Материал будет полезен для педагогов-психологов в работе с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Анастасия БОНИК,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 18 г. Гродно»
Сегодня в кабинет педагога-психолога родители часто приходят на консультацию с вопросом как помочь ребенку справиться с эмоциями. В своей работе я ставлю целью научить родителей и воспитателей научным психологическим методам помощи детям, которые будут эффективны и просты в применении.
Каждый день в жизни современного взрослого человека происходит множество событий, которые вызывают эмоции: опоздание на работу из-за пробок – гнев, успехи ребенка – радость, долгое совещание – скука, красивый закат – восхищение. В то же время в жизни ребёнка также происходят события, которые нам, взрослым, кажутся на первый взгляд незначительными. Например, игра, которую мама заканчивает в самый интересный момент, папа, который доказывает, что нельзя пойти в детский сад в летних шортах зимой, на детской площадке заняты все качели.
Именно такие события в жизни ребёнка могут спровоцировать истерику. И тут очень важно, какой сценарий поведения выберет взрослый, готов ли сам взрослый на принятие ситуации и её правильное развитие.
Во время истерики ребенка от взрослого зависит, как малыш себя будет чувствовать после, с какой интенсивностью и периодичностью истерики будут в дальнейшем. На родителя или педагога возлагается ответственность – помочь пережить сложные эмоции и «прожить» их вместе с малышом. Этот процесс называется контейнирование эмоций.
Контейнирование эмоций – это процесс передачи эмоций от ребенка к взрослому.
Как реагировать на истерику с помощью контейнирования эмоций?
1 Распознайте эмоцию ребенка. Задайте себе вопрос, что он чувствует, чем спровоцирована истерика малыша.
2 Назовите ребенку эмоцию вслух посредством предложения: «Я вижу, ты расстроен/разозлён/обижен».
3 Поддержите и примите эмоцию ребёнка: «Я тебя понимаю, в такой ситуации мне тоже было бы обидно/грустно».
4 Дать разрешение на проявление эмоций «Ты прав в том, что в этой ситуации так себя ведёшь».
5 Проявите своё участие: «Я рядом, и никому тебя не отдам».
6 Можно обнять ребенка или взять за руку, если он это допускает.
Может сложиться такая ситуация, что ребёнок в истерике может вас не услышать и не понять, но в любом случае ему очень важно увидеть вашу поддержку и внимание к себе, чтобы пережить этот эмоциональный момент.
Когда вы выполнили все эти пункты и убедились в том, что ребёнок чувствует себя хорошо, необходимо напомнить правила поведения (если истерика случилась из-за их невыполнения).
В рамках коррекционно-развивающих занятиях в нашем дошкольном учреждении я как педагог-психолог ставлю перед собой задачи: сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях; формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
Дети на занятиях учат базовые эмоции: в каких жизненных ситуациях они их испытывают, проигрывают на себе и как выражают – все это позволяет в последующем справляться с эмоциями и направлять их в благое русло. Современные научные исследования показали, что развитый эмоциональный интеллект у ребенка помогает ему решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями.
Важно отметить, что для плодотворной работы «контейнером» для эмоций ребёнка, взрослый должен следить за своим эмоциональным состоянием, осознавать свои эмоции и восполнять потребности.
Родители и воспитатели, использующие подобный метод отмечают позитивную динамику: лучше строится диалог с ребенком, истерики становятся менее интенсивными или вовсе сходят на нет.
Будьте всегда поддержкой своим детям!