

Дети: Наша страна – Беларусь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, что наша Родина – это Беларусь.

Воспитатель: А как называется главный город, столица нашей Родины?

Дети: Столица нашей Родины – Минск.

Воспитатель: Но у нас есть еще и малая родина, кто мне скажет, что же такое малая родина?

Дети: Дом, в котором мы живем, наша улица, это наши друзья, это место, где мы родились и живем…

Воспитатель: А где мы с вами живем?

Дети: В городе Сморгони.

Воспитатель: Так значит, как называется наша малая родина?

Дети: Наша малая родина – Сморгонь.

Воспитатель: Правильно, ребята! То место, где родился человек, называется малой родиной. Мы, ребята, родились и живем в городе Сморгони. Значит мы с вами кто?

Дети: Сморгонцы.

Воспитатель: Совершенно верно, мы с вами сморгонцы. Давайте послушаем замечательное стихотворение Андрея Юркевича о нашем городе.

(Дети читают стихотворение о Сморгони.)

1-й ребенок.

Сморгонь – прекрасный тихий город.
Радует он своим теплом.
Удобно улицы проходят.
Живу в Сморгони, тут мой дом.

2-й ребенок.

На улицах сморгонским утром
Блаженственная благодать.
И солнце светит мне попутно.
Готов всем радость передать.

3-й ребенок.

Сморгонь в истории звучала
Не перечислить много раз,
Она из пепла восставала,
Давала всем надежды шанс.

4-й ребенок.

И вновь рассвет, и город встанет,
Нас ярким солнцем удивит,
Глазами окон в небо глянет,
Листвою парков зашумит.

Воспитатель: Спасибо большое. Вам понравилось стихотворение о нашем городе Сморгони? (Ответы детей).

В нашем городе много улиц, каждая из которых также имеет свое название. Давайте сыграем с вами в игру, чтобы узнать, какие названия улиц нашего города вы знаете?

Дети передают друг другу мяч и называют улицу, на которой живут.

Улица Юбилейная, Синицкого, Советская, Ленина, Якуба Коласа, Зеленая, Малиновая, Романтиков и т.д.

Воспитатель: Спасибо, вы назвали улицы, на которых вы живете. А наш город, хоть и небольшой, но улиц в нем много разных. Еще есть такие улицы: Кореневская, Танкистов, Ровдо, Западная, Франциска Скорины и др. Есть в нашем городе и переулки: переулок Больничный, Почтовый, Школьный. И даже есть проспект Индустриальный. А сейчас я вам предлагаю погулять по нашему городу.

2 Физкультминутка «Гуляем по городу»

По Сморгони мы идем. (Ходьба на месте)
Что узнаем, назовем. (Указывают пальцем, что видят)

Здесь, кино, дома, машины, (поворачивает голову вправо.)
Стадион и магазины, (поворачивает голову налево.)
Вот и улицы, мосты. (Машут сначала правой рукой, затем левой.)
Там деревья, тут кусты! (Поднимают руки вверх, опускают.)

Воспитатель: Проходите к стульчикам и присаживайтесь поудобней.

(Дети садятся на стульчики).  Я предлагаю вам отправиться на небольшую экскурсию по нашему городу. Давайте посмотрим на экран и вспомним, какие достопримечательности есть в нашем городе. Посмотрите внимательно и расскажите, что вы видите и для чего это нужно? (Презентация «Наш город», слайды 1–13).

Дети: Это детский сад. Туда каждый день ходят дети;

Школа (там учатся дети);
Железнодорожная станция (отсюда ездят на поездах);
Больница (там лечат людей);
Стадион (занимаются спортом);
Музей искусств (там проходят разные выставки);
Памятник Неизвестному солдату (возлагают цветы, чтут память погибшим солдатам во время войны);
Парк нашего города (там отдыхают люди, и там проходят все городские праздники).

Воспитатель: Обратите внимание, какое животное вы видите в парке?

Дети: Медведя.

Воспитатель: А как выдумаете, почему в центре парка стоят скульптуры медведя и скоморохов? (Предположительные ответы детей). Потому что в давние времена, в нашем городе существовала медвежья академия. В этой академии, дрессировали медведей. А ещё для медведей придумали лакомство, которым их угощали. Это сморгонские баранки, может, слышали о таких? (Ответы детей)

Также у нашего города есть свой герб, на котором изображен медведь. Посмотрите. (Слайд 10) А это флаг нашего города. (Слайд 11). Какие цвета присутствуют на флаге? (Ответы детей)

Это все наш город Сморгонь. Наш город Сморгонь, один из маленьких городов нашей страны. А в нашей стране очень много таких городов и сел. Но если посмотреть на карту нашей страны, то можно увидеть, что наша страна богата не только городами и селами. (Воспитатель подводит детей к ответу: лесами и полями, фабриками и заводами, разными животными. А также, наша страна богата реками, озерами.) (Слайды 12,13.)

Воспитатель: А вы знаете, какая река протекает за нашим городом?

Дети: Река Вилия.

Воспитатель: Совершенно верно, река Вилия. А ещё, наш город стоит на двух реках, на реке Оксне и реке Гервятке. Наши глазки устали, давайте для них сделаем зарядку.

3 Физкультминутка для глаз «Солнечный лучик»

Лучик, лучик золотой,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазами).
Ну-ка, лучик, покрутись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами).
Глазки влево поверну,

Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево).
Теперь вправо поверну,

Снова лучик там найду.
(Отводят взгляд вправо).

Воспитатель: Наши глазки отдохнули, присаживайтесь на стульчики, продолжаем. Я хочу вам прочитать рассказ «Наша страна».

 

4 Чтение рассказа «Наша страна»

По ходу чтения воспитатель показывает опорные картинки для запоминания текста.

Есть у меня такой хороший друг. По-настоящему его зовут Романом Александровичем. Ну, а мы зовем его просто Ромкой.

Лет Ромке ни много, ни мало, а всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Ромка всем на свете интересуется.

Однажды Ромка у меня спросил:

– А мы с тобой где?

– В квартире, – ответил я своему другу.

– А где находится квартира?

– В доме.

– А дом где?

– На улице.

– А улица где?

­ В Минске.

– А Минск где?

– В Беларуси, – объяснил я. – Так наша страна называется. Знаешь?

– Знаю, – согласился Ромка. – А какая она, наша страна?

Долго я думал, как рассказать Ромке про нашу страну, и наконец, предложил:

– Надо самому посмотреть, тогда поймешь.

– А как?

– По всякому можно, – сказал я, – лучше всего, конечно пешком по стране пройти или на лошади проехать. Тогда все увидишь. Можно на машине. На поезде или на пароходе прокатиться тоже неплохо.

Ну, а если быстрее, хочешь, то можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое-что…

– Давай на самолете! – предложил Ромка.

Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Ромки дух захватило. Под нами лежали….

 

5 Беседа по содержанию рассказа

1. Как звали главного героя рассказа?
2. Сколько ему было лет?
2. Что очень интересовало Ромку?
3. На чем собирались два друга отправиться в путешествие?
4. Почему они выбрали именно самолет?
5. Что увидели наши друзья из самолета.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.

 

6 Физкультминутка «Будем город защищать» (выполняется в парах).

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопают в ладоши).
Будем город защищать! ( Пожимают руки друг другу).

Все мы дружно встанем, (Ставят руки на пояс, выставляя одну ногу вперед)
Всех врагов достанем. (Прямые руки вытягивают вперёд). 

Будем чаще улыбаться, (Повороты в стороны, улыбаются друг другу).
А не ссориться и драться! (Обнимаются друг с другом).

 

Дети садятся на стульчики.

 

7 Повторное чтение рассказа

Воспитатель: Ребята, вы должны будете рассказывать не о Ромке и его друге, а о себе, о своем друге или подруге и о своем городе, используя опорные сюжетные картинки. Для завершения рассказа нужно представить, что же вы увидели с самолета.

 

8 Пересказ рассказа детьми

Пересказывают 2–3 ребенка, по желанию.

 

9 Итог занятия

Воспитатель:

Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?
За что понравилось?
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Вы любите свой родной город?
За что вы любите свой город? (Ответы детей)

 

Сюрпризный момент (раздается стук в дверь, воспитателю передают посылку)

Воспитатель: Интересно, кто это нам передал посылку? Давайте откроем ее, и посмотрим, что там. (Открывают коробку, а там баранки). Как вы думаете, от кого они?

Дети: Наверное, от медведей?

Воспитатель: Я тоже так думаю. Им понравилось, как вы сегодня красиво рассказывали стихотворение о Сморгони. Интересно пересказывали рассказ о нашем городе. И вообще, были умничками на протяжении всего занятия. Поэтому они решили угостить вас своим любимым лакомством, сморгонскими баранками.

Дети угощаются баранками.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по нашему родному городу Сморгони. Мы должны любить свою малую родину за ее красоту и неповторимость, защищать и беречь её. Давайте с помощью смайликов передадим свое настроение, прикрепите смайлики на мольберте.

Дети прикрепляют смайлики с определенным настроением.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий