Как сделать сложное простым на примере интеллект-карт и логико-смысловых моделей. Мастер-класс  

- 17:05II И III СТУПЕНИ, Мастер-класс, Методичка

 

Раиса МАЦЕВИЧ, Елена МОИСЕЕВА,
учителя начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Цель: предполагается, что участники мастер-класса:

– будут знать, что такое многомерная дидактическая технология;
– научатся моделировать интеллект-карты и логико-смысловые модели по определённым темам.

 

Ход мастер-класса

 1 Ориентировочно-мотивационный этап

– Доброе утро, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас на моём занятии.
– Потопайте, пожалуйста, те, кто на нашу встречу пришел пешком.
– Помашите рукой те, кто ехал на транспорте.
– Похлопайте в ладоши те, кто сегодня с утра выпил чашечку кофе.
– Улыбнитесь те, кто взбодрил себя ароматным чаем.

На этой позитивной ноте я предлагаю начать наше занятие. Для плодотворной работы мы с вами объединились в группы. Вот такими командами мы продолжим нашу работу.

 

2 Определение темы и цели мастер-класса

Мастер предлагает послушать притчу.

Учитель взял стеклянный кувшин, заполнил его доверху большими камнями и спросил у учеников: «Полон ли кувшин?»
– Конечно, полон, это очевидно, – ответили ученики.
Тогда учитель стал горстями осторожно всыпать в кувшин мелкую гальку, пока она доверху не заполнила пространство между камнями.
– А теперь кувшин полон?
Некоторые из учеников неуверенно сказали:
– Ну, наверное, полон…
Учитель стал тонкой струйкой всыпать в кувшин песок. Несомненно, песок тоже просочился в те щели, которые ещё остались между камнями и галькой, пока не стало очевидным, что больше всыпать невозможно.
– А теперь, по-вашему, кувшин полон?
Наступила тишина. Никто не решался ответить. Учитель стал понемногу наливать в кувшин воду из стакана, пока не вылил полный стакан.
– Как вы думаете, теперь, наконец, кувшин полон?
Самые смелые ученики решили прервать молчание:
– Теперь, наверное, уже полон.

– Как вы думаете, может ли учитель за какой-то короткий период сразу заполнить свой «кувшин знаний»? Ответы участников.

Вывод: учитель учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности и дополняет свой «кувшин знаний» постоянно.

 

– Сегодня я предлагаю дополнить ваш «кувшин знаний». Символические камешки, которыми мы будем заполнять кувшин, лежат у вас на тарелочках. Какой камешек вы возьмёте, зависит от того, как вы ответите на мой вопрос.

– Кто из вас знает, что такое многомерная дидактическая технология, опустите камешек красного цвета.

– Кто умеет составлять интеллект-карты и логико-смысловые модели, выберите камешек синего цвета.

– Опустите в кувшин камешек желтого цвета те, кто активно использует инструменты данной технологии в образовательном процессе.

Посмотрите на экран и подумайте, к какой категории вы себя отнесёте.

Исследование показало, что в кувшине меньше всего оказалось камешков желтого цвета.

 

Согласитесь, каждый учитель задавался вопросом, как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как сделать процесс усвоения информации детьми максимально эффективным, как с современными детьми говорить на современном языке.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо сделать процесс обучения более наглядным, системным и логичным. Одним из таких замечательных инструментов, на мой взгляд, является интеллект-карта и логико-смысловая модель.

И тема нашего мастер-класса – «Как сделать сложное простым на примере интеллект-карт и логико-смысловых моделей». (Слайд 1)

 

3 Целеполагание

– Зная тему, попробуйте в группах сформулировать цель, которой вы планируете достичь к концу нашей встречи, подготовьтесь её озвучить. Выслушаем все группы.

Обобщение мастера.

Знать: что такое многомерная дидактическая технология.

Уметь: моделировать интеллект-карты и логико-смысловые модели (на доске).

 

4 Освоение новых знаний

– Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг «сваливается» много информации. Её нужно как-то запомнить, сгруппировать и упорядочить.

Представьте себе, к вам на улице подходит турист и просит подсказать дорогу к музею. Вы начинаете объяснять: «100 метров прямо, потом направо, потом перейти дорогу» и т.д. Согласитесь, объяснение может занять все 10 минут. А если вы нарисуете на бумаге, это займёт не более 1 минуты. Причём в первом случае турист может и не попасть к месту назначения, и будет ещё спрашивать у другого прохожего. А во втором случае гарантированно придёт к музею.

Интеллект-карты работают по этому же принципу, сжимая многократно информацию, делая из сотни слов одну картинку.

Преимуществом этого уникального и простого метода обработки и запоминания информации является возможность сделать сложный и объёмный материал простым и понятным.

 

Данная технология была разработана в 90-е годы XX века доктором педагогических наук Валерием Штейнбергом. В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Понятие «многомерность» в этой технологии понимается как приведение в систему разнородных понятий. Главным преимуществом применения, на мой взгляд, является возможность от заучивания перейти к пониманию.

 

Дидактическими инструментами многомерной дидактической технологии являются карты памяти и логико-смысловые модели.

«Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации» – эту нехитрую тенденцию уловил американец Тони Бьюзен. Он и стал основоположником теории интеллект-карт. Существуют и другие варианты перевода: «карты разума», «интеллект-карты» или «карты интеллекта», «карты сознания», «ментальные карты», «карты памяти», «карты представлений», «мысленные карты», «умственные карты» и т. д. В переводах книг Т.Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты». (Слайд 2)

  

Основные свойства ментальных карт:

–  Наглядность (позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, и не нужно перечитывать 10 страниц текста).

 Эстетичность (является рисунком, обладающим приятным видом).

 Неоднородность (на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой – его вкус) (Слайды 3, 4).

 

Переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у детей это получается намного лучше.

Берём чистый лист бумаги. Расположите его горизонтально. В центре листа нарисуйте центральный образ, который будет символизировать тему, с которой и начинается работа на карте. От центрального образа отводятся ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей, рекомендуется сделать их потолще. От толстых ветвей аналогично чертятся более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Для рисования рекомендуется использовать разные цвета и рисунки.

Составление интеллект-карты по какой-либо актуальной теме (мастер составляет карту на доске).

 

4 Самостоятельная работа в группах

– А сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждой группе я предлагаю прочитать статью в учебнике II класса по предмету «Человек и мир» на с. 71 (тема «Грибы») и составить интеллект-карту по теме статьи.

Составление интеллект-карт.

 

– Если в I, II классе целесообразно использовать интеллект-карты, то в III, IV классах в образовательном процессе можно начинать использование логико-смысловых моделей. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков.

В зависимости от темы урока логико-смысловая модель составляется на одном уроке или выстраивается поэтапно от урока к уроку.

Например, чтобы получилась логико-смысловая модель по теме «Глагол», она составляется постепенно в течение изучения всего раздела.

Для составления такой логико-смысловой модели можно использовать алгоритм.

Алгоритм построения логико-смысловых моделей

1 В центр листа поместить овал или треугольник с названием темы – объекта изучения.

2 Определяется круг вопросов, аспектов изучаемого объекта для определения числа и набора координат.

3 Отразить все оси координат на рисунке, определить их последовательность и присвоить номера К1, К2 и т.д.

4 Отобрать основные факты, понятия, принципы, правила. На координатах для каждой смысловой гранулы отметить опорные узлы (точками, кружками, крестиками).

5 Рядом с опорными узлами сделать надписи; при этом происходит кодировка или сокращение информации при помощи опорных слов, словосочетаний, символов.

 

Работа в группах

– А теперь попробуйте составить логико-смысловую модель по разделу «Предложение», пользуясь материалом учебника «Русский язык. III класс» с. 23–56. Используйте вышеуказанный алгоритм.

Каждая группа представляет свои логико-смысловые модели.

Мастер вместе с участниками при обсуждении полученных «продуктов» делает вывод о целесообразности использования данных моделей в образовательном процессе.

 

5 Рефлексия

– Подходит к завершению наша встреча, и я попрошу вас ответить на несколько вопросов.

– Кто заинтересовался темой? Почему?

– Кто попробует применить полученные знания?

 

– Чтобы как можно лаконичнее выразить свои мысли, своё отношение к тому, что вы сегодня услышали, узнали, предлагаю воспользоваться приёмом «Синквейн».

Участники составляют синквейн, желающие зачитывают.

 

– А теперь я предлагаю положить в кувшин шарик тем, кто заинтересовался данной технологией и готов её применить.

Один мудрец сказал: «Счастлив тот ученик, для которого открыто сердце учителя, и счастлив тот учитель, который найдёт путь к сердцу ученика».

Желаю вам найти путь к сердцу своих учеников, а также, чтобы ваше сердце было для них открыто.

Коллеги, спасибо за сотрудничество, открытость, позитив!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий