Решение задач на разностное сравнение. 2-й класс

- 9:01ВЫБОР РЕДАКЦИИ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Урок математики в формате экспедиции «Покорение вершины знаний».

Людмила ГРАБЛЮК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 1 г. Ляховичи»,
Брестская область

 

 

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

– знать алгоритм решения задач на разностное сравнение;
– уметь решать задачи на разностное сравнение с вопросами «на сколько больше?», «на сколько меньше?»; решать простые задачи изученных видов.

Задачи личностного развития:

– содействовать формированию коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, привитию навыков рефлексивных умений;
– способствовать обогащению словарного запаса терминологией альпинистского содержания;
– создать условия для воспитания таких жизненно важных ценностей, как взаимопомощь, взаимовыручка, чувство товарищества и др.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийная презентация, наглядность с изображением горы, флаг 2 «Б» класса, карточки для работы в группах, игровизор, карточки для игровизора, лист самооценки, конверты со снежинками для рефлексии, музыкальная колонка.

Презентация к уроку

Приложение. Лист самооценивания

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу, мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Мы к работе приступаем.
Поиграем в альпинистов.
Самых смелых мы возьмём.  
Снаряженье соберём –
Горы покорять пойдём.
На вершинах гор прохладно,
Завяжите все шарфы.
Пожелаю вам удачи
И счастливого пути.

– Наш урок пройдёт в форме экспедиции под названием «Покорение вершины знаний» (Слайд 1), где вы перевоплотитесь в альпинистов, а я буду опытным руководителем экспедиции, по-другому – проводником. Но сразу хочу сказать, что мало опытного проводника, важно, чтобы все члены экспедиции были в единой связке, обладали чувством взаимопомощи, взаимовыручки.

 

2 Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Цель: обеспечение мотивации обучения учащихся, включение их в совместную деятельность по определению темы и целей урока; актуализация субъектного опыта учащихся.

– Кто такие альпинисты? (Слайд 2) (Альпинисты – те, кто восходят на труднодоступные горные вершины со спортивными и познавательными целями.)

(Слайд 3)

– Что такое экспедиция? (Слайд 3) (Экспедиция – поездка, поход группы лиц с каким-либо специальным заданием; обычно в отдаленную местность.)

Такой отдалённой местностью для нас будут горы Гималаи. Это самые высокие горы в мире. Их средняя высота достигает 6 км или 6000 м. Специальным заданием будет покорить вершину знаний по математике. Если тема урока у нас «Задачи на разностное сравнение», то какие цели мы поставим на урок? (Ответы детей)

– Да, действительно. Сегодня на уроке вы узнаете алгоритм решения задач на разностное сравнение и, используя этот алгоритм, научитесь их решать.

– Перед вами – изображение горы (наглядность на доске). Нам надо подняться на её вершину и установить там флаг 2 «Б» класса. Сейчас флаг у подножия горы. В результате правильно выполненных заданий мы будем покорять промежуточные вершины и в конечном итоге покорим самую главную.

 

Минутка чистописания

– Покорять гору будем всем классом. Сколько учащихся во 2 «Б» классе? (21).
– Назовите количество десятков и единиц в этом числе?
– Пропишите каллиграфически правильно это число в тетради. Сверьте с образцом.

(Слайд 4)

– Для чего необходимо правильно писать цифры? (Ответы детей)

(Слайд 5)

– Перед вами лежат оценочные листы (Приложение). После каждого этапа урока вы будете оценивать свою деятельность. Если вы отлично выполнили задание, нет ошибок и вам всё понятно, будете разукрашивать голубым цветом снежинку вверху шкалы оценивания; если не всё понятно, допущены ошибки, то разукрашиваете траву в центре шкалы; в случае, если вы ничего не поняли, допустили много ошибок, разукрашиваете камни внизу шкалы.

– Оцените правильность написания числа 21 с помощью шкалы оценивания.
– Молодцы, с заданием справились, а теперь в полном составе, в количестве 21 человека, начинаем восхождение.

 

Устный счёт

– Как известно, любому поднятию в горы предшествует тщательная подготовка.

1) Проверка снаряжения «Что возьмём с собой в дорогу?»
Работа в паре (карточки) (Слайд 6)

– В каждом горизонтальном ряду записано по 3 числа, величины, выражения. Обведите в каждой строке ту букву, которая будет стоять возле самого большого числа, величины, ответа выражения. Выпишите по порядку все найденные буквы, и вы узнаете названия одного альпинистского снаряжения (Слайд 7).
Проверка правильности выполнения задания (Слайд 8)
Ледоруб – спортивный инвентарь для передвижения по ледовым, снежным склонам, для организации страховки.

2) «Потерянные знаки»
Работа в группах

– Чтобы узнать название следующего альпинистского снаряжения, выполним следующее задание. Сейчас каждая группа получит картинку с изображением рюкзака (Слайд 9). На каждом рюкзаке записаны числа. Ваша задача – составить из чисел такое математическое выражение, чтобы получился ответ, указанный под каждым рюкзаком. Используем знаки «+», «–«. Числа менять местами нельзя.
Проверка задания (Слайды 10, 11, 12).
На слайдах правильные ответы с буквами. Каждая группа запоминает свою букву. Один учащийся из группы выходит с буквой к доске, складывается название снаряжения – кошка (Слайд 13).
Кошка – металлическое приспособление для передвижения по льду.

 3) Логические задачи

– Следующее снаряжение я назову сама – снегоступы (Слайд 14).
Снегоступы – это ступательные лыжи для передвижения по снегу.
– На данном этапе вам надо решить логическую задачу (Слайд 15). (Чтение задачи учащимся. Выделение ключевых моментов (количество альпинисток, цвет снегоступов.))
– С помощью чего решаются такие задачи? (Таблицы.)
Один учащийся решает у доски, остальные на местах в парах, используя игровизор. (Игровизор – это игровой графический тренажер, который состоит из картонной, ламинированной подложки и накрывающего подложку прозрачного экрана. Все задания выполняются маркером или фломастером на прозрачном экране, а затем все надписи и рисунки легко удаляются бумажной салфеткой) (Слайд 16).

– Возьмите маркер, вставьте карточку-табличку в игровизор. Обозначьте знаками «+» или «–» свой выбор. (Взаимопроверка на местах, проверка правильности решения задачи у доски.)

– Возьмите оценочный лист, отметьте свой результат.

– Перед вами названия ещё некоторых предметов, которые нужны альпинистам (Слайд 17). Возможно, кто-то из вас заинтересуется и захочет узнать дополнительную информацию про них. В этом случае на перемене вы можете воспользоваться QR-кодом и пополнить свои знания полезной информацией.

– С подготовкой снаряжения мы разобрались. Что нового, интересного узнали на этом этапе урока? Какие знания по математике углубили?

 

3 Этап изучения нового материала

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичное усвоение учащимися учебного материала.

– Альпинистам для восхождения обязательно надо иметь верёвки, которые они используют при скалолазании. У меня в руках не верёвки, а две ленты: одна синего цвета, другая белого. Какая лента длиннее, а какая короче? (На глаз видно, что белая лента длиннее.)

– Докажите, что белая лента длиннее. Как это сделать? (По предложению учащихся учитель накладывает синюю ленту на белую.)

– Почему же вы думаете, что белая лента длиннее? (Потому что она такая же, как синяя, и еще остаётся кусочек.)

– Покажите, на сколько белая лента длиннее синей. (Вызванный учащийся показывает на незакрытую часть белой ленты.)

– У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента длиннее, чем синяя? (Тот же учащийся отрезает незакрытую часть белой ленты.)

– На сколько белая лента длиннее, чем синяя?

– А еще что она показывает? (На сколько синяя лента короче, чем белая.)

– А как мы это нашли? (От белой ленты отрезали длину синей ленты и взяли остаток.)

– Сегодня мы с вами будем учиться решать задачи с вопросами «На сколько больше?» и «На сколько меньше?», но будем уже сравнивать конкретные числа. (Вопросы к такого рода задачам записаны на доске.)

Работа по учебнику, с. 48 (Слайд 18).

– Прочитайте задачи.

– О чём в них говорится? Что обозначает число 5? 3? Какой вопрос первой задачи? Второй? Чем задачи похожи и чем отличаются?

– Возьмите в конвертах картинки с изображением сосен и ёлок. Сколько сосен по условию задачи? (5.) В верхнем ряду положите картинки с соснами. Сколько елей по условию задачи? (3.) Положите картинки с елями в нижнем ряду под соснами. Сравните количество деревьев в двух рядах. Как узнать, каких фигур больше? Меньше? (Сложить их парами.) Чего больше, сосен или елей? На сколько больше? Чего меньше, сосен или елей? На сколько меньше? Почему вы так считаете? Какие два числа сравниваем? (5 и 3.) Мы сравнили два числа и узнали, что 5 ˃ 3 на сколько? 3 ˂ 5 на сколько?

– Не всегда есть возможность использовать наглядный материал по количеству данных в условии задачи, ведь в условии могут быть двузначные, трёхзначные числа. Поэтому есть математическое правило: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего отнять меньшее (Коллективное проговаривание правила.)

– На основании правила можно составить алгоритм решения задач на разностное сравнение (Слайд 19):

1. Прочитай задачу.
2. Сравни числа в задаче.
3. Из большего числа вычти меньшее.

– Запомните этот алгоритм и используйте его при решении задач на разностное сравнение.

– Ещё немаловажная деталь для альпинистов – благоприятная погода (Слайд 20).

– По данным метеосводки на улице пасмурно, идёт дождь. Решив правильно задачи, мы в силах изменить прогноз: вместо дождя засияет солнышко.

Работа над задачами (с. 48, № 1 – коллективно, по алгоритму, № 2 – в парах, взаимопроверка).

– Что нового мы узнали на этом этапе урока? (Правило, алгоритм решения задач на разностное сравнение.)

– Оцените свою деятельность на этом этапе.

Табличка пасмурно меняется на табличку ясно. Восхождение разрешается (Слайд 21).

Зарядку для ума мы уже сделали, а сейчас сделаем физическую разминку и отправимся в путь.

 

Физкультминутка

 

4 Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель: обеспечение закрепления знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы, повышение уровня осмысления материала, глубины его усвоения.

– Отправляясь в Гималаи, мы должны иметь представление об этой горной системе. Гималаи в переводе с языка хинди означает «обитель (царство) снегов». Действительно, по площади снежного и ледового покрова они представляют собой настоящее царство снегов. Гималаи огромны.

– Одна из вершин Гималаев находится перед вами. Сразу забраться наверх тяжело, поэтому у нас будет 3 остановки. По мере поднятия будем переносить свой флаг.

Работа по вариантам

1-й вариант – решение задачи с. 49, № 1;             
2 вариант – решение задачи с. 49, № 2.

Проверка правильности решения задач.

– Сложно ли было решать задачи самостоятельно? Какое математическое правило помогло решить задачи на разностное сравнение?

С заданием справились. Первая высота пройдена. Устанавливаем флаг. (Изображение горы на доске.)

 

Подача материала опережающего характера

– На следующем этапе восхождения мы познакомимся с некоторыми самыми высокими вершинами Гималаев и годами их покорения. В таблице указана высота горных вершин и год покорения (Слайд 22). Может кто-то из вас может назвать эти числа? Назовите самую высокую вершину, самую низкую из них.

– Молодцы! И с этим заданием вы справились!

Работа по учебнику с. 49, № 6 (самостоятельно). Сравнение числовых выражений и чисел. Взаимопроверка в парах. Оценивание на оценочных листах.

– С очередным заданием справились. Вторая высота пройдена. Устанавливаем флаг.

 

5 Этап контроля усвоения знаний и умений

Цель: проверка степени усвоения полученных знаний.

– Покорить третью вершину и установить флаг 2 «Б» класса на самой верхней её точке мы сможем, выполнив тест самостоятельно. Решаем задачи, обводим в кружок выбранный ответ, выписываем букву рядом с этим ответом, составляем слово.

Тест «Задачи разных видов» (Слайд 23)

Проверка теста.

– Какое слово получилось? (Лучшие.) Именно так хочется вас охарактеризовать за ваш труд на уроке.

– Что вам помогло выполнить этот тест? Чему мы научились сегодня? Назовите алгоритм решения задач на разностное сравнение. Название какого альпинистского снаряжения вы запомнили?

 

6 Этап информирования о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд 24. Диалог по выявлению трудностей в домашнем задании.

 

7 Этап подведения итогов учебного занятия. Рефлексия

Цель: оценка работы класса и отдельных учащихся; инициирование рефлексии по поводу деятельности учащихся.

– Молодцы! Наша цель достигнута! Все вместе мы добрались до вершины (Слайд 25). Были трудности, но, работая совместно, справились. А теперь представьте, что покорять вершину знаний вам пришлось бы самостоятельно, без чьей-либо помощи. Смогли бы вы справиться со всеми испытаниями: решить задачи, перевести величины и т. д.? Не только для альпинистов важно работать в связке. Очень важно, чтобы в жизни каждого человека рядом были люди, которые всегда придут на помощь.

– Возьмите в руки оценочный лист и посчитайте, чего у вас больше: снежинок, травинок, камней? Достаньте из конверта соответствующую картинку и подойдите с ней к доске. Расположите на горе. Чего больше? Снежинок? Значит, спускаться с горы, скользя по снежному покрову, значительно легче, чем по траве, либо камням. Но мы возьмём с собой на снежный спуск и тех, у кого не всё получилось, ведь мы «Один за всех, и все за одного».

– Я очень рада, что снежинок большинство, а это значит, что вы очень хорошо усвоили материал и будете применять его в дальнейшем.

– Урок подходит к концу. Я хочу пожелать вам всегда находиться на высоте и радовать своими достижениями всех окружающих.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий