Географическая секторная игра «Интеллектуальная радуга», 6-й класс

- 9:16ГЕОГРАФИЯ, География. Внеклассная работа, География. Материалы к урокам

Секторная игра «Интеллектуальная радуга» может быть использована для обобщения материала по теме «Атмосфера» (6-й класс), а также как внеклассное мероприятие по предмету «География». Работа отмечена дипломом II степени на конкурсе методических разработок «У природы нет плохой погоды», который проводился Институтом развития образования и социальных технологий г. Кургана (РФ).

Светлана ЯЦУШКЕВИЧ,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 3 г. Лунинца»,
Брестская область

 

 

 

 

 

Цель:

– расширить знания учащихся о погоде и климате;
– способствовать формированию интеллектуального кругозора, развитию познавательного интереса обучающихся к географии, умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать чувство ответственности при работе в команде.

Оформление кабинета: на доске размещены секторы с номерами вопросов (Приложение 1), музыкальный фон.

Оборудование: фишки на магните в виде солнца для фиксирования выбранных вопросов, «черный ящик», музыкальный центр.

Форма проведения: секторная игра.

Опережающее задание: подготовить название, девиз и эмблему команды, выбрать капитана.

 

Ход игры

Организационный момент

Приветствие участников игры, членов жюри, болельщиков.

Вводное слово учителя:

Мы сегодня с вами собрались для того, чтобы поговорить о погоде и климате, ответить на интеллектуальные вопросы и определить наиболее сильную команду. На интеллектуальном ринге встречаются две команды, которые представят себя сами.

Команды озвучивают название, девиз, демонстрируют эмблему.

Представление членов жюри.

Ни одна игра не проходит без жюри. В качестве строгого, но объективного жюри выступают: Елена Михайловна Черняк, учитель биологии, Максим Павлович, учащийся 10-го класса, Яна Кузьмич, учащаяся 10-го класса.

 

Правила игры

Секторная игра включает 7 тематических секторов, которые объединены единой темой «Погода и климат». Красный сектор «Атмосфера» содержит вопросы об атмосфере, ее строении и свойствах. В оранжевом секторе вопросы о метеорологических приборах. Желтый сектор посвящен ветрам, их разнообразию, причине образования, значению и т.д. Зеленый сектор посвящен метеорологическим элементам, голубой – метеорологическим явлениям. Вопросы о климате в синем секторе. Фиолетовый сектор – «Погода и климат в художественных произведениях» (Приложение 2).

В каждом секторе по 5 вопросов. Команды по очереди выбирают сектор и номер вопроса. На обсуждение отводится по 30 секунд. Если команда правильно отвечает на вопрос, то зарабатывает 1 балл. В случае неправильного ответа, право ответа переходит команде-сопернице. Игра проходит в 3 тура. В каждом туре командам нужно ответить на 5 пар вопросов.

 

Проведение игры

А сейчас мы разыграем право первого хода. В «черном ящике» находится предмет (термометр), который имеет отношение к нашей теме. Команды по очереди задают вопросы, на которые я могу ответить либо «да» либо «нет». Вопросы могут касаться формы, размеров, назначения и т.д. Какая команда первой правильно определит спрятанный предмет, та и начинает игру. Первой задает вопрос команда, название которой первое по алфавиту.

 

I тур

Мы разыграли право первого хода. Команда, правильно угадавшая предмет, который находился в «черном ящике» первой выбирает сектор и номер вопроса. Напоминаю, что каждой команде нужно выбрать и ответить на 5 вопросов, на обсуждение отводится 30 секунд.

Команды по очереди выбирают вопросы.

На номера вопросов, которые выбирались участниками, крепится фишка на магните в виде солнца.

Мы закончили первый тур. И, пока жюри подсчитывает баллы команд, я предлагаю интеллектуальную паузу. Самые интересные факты о погоде и климате вы услышите от учащейся 10-го класса Вероники Соц. (Приложение 3).

Для оглашения результатов первого тура слово предоставляется членам жюри. (Жюри называют заработанные командами баллы).

 

II тур

Второй тур проходит по условиям первого. Т.е. команды снова выбирают сектор и номер вопроса. Начинает проигрывающая пока команда. (Каждая команда по очереди выбирает сектор и номер вопроса).

Мы закончили второй тур. Я попрошу членов жюри подсчитать баллы команд за второй тур и общее количество баллов. Пока члены жюри заняты работой, я предлагаю игру со зрителями, которые болеют за свои команды. Болельщики могут помочь команде и заработать дополнительный балл. Правильный ответ оценивается в один балл.

Уважаемые болельщики, вам надо ответить на вопрос и определить, что находится в «черном ящике».

У растений он простой и сложный. У людей – однотонный и разных цветов. Изначально использовался для защиты от солнца. Что находится в «черном ящике» и как этот предмет используется сейчас? (Зонт. Сейчас используется для защиты от дождя).

Для оглашения результатов слово предоставляется членам жюри.

 

III тур

Третий тур проходит по условиям второго. И начинает проигрывающая пока команда. (Каждая команда по очереди выбирает сектор и номер вопроса).

Мы закончили третий тур. Члены жюри заняты подведением итогов игры, а у нас музыкальная пауза.

Музыкальный номер для всех присутствующих дарит учащаяся 10-го класса Вероника Соц.

 

Подведение итогов, рефлексия

Дополните начатые предложения своим ответом.

Наиболее трудные вопросы были в секторе …
Наиболее интересный вопрос для меня был …
Я сегодня узнал (а) …

 

Для подведения итогов интеллектуального состязания и награждения команд слово предоставляется членам жюри. (Жюри называет общее количество баллов каждой команды и выбирает лучшего игрока, вручает грамоты командам).

Благодарим участников и жюри за плодотворную работу.

 

Приложение 1

Сектора «Интеллектуальной радуги»

Приложение 2

КРАСНЫЙ СЕКТОР

Вопросы по теме «Атмосфера»

1) Из каких слоев состоит атмосфера? (Тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы, экзосферы).

2) Что такое озоновый слой и какое значение он имеет для живых организмов? (На высоте 20–25 км наблюдается повышенное содержание озона, который образует озоновый слой. Его роль очень велика. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи).

3) Какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды» и почему? (Тропосферу. Именно в этом слое происходит колебание температуры воздуха, формируются ветры, облака, выпадают осадки).

4) Как называется наука, занимающаяся изучением атмосферы и всех процессов, происходящих в ней? (Метеорология).

5) Из каких газов состояла первичная атмосфера Земли? Как происходило формирование современного состава атмосферы? (Первичная атмосфера состояла из водорода и гелия. В результате вулканической деятельности она насыщалась водяным паром, сернистым и углекислым газами. Кислород появился благодаря зеленым растениям).

 

ОРАНЖЕВЫЙ СЕКТОР

Вопросы по теме «Метеорологические приборы»

1) Какой прибор используют для определения скорости ветра? (Анемометр или ветрометр. С греческого «анемос» – ветер, дуновение, а метрон – мера, измерение).

2) С какой целью используют гигрометр? (Для определения влажности воздуха).

3) В переводе с голландского название этого прибора означает «крыло». Он используется для определения направления ветра. О каком приборе идет речь? (О флюгере. Он состоит из стержня и свободно вращающейся на нем флюгарки, которая указывает сторону горизонта, откуда дует ветер).

4) Для измерения атмосферного давления используют барометр и барограф. В чем их отличие? (Барометр показывает величину атмосферного давления, а барограф – это самопишущий прибор для непрерывной записи значений атмосферного давления).

5) Каким прибором необходимо пользоваться для определения скорости и направления движения облаков? (Нефоскопом. Считается, что он был изобретен в 1894 году русским аэрологом Михаилом Поморцевым. По другим данным, изобретение принадлежит шведскому метеорологу Готфриду Финеману (1885 г.)).

 

ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР

Вопросы по теме «Ветер»

1) В Южном полушарии пояс, расположенный между 40º и 50º широтами получил название «ревущие сороковые». Почему он получил такое название и какое отношение имеет к ветру? (Это океаническое пространство получило свое название из-за частых штормов, вызванных мощными, устойчивыми западными ветрами).

2) В древности эти ветры были любимыми торговыми ветрами мореплавателей. В переводе с испанского обозначают как «ветры, которые благоприятствуют переезду». О каких ветрах идет речь? (О пассатах. Это постоянные ветры тропических широт. В северном полушарии дуют с северо-востока, а в южном – с юго-востока).

3) Это сильный, порывистый, сухой и теплый местный ветер, дующий с высоких гор в долину. Часто вызывает таяние снега. Бытовой электроприбор носит его название. О каком ветре идет речь? (Фён. Но в зависимости от расположения может иметь разные названия. В горах Тянь-Шань – кастек, в Скалистых – чинук, на Алтае – верховка).

4) Автомобильный концерн Volkswagen активно использует названия ветров для модельного ряда своих автомобилей. Дайте название ветра, которым названа модель автомобиля. (Пассаты – ветры тропических широт (Volkswagen Passat). Гольф – ветер над Гольфстримом (Volkswagen Golf). Бора – холодный сильный ветер, дующий с невысоких гор в сторону теплого моря и вызывающий обледенение судов (Volkswagen Bora). Джетта – авиационный ветер (Volkswagen Jetta)).

5) Туристы, отдыхающие на побережье озера, обратили внимание, что ветер дует с моря на сушу. В какое время суток отдыхающие были на побережье? (Отдыхающие были на берегу днем. Ветер, образующийся вблизи водоемов – бриз. Днем он дует с моря на сушу, а ночью – наоборот).

 

ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР

Вопросы по теме «Метеорологические элементы»

1) Что такое метеорологические элементы? Назовите их (не менее трех). (Метеорологические элементы – это показатели, характеризующие состояния атмосферы (температура, влажность воздуха, атмосферное давление, ветер, облачность, осадки, прозрачность атмосферы)).

2) Чему равен рекордно низкий показатель температуры и где он был зарегистрирован? (Рекордно низкие температуры зарегистрированы наземными метеорологическими станциями в Антарктиде. На станции «Восток» – (-89,2º), на станции «Купол Фудзи» – (-91,2º)).

3) В чем сущность взаимосвязи температуры и атмосферного давления? (Температура воздуха определяет атмосферное давление. Чем выше температура, тем лучше прогрет воздух, значит более легкий и менее плотный. Это приводит к уменьшению атмосферного давления. И наоборот, холодный воздух плотный и тяжелый приводит к увеличению давления).

4) Определите, на какой примерно высоте находится воздушное судно, если за бортом атмосферное давление равно 400 мм рт.ст.? (Нормальное атмосферное давление у поверхности равно 760 мм рт. ст. Разница в давлении у подножия и на высоте составляет 360 мм рт. ст. (760–400). Известно, что при поднятии на 12 м атмосферное давление падает на 1 мм рт. ст., значит, воздушное судно находится на высоте приблизительно 4320 м).

5) Где на земной поверхности была зарегистрирована самая большая амплитуда температур – 106,7º? (В Верхоянске. Летние температуры поднимаются до +36,7º, а зимние опускаются до (-70º)).

 

ГОЛУБОЙ СЕКТОР

Вопросы по теме «Метеорологические явления»

1) Как называется атмосферное оптическое явление, характеризуемое появлением светового кольца вокруг Солнца или Луны, возникающее из-за отражения солнечных лучей от ледяных кристаллов в верхних слоях атмосферы? (Гало).

2) Как называется атмосферное оптическое явление, характеризуемое появлением у горизонта ложных изображений, возникающее при сильно перегретом воздухе в приземном слое? (Мираж).

3) Как называется атмосферное оптическое явление, возникающее в результате прохождения и преломления солнечных лучей через множество водяных капель? (Радуга).

4) Как называется атмосферное явление, сопровождающееся молнией, громом, шквалистым ветром и ливнем? (Гроза).

5) Как называется воронкообразный вращающийся атмосферный вихрь, имеющий диаметр десятки и сотни метров? (Смерч, торнадо).

 

СИНИЙ СЕКТОР

Вопросы по теме «Климат»

1) Какие особенности характерны для континентального типа климата? (Для континентального климата характерно малое количество осадков, стабильно высокие летние температуры и морозная зима. Данный тип климата характерен для внутренних районов материков).

2) Какие особенности характерны для средиземноморского типа климата? (Для средиземноморского типа климата характерно сухое жаркое лето, теплая влажная зима).

3) Какой русский учёный является основоположником современной климатологии? (Воейков Александр Иванович – русский метеоролог, климатолог, географ).

4) Каковы причины формирования климата береговых пустынь (гаруа)? (Климат береговых пустынь формируется в тропическом климатическом поясе на западном побережье материков. Причины: географическое положение, наличие океанического течения и пассаты, которые, двигаясь на материк, приносят охлажденный воздух).

5) Объясните, какое влияние на формирование климата оказывает рельеф? (Горные хребты задерживают движущиеся воздушные массы. При подъеме вверх воздух охлаждается и происходит конденсация водяного пара, выпадают осадки. Такие влажные склоны гор называются наветренные, а противоположные склоны – подветренные – сухие. Равнинный беспрепятственно пропускает воздушные массы по своей территории и осадки выпадают более равномерно, постепенно теряя свою обильность).

 

ФИОЛЕТОВЫЙ СЕКТОР

Вопросы по теме «Погода и климат в художественных произведениях»

1) Какая пьеса А.Н.Островского носит название атмосферного явления, для которого характерно наличие молнии, грома, ливня, шквалистого ветра? (Гроза).

2) Вы все знаете строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

Каким термином можно охарактеризовать состояние погоды в произведении? (Антициклон. Он приносит ясную, сухую малооблачную погоду, морозную зиму и жаркое лето).

3) В каком произведении Ф.Тютчев воспел свою любовь к атмосферному явлению в весенний период? («Весенняя гроза»)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

4) Какая повесть А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина» носит название метеорологического явления, для которого характерен перенос падающего или выпавшего снега? («Метель»).

5) Какое метеорологическое явление вызвало кораблекрушение, в результате которого Робинзон Крузо оказался на необитаемом острове? (Шторм – сильный ветер на море со скоростью 15–20 м/с и более).

 

Приложение 3

Интеллектуальная пауза

1) Изобары – линии на географической карте, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением.

2) Сила ветра оценивается по 12-балльной шкале Бофорта.

3) Ветер бора на территории Франции называется мистраль, а на территории Байкала – сарма.

4) Самая высокая относительная влажность в экваториальных и полярных широтах (85–90%).

5) Самое пасмурное место на планете – архипелаг Северная Земля в Северном Ледовитом океане. Здесь только 12 солнечных дней.

6) Изучением климата занимается наука климатология.

7) За последние 100 лет в результате хозяйственной деятельности человека количество углекислого газа в атмосфере увеличилось на 13%.

8) Самое сухое место на планете – долина Мак-Медро в Антарктиде. Здесь не было дождя более 2 млн лет. Его климат приравнивается к природным условиям Марса.

9) Тропические циклоны у берегов Австралии называются вили-вилли.

10) В африканском государстве Ботсвана денежной единицей является «пула», что в переводе означает «дождь». Из-за сухого жаркого климата люди очень ценят дождь.

 

 

Список литературы
1 Галай, Е.И. Игра-конкурс по географии «Глобусёнок» / Е.И.Галай, А.Г.Шандроха. – Минск : Белорусская ассоциация «Конкурс», 2015. – 48 с.
2 Кольмакова, Е.Г. География. Физическая география : учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е.Г.Кольмакова, В.В.Пикулик ; под ред. Е.Г.Кольмаковой. – Минск : Народная асвета, 2016. – 190 с.
3 Кольмакова, Е.Г. География. Материки и океаны : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е.Г.Кольмакова, П.С.Лопух, О.В.Сарычева. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017.  – 240 с.
4 Скарлато, Г.И. Занимательная география / Г.И.Скарлато. – Киев : Альтерпрес, 1996. – 415 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий