Пицца. Рисование на неньютоновской жидкости

- 13:39Авторские проекты, Авторский проект Натальи БОЙКО "Веселая палитра"

 

Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”

 

 

 

Тема: «Пицца»

Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

– сформировать представление о неньютоновской жидкости, о ее необычных свойствах, способе получения;
– развивать исследовательские качества в процессе манипуляций с жидкостью и рисования на ней, используя краски и кисточку;
– формировать умение отображать характерные признаки предметов;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– пополнить пассивный словарь словами «неньютоновская жидкость», «пиццайоло»;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками.

Предварительная работа:

– рассматривание с детьми репродукции рисунка «Пицца» российской художницы Ольги Григорьевой-Климовой;

–  проведение дидактических игр «Собери пиццу», «Испечем пиццу» и сюжетно-ролевых игр «Пиццерия», «Магазин» и др.;
– приготовление неньютоновской жидкости (крахмал и вода примерно 2:1, в зависимости от марки крахмала).

Оборудование: образец нарисованной пиццы на неньютоновской жидкости (на пластиковой доске).

Материалы:

– пластиковая доска для лепки;
– емкость для приготовления смеси;
– крахмал и вода;
– ложка для перемешивания смеси;
– краски акварельные;
– кисточки;
– стека;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.

Ход занятия

I Вводная часть

1 Познавательная беседа

Загадать детям загадку:

Приготовим быстро место,
Раскатаем тонко тесто.
Ох, лепёшечка у нас
Получилась высший класс!
Кетчуп, зелень пригодится,
Чтоб была вкуснее …(пицца).

Совершенно верно, ребята! Это пицца! Уверена, что не ошибусь, если скажу, что все вы ее очень любите. Существует множество рецептов этого блюда, но все же есть ряд ингредиентов, которые наиболее часто используются при приготовлении пиццы. Вспомните игру «Собери пиццу» и назовите их (помидор, сыр, салями, кетчуп, грибы, оливки, грибы). Молодцы, вспомнили все ингредиенты. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем рисовать пиццу. Я хочу предложить вам попробовать себя в роли пиццайоло – мастера по выпечке пиццы. Мы нарисуем все перечисленные вами продукты краской при помощи кисточки.

А как же быть с тестом? Ведь на ваших столах нет альбомных листов, на которых мы обычно рисуем. И это не случайно. Дело в том, что рисовать мы будем не на листе, а на… лепешке. Но лепешка эта будет не из теста, а из жидкости, которая называется неньютоновская. Что же это за жидкость? На самом деле ее состав очень прост: вода и крахмал (это такой продукт белого цвета, из которого варят кисель). Необычность этой жидкости заключается в ее воистину «волшебных» качествах. Она может быть жидкой, а может принимать настолько твердое состояние, что по ней можно постучать предметом и услышать звук. Если жидкость в тарелочке поставить на мощную музыкальную колонку, то она начнет «плясать»: отдельные ее капельки будут отрываться вверх от общей массы.

 

2 Пальчиковая гимнастика «Чудо-пицца»

Будем вместе веселиться (Хлопаем в ладоши вертикально)
Приготовим чудо-пиццу! (Хлопаем в ладоши горизонтально)
Тесто тонко раскатаем (Раскатываем тесто)
И начинку нарезаем! (Имитируем нарезание)
Положу колбаску, перчик и грибочки. (Загибаем пальцы)
Кругленькие помидоры (Рисуем кружок на ладони)
И чуть-чуть сырочка! (Насыпаем тёртый сыр)
В печку пиццу мы поставим, (Открытые ладони кверху)
Ненадолго там оставим. (Качаем указательными пальцами)
А потом, потом, потом, (Потираем ладонями)
Всех обедать позовём! (Сгибание пальчиков в центр ладони)
Нарезай, нарезай пиццу на кусочки! (Имитируем нарезание)
Ах, как пицца хороша! Съели всю – и точка! (Гладим животик)

 

II Основная часть

1 Рассматривание образца рисунка.

Предложить детям аккуратно потрогать «пиццу» руками там, где на ней нет рисунка, почувствовать плотность неньютоновской жидкости. Обратить внимание, какие продукты нарисованы на лепешке. Уточнить, что дети могут рисовать пиццу, выбирая ингредиенты по своему желанию. Заострить внимание на несколько размытые очертания изображенных продуктов на лепешке. Узнать мнение детей, почему у ингредиентов такие нечеткие очертания (потому что рисунок выполнялся не на бумаге, которая статичная, плотная, а на субстанции, верхний слой которой подвижный, жидкий, мягкий).

 

2 Манипуляции с неньютоновской жидкостью

На пластиковых досках у детей находится неньютоновская жидкость. Предоставляем им возможность поманипулировать с ней: взять комочек, убедиться, что это непросто: масса с трудом отделяется от поверхности. После обратить внимание как легко она стекает с ладошки. Предложить жидкость оформить в виде лепешки. Затем стекой провести линию, как если бы от пиццы отрезали кусочек. Заострить внимание на том, как быстро лепешка восстановила свою начальную форму и опять стала целой.

 

3 Физкультминутка «Замесим тесто»

Решили насладиться
Сегодня вкусной пиццей. (Хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (Имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол (Присели)
Тесто убежало –

Начинай сначала. (Лёгкий бег на месте)

 

4 Рисование пиццы

На доске при помощи стеки формируем лепешку. Обращаем внимание на то, что форма будущей пиццы необязательно должна быть идеально круглой. Например, неаполитанская пицца (которую пекут в итальянском городе Неаполь) может иметь форму с небольшими неровностями, и даже имеющая форму, больше похожую на овал, чем на круг.

На лепешке из неньютоновской жидкости дети рисуют, выбрав по своему желанию и вкусу начинки (кружочки салями, помидоров, половинки грибов, колечки оливок, листочки базилика и т.д.). На данном этапе может потребоваться помощь детям с выбором ингредиентов или способом их рисования.

1. Рисуем бортик пиццы краской желтого цвета. Рисуем бортик пиццы краской желтого цвета. Акцентируем внимание на том, что рисовать необходимо легкими поверхностными мазками, стараясь не погружать кисточку в массу.

2. Рисуем кружочки салями.

3. Рисуем кружочки помидоров.

4. Рисуем грибы.

5. Рисуем кружочки оливок.

6. Рисуем листочки базилика.

Уточняем, что рисовать ингредиенты необходимо так, чтобы не было скученности в одном месте одних и тех же продуктов. То есть, располагаем их, чередуя между собой, по всей площади лепешки.

 

5 Манипуляции с готовой пиццей

Когда дети закончат рисовать, предоставляем им возможность поэкспериментировать с готовой пиццей: провести по ней стекой, как при нарезке ее ножом на порционные кусочки. Убедиться, что после этой манипуляции пицца опять принимает прежнюю форму.

 

III Заключительная часть

Ребята рассматривают работы друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.

Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать в новой технике, на неньютоновской жидкости, на чем интереснее рисовать: на альбомном листе или на жидкости.

Если ребятам понравилось играть с жидкостью, и они хотели бы повторить это дома, а также порисовать в этой технике, то необходимо пояснить, что тут требуется помощь взрослых, чтоб приготовить такую смесь.

 

Примечание: рисунки, нарисованные на неньютоновской жидкости, не хранятся.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий