Информационный час разработан на основе использования личностно-ориентированной технологии обучения с элементами информационно-коммуникативной технологии с учетом принципов индивидуализации, гуманизма, требовательности к личности и уважения ее личного достоинства. Этот материал может быть интересным и полезным для преподавателей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, сотрудников школьного музея.
Ольга АНДАЛЮКЕВИЧ,
классный руководитель 10-го класса
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область
Информационный час «День Конституции Республики Беларусь» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: гражданско-патриотическое воспитание личности и социализации личности старшеклассников. Информационный час разработан на основе использования личностно-ориентированной технологии обучения с элементами информационно-коммуникативной технологии с учетом принципов индивидуализации, гуманизма, требовательности к личности и уважения ее личного достоинства. Форма проведения – диалоговая площадка – способствовала развитию аналитических качеств учащихся, формированию их коммуникативных навыков.
Этот материал может быть интересным и полезным для преподавателей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, сотрудников музея.
Целевая установка информационного часа: создать условия для формирования у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, воспитанию ответственности за судьбу страны, способствовать формированию готовности сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.
Целевая аудитория: 9–11-е классы
Ход информационного часа
Вводный этап
Учитель: Добрый день, дорогие друзья и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас. Завтра – 15 марта – мы отмечаем государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь. Разрешите объявить наше мероприятие, посвященное Дню Конституции Республики Беларусь открытым.
(Звучит Гимн Республики Беларусь)
Учитель: На нашем мероприятии присутствует почетный гость: прокурор Дятловского района Виталий Станиславович Юрго, главный специалист отдела образования Дятловского райисполкома Елена Николаевна Гаранович, директор государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Дятлово» Наталья Павловна Климец.
Основной этап
Учитель: Современная Республика Беларусь уверенно идет собственным путем развития. И сегодня у нас есть главное – мирная, стабильная, красивая и независимая страна. Есть история, которой мы гордимся, богатое культурное, духовное наследие, традиции. Одна из задач юных граждан нашей страны – беречь и защищать богатства Родины, стремиться к их приумножению, знать и изучать историю Беларуси, замечательные традиции ее трудолюбивого народа, поклоняться наследию и памяти прославленных белорусов, учиться на ярких биографиях наших современников, гордиться достижениями страны и вносить свой вклад в ее дальнейшее процветание и развитие.
Высшей ценностью нашего общества и государства является человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину права и свободы, необходимые для созидательного труда, гармоничного развития личности и достойной жизни.
Блок 1. Информационный. История Конституции Республики Беларусь
Выступление учителя истории
Конституция (лат. constitutio – устанавливаю, учреждаю) – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Первая в Европе конституция была принята Речью Посполитой 3 мая 1791 года (в состав этого государства некогда входили белорусские земли). Она действовала 4 года. После распада Речи Посполитой наши земли отходят к Российской империи и здесь конституционный строй не существовал. После победы Великой Октябрьской Социалистической революции, когда была установлена власть Советов, была принята Конституция как Основной Закон государства. За период существования БССР было четыре Конституции: 1919, 1927, 1937, 1978 гг.
Конституция суверенной и независимой Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь. Она является пятой по счету конституцией Беларуси. Согласно Конституции РБ наше государство определено как унитарное, демократическое правовое и социальное. Государственная власть осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принципиальное положение Конституции Республики Беларусь – это признание в ней равенства всех граждан перед законом и права каждого на равную защиту своих прав и законных интересов. Это означает, что все люди, находящиеся на территории Беларуси, независимо от социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий, имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав, в том числе, права на жизнь; на получение образования; на участие в государственной деятельности; на обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности; свободу творчества и убеждений.
Скажите, кто из вас помнит: какова структура Конституции РБ? (В действующей Конституции Республики Беларусь 9 разделов, 8 глав и 146 статей).
Что такое преамбула и о чем в ней говорится? (В преамбуле к основному тексту Конституции сформулированы главные принципы и идеи, объединяющие народ Беларуси на пути укрепления независимого государства и развития процветающего общества).
Работа с инфографикой (выступление учащегося)
Учащийся анализирует инфографику, особенности Конституции и соподчинённость нормативных актов главному закону страны.
Учитель: Назовите способ внесения изменений в Конституции РБ?
(Изменения в Конституцию РБ вносятся только путем референдума, то есть общенародного голосования).
Учитель: О референдумах, прошедших в РБ, расскажет…. (Имя ученика)
Выступление учащегося
Референдум – это голосование, посредством которого граждане принимают решения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Референдумы проводятся путём всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесённых в списки граждан и имеющих право участвовать в референдуме. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путём референдума.
В Республике Беларусь референдум проводился четыре раза – 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 27 февраля 2022 г.
27 февраля 2022 года по инициативе Президента Республики Беларусь на общественное обсуждение был вынесен обновленный вариант Основного Закона страны: было предложено изменить 83 статьи, дополнить текст одной главой о Всебелорусском народном собрании и 11 новыми статьями. Изменения Конституции прежде всего затронули вопросы государственного устройства нашей страны. Таким образом, были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания. Согласно принятым изменениям Всебелорусское народное собрание стало высшим представительным органом народовластия.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 марта 2022 г. на торжественной церемонии во Дворце Независимости подписал Решение республиканского референдума по изменениям и дополнениям в Конституцию страны. Обновленная конституция вступила в силу 15 марта 2022 года.
Видео «Подписание президентом решения Референдума»: https://www.youtube.com/watch?v=UzQqCzcYWB8
Метод «Дихотомический опрос»
(Вопросы, на которые дают ответы «Да» или «Нет». «Да» – все поднимают красную карточку, «Нет» – зеленую)
Вопросы для обсуждения:
Согласны ли вы с тем, что Конституция гарантирует каждому гражданину права и свободы, необходимые для созидательного труда? (Да)
Согласны ли в с тем, что первая в мире конституция принята в Речи Посполитой? (Нет, в США)
Согласны ли вы, что по Конституции Республики Беларусь, высшей ценностью является человек? (Да)
Согласны ли вы, с тем, что Конституция обладает высшей юридической силой? (Да)
Согласны ли вы, что Конституция обладает стабильностью? (Да)
Согласны ли вы с тем, что в Конституции прописаны права граждан? (Нет, права и обязанности)
Согласны ли вы с тем, что Конституция 15 марта 1994 года – это первая Конституция суверенной Республики Беларусь? (Да)?
Блок 2. Выступление гостя
Учитель: А сейчас мы хотим предоставить слово нашему уважаемому гостю – прокурору Дятловского района, юристу первого класса Виталию Станиславовичу Юрго (выступление приглашенного гостя).
Учитель: Уважаемый Виталий Станиславович, благодарим вас за столь полную, полезную и интересную информацию. Во время выступления я заметила заинтересованность в глазах наших учащихся и уверена, что у вас, ребята, появились вопросы к нашему гостю.
Вопросы учащихся:
Объясните, почему соблюдение гражданами своих обязанностей является важнейшим условием реализации их прав?
Как вы считаете, как часто надо вносить изменения в Конституцию?
Кто в нашей стране может инициировать внесение изменений в Конституцию?
Какими качествами должен обладать гражданин Республики Беларусь и как воспитать в себе эти качества?
Что значит для вас – быть гражданином Республики Беларусь?
Блок 3. Акция «Мы – граждане Беларуси!»
Учитель: Ежегодно в нашей стране проходит Всебелорусская акция «Мы – граждане Беларуси!». По всей территории нашей страны юным гражданам Беларуси, достигшим возраста 14 лет, в торжественной обстановке вручаются паспорта. Об особенностях организации и проведения этой акции нам расскажет (Имя учащегося)
Выступление учащегося
Всебелорусская акция «Мы – граждане Беларуси!», посвященная Дню Конституции, впервые стартовала в 2004 г. по инициативе Белорусского Республиканского Союза Молодежи. В преддверии и в День Конституции мероприятия акции объединяют более пяти тысяч юных белорусов. Руководители законодательной и исполнительной власти, общественные деятели и другие заслуженные люди страны вручают ребятам главный документ. Официальные мероприятия патриотической акции проходят в Музее современной белорусской государственности, Комитете государственного контроля, Совете Республики Национального собрания. Финал Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!» традиционно проходит в Конституционном суде.
Учитель: Ежегодно 15 марта глава государства вручает паспорта самым талантливым и трудолюбивым учащимся Республики Беларусь.
Видео «Паспорт из рук Президента. День Конституции в Беларуси»:
https://www.youtube.com/watch?v=YSoO2qjE38c
Вопросы для обсуждения (ребята знакомятся с вопросами перед просмотром):
Что значит – «быть патриотом» по словам Президента?
Какое главное предназначение настоящего гражданина Республики Беларусь, по мнению главы государства?
Учитель: Паспорт – самый важный и главный документ каждого гражданина (в руках паспорт). На одной из первых страниц читаем: «Владелец этого паспорта находится под защитой Республики Беларусь». Ребята, а в чем проявляется забота государства о вас как о своих гражданах? (Ответы учащихся)
Уважаемые учащиеся, я знаю, что многие из вас принимали участие в торжественной акции «Мы – граждане Беларуси!». Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Заключительный этап
Учитель: В заключение, ребята, мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразу «Быть гражданином своей страны – значит…» (Быть гражданином – значит любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, гордиться культурой и языком своего народа, беречь природу, приумножать ее богатства)
Рефлексия
Учитель: А сейчас, давайте представим, что каждый из нас – Книга. Ребята, если после нашей встречи у вас не осталось вопросов – вы выбираете изображение «открытой книги», если вы получили ответы только на некоторые вопросы – «полуоткрытая книга», если вы не получили ответов на интересующие вас вопросы – ваш выбор – «закрытая книга».
Уважаемые учащиеся и гости, мероприятие, посвященное Дню Конституции Республики Беларусь, объявляется закрытым.
(звучит Гимн Республики Беларусь)