Психологический тренинг с подростками «Здоровый я – здоровая страна» направлен на формирование понятия здорового образа жизни, первичной профилактики наркотической и алкогольной зависимости, воспитание психически здорового человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами.
Ольга ТУРУТО,
педагог-психолог
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Задачи:
– формировать установку на здоровый образ жизни;
– способствовать развитию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
– способствовать повышению социальной активности, развитию самоуправления и творчества классного коллектива.
Время: 45 минут.
Категория: подростки.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, доска, мел, ватман, краски или карандаши.
Ход тренинга
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу начать наш тренинг со слов английского писателя Уильяма Теккерея: «Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу». Как вы думаете, что такое привычки? Как формируются привычки? (Дети высказывают свое мнение.)
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день. Привычки бывают полезные и вредные. Давайте с вами выполним следующие упражнения.
Упражнение «Мои привычки»
Каждый участник выходит к доске и пишет название одной вредной привычки справа и одной полезной привычки слева.
Например:
Перечень полезных привычек: соблюдать режим дня, правильно питаться (есть фрукты, овощи), заниматься физкультурой и спортом и т.п.
Перечень вредных привычек: использование в речи слов-паразитов, алкоголизм, курение, игровая зависимость и т.д.
В конце упражнения происходит обсуждение того, какую пользу и вред приносят здоровью человека привычки, как можно избавиться от вредных привычек.
Упражнение «Изобрази поговорку»
Упражнение заключается в изображении поговорок поочередно желающими. Один человек изображает поговорку, другой должен отгадать.
Пример поговорок:
Баня здоровит, разговор веселит.
Кто встал до дня, тот днем здоров.
И старым и молодым вреден табачный дым.
И смекалка нужна, и закалка важна.
Упражнение «Здоровье»
Необходимо собрать слово, связанное со здоровьем. Педагог-психолог пишет на доске буквы, а учащиеся должны собрать слова.
Например:
ГУЛПРОКА (прогулка), КАЗАДРЯ (зарядка), ОСН (сон), ЕХМС (смех), НАГИЕГИ (гигиена) и т.п.
Упражнение «Умей сказать НЕТ»
Педагог-психолог: В этой игре мы будем учиться отказываться от вредных привычек. Выходят 2 ученика. Они разыграют сценку – предложение закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться».
Пример диалога:
Саша. Давай закурим!
Женя. Я не могу.
Саша. Почему?
Женя. Родители увидят.
Саша. А мы отойдем за угол.
Женя. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Саша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Женя молчит, не зная, что сказать.
Педагог-психолог: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Участники дают свои ответы.
Педагог-психолог: Ребята, чтобы отказаться, достаточно сказать: «Я не хочу». Когда человек обосновывает свой ответ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы решили отказаться, выбирайте самое весомое, с вашей точки зрения объяснение и настаивайте на нем.
Упражнение «Вместе за ЗОЖ»
Участникам тренинга предлагается сделать совместный коллаж о здоровом образе жизни с целью представления того, что хочется увидеть в конце работы.
Рефлексия
Педагог-психолог: Продолжите фразу: «Откровенно говоря, для меня это занятие…».
Я думаю, что наш совместный час здоровья прошел для вас с пользой, и вы сможете сделать правильный выбор: сказать НЕТ пагубным привычкам.