Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком младшего школьного возраста по автоматизации звука [р] в предложениях

- 16:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Занятие направлено на актуализацию умения в произнесении звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях.

 

Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Тема: Звук [р]. 

Цель: автоматизация звука [р] в предложениях. 

Задачи:

продолжать развивать артикуляционную и мелкую моторику;
– уточнять артикуляцию звука [р];
– актуализировать умения в произнесении звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях;
– формировать умение произносить звук [р] в предложениях;
– закреплять навык употребления слов в предложении в правильной грамматической форме;
– развивать фонематическое восприятие;
– продолжать формировать умение определять позицию звука в слове;
– воспитывать положительное отношение к занятиям.

Оборудование: зеркало, звуковая дорожка, картинка с синим трактором, картинный материал к играм и упражнениям, карточки с артикуляционными упражнениями, цветные карандаши, дерево, яблоки с именами.

 

Ход занятия

 

I Организационный момент. Объявление темы занятия

 

Учитель-дефектолог: Посмотри на картинку, что это? (Синий трактор)

Синий трактор привез для тебя много заданий и игр, которые помогут тебе научиться говорить звук [р] в предложениях.

 

II Основная часть

 

Артикуляционная гимнастика

 

Учитель-дефектолог: Для того чтобы твой язык был ловким и послушным, мы выполним упражнения для языка.

Садимся напротив зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику/

«Вкусное варенье»

Мы сегодня ели
Вкусное варенье
А теперь по кругу
Мы оближем губы.

 

«Футбол»

Щеки я не надуваю
Мяч в ворота загоняю.

 

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

 

«Лошадка»

Скачем дружно на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

 

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,
В школу гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Гриб тебе надо удержать.

 

«Гармошка»

На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.

 

Уточнение артикуляции звука [л]

 

Учитель-дефектолог: Давай вспомним, где находится язычок, когда мы произносим звук [р]? (Вверху).

Как нужно дуть? (Дуем сильно на язык).

Веди пальчиком по дорожке от трактора к гаражу, произнося звук [р].

Молодец!

 

Упражнение «Конфеты»

Учитель-дефектолог: Синий трактор привез для тебя банку, в которой находятся конфеты со слогами. Тебе нужно разукрасить конфеты и произнести слоги, которые там написаны.

 

Игра «Строим домики»

 

Учитель-дефектолог: Переходим к следующему заданию. Перед тобой три крыши. Называем картинки на кирпичиках и, если в этом слове звук [р] в начале слова, то этот кирпичик клади под крышу с закрашенным первым кругом, если в средине или конце слова, то клади кирпичики под крыши с закрашенным вторым и третьим кружком. У тебя должно получиться три домика.

Молодец!

 

Игра «Кто едет в синем тракторе?»

 

Учитель-дефектолог: Посмотри на картинку и, складывая картинки животных в «карман» трактора, проговариваем словосочетания, например, «В тракторе кролик».

(В тракторе кролик. В тракторе корова. В тракторе баран. В тракторе зебра. В тракторе тигр. В тракторе поросенок.)

 

Физминутка

 

Учитель-дефектолог: Пора отдохнуть. Слушай внимательно, что я говорю, и повторяй за мной движения.

 

Ветер дует нам в лицо. (Руками имитируем дуновение ветра)
Закачалось деревцо. (Руки поднимаем высоко и раскачиваемся)

Ветерок всё тише, тише. (Присели)
Деревцо всё выше, выше. (Встаём и тянемся руками вверх)

 

Игра «Шарики»

 

Учитель-дефектолог: Переходим к следующему заданию. Посмотри на картинку. Что там нарисовано? (Шарики).

Берем картинку, находим шарик с такой же картинкой, кладем картинку на нужный шарик и проговариваем предложения, отвечая на вопрос «Что нарисовано на шарике?»

(На шарике нарисован мухомор. На шарике нарисован костёр. На шарике нарисована роза. На шарике нарисовано мороженое. На шарике нарисован корабль. На шарике нарисована ракета. На шарике нарисована рыба.)

 

Игра «Что выросло на грядке?»

 

Учитель-дефектолог: Синий трактор приехал к огороду. На грядках выросли овощи. Берем картинку, кладем на пустой круг на грядке и отвечаем полным предложением на вопрос «Что выросло на грядке?»

(На грядке выросла кукуруза. На грядке выросла морковь. На грядке вырос помидор. На грядке вырос огурец. На грядке вырос горох. На грядке вырос картофель.)

 

III Заключительная часть

 

Итог занятия

Учитель-дефектолог: Молодец, ты справился со всеми заданиями, которые тебе привёз синий трактор и научился говорить звук [р] в предложениях.

 

Рефлексия

Учитель-дефектолог: Что тебе на занятии понравилось больше всего? Было ли тебе сложно? Если ты считаешь, что у тебя сегодня на занятии всё получилось, то выбери яблоко со своим именем и прикрепи на дерево.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий