Проект по организации шестого школьного дня «Твоя дорога в жизнь!»

- 15:30Дополнительное образование

В материале представлена программа проекта «Твоя дорога в жизнь!». Необходимость разработки проекта была определена наличием противоречий между профессиональными запросами учащихся и социально-экономическими потребностями района в кадрах.

 

Наталья ДРАЛОВА,
педагог-организатор
ГУО «Кормянский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гомельская область

 

Стоя на пороге профессионального самоопределения, многие учащиеся испытывают затруднение в выборе профессии. Ведь правильно выбранная профессия – это начало пути к успеху, к самореализации и материальному благополучию в будущем.

Для принятия решения учащимся нужно хорошо знать мир профессий, их востребованность на рынке труда; они должны правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.

Кормянский район испытывает потребность в молодых специалистах. Связано это с тем, что большинство учащихся после обучения не возвращаются на малую родину. Перераспределяются в другие районы. По статистике с каждым годом все меньше молодых людей заинтересованы в развитии Кормянского района. Они не видят здесь своего будущего и после обучения остаются в больших и крупных городах. К примеру, в 2020 году из абитуриентов района молодыми специалистами вернулись 44 %, а в 2021 пришло только 27 %.

Овладение учащимися востребованными в районе профессиями, продолжение семейных трудовых династий, повышение престижа профессии, развитие экономики своей малой родины – вот важные составляющие успеха в деле профориентирования.

В Кормянском районе действуют сельскохозяйственные, промышленные, транспортные предприятия, предприятия связи, торговли, здравоохранения, учреждения образования, финансовые учреждения: РУП «Гомельэнерго», Филиал № 2 ОАО «Речицкий текстиль», Коммунальное унитарное предприятие «Кормалён», Кормянское бюро по государственной регистрации и земельному кадастру (БТИ), ООО «Кормасервис», РУП «Белоруснефть-Особино», ОАО «Кормянский комбинат бытового обслуживания», РУП «Белтелеком», ОАО «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и др.

Многие из перечисленных организаций района не только успешно выполняют государственный заказ по выпуску продукции, оказанию услуг населению, но и активно занимаются строительством жилья и других объектов инфраструктуры района. Все это обуславливает потребность в квалифицированных специалистах широкого профиля.

Таким образом, необходимость разработки проекта «Твоя дорога в жизнь!» была определена наличием противоречий между профессиональными запросами учащихся и социально-экономическими потребностями района в кадрах.

Цель проекта: создание условий для профессионального самоопределения учащихся с учетом региональных потребностей в кадрах посредством взаимодействия центра, семьи и социума в шестой школьный день.

Задачи:

– создать условия для эффективного взаимодействия центра, семьи и предприятий района в организации профориентационной работы для учащихся в шестой школьный день;
– усовершенствовать программу профориентационной работы с учетом ориентации на профессии, востребованные в районе;
– активизировать участие родителей в мероприятиях шестого школьного дня.

Процесс реализации проекта предполагал этапное проведение запланированных мероприятий шестого школьного дня, создание модели взаимодействия центра и предприятий района, разработку технологии управления профессиональным самоопределением учащихся. Каждый месяц был посвящен определенной сфере деятельности. Для учащихся были запланированы и проведены тренинги на профессиональную предрасположенность, мероприятия на знакомство с профессиями в данной сфере, а также посещения предприятий района, где каждый учащийся смог познакомиться на практике с заинтересовавшей профессией

Также для уточнения потребностей, для родителей и учащихся проведено анкетирование (Приложение 1).

Так как целевая аудитория – это учащиеся 9–11-х классов учреждений общего среднего образования, то все запланированные мероприятия строились с учетом возрастных особенностей. Первая суббота для учащихся 9-х классов, вторая – 10-х классов, 3-я – 11-х классов, четвертая общая, для посещения предприятий района.

Из стен центра каждый учащийся вышел с индивидуальной картой вакансий региона, адаптированной к его личностным и профессиональным компетенциям.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Заключение

 

Интересные, творческие мероприятия проекта, представленные в привлекательной для детей и взрослых форме, позволили достичь поставленной цели и привлечь внимание учащихся и родителей к мероприятиям шестого школьного дня. Также реализация проекта способствовала разработке инновационных форм работы в шестой школьный день, эффективному взаимодействию школы, семьи и социума. Так же участники проекта на практике познакомились с профессиональным спектром района, что позволило с легкостью определить свою профессиональную предрасположенность.

Возможные риски при реализации проекта и пути их преодоления:

– недостаточное понимание сущности проектной деятельности со стороны родителей – дополнительное информирование о целях проекта на родительском собрании, выпуск информационных бюллетеней, проведение совместных мероприятий с родителями по профориентации;
– недостаточное количество диагностических материалов – привлечение к диагностике специалистов управления по труду и социальной защите Кормянского райисполкома, использование интернет-ресурсов;
– непредвиденные изменения на рынке труда – переориентация учащихся на дополнительные специальности [3].

 

 

Список использованных источников

1 Вафина, С.В. Наше завтра строим сами: о методах профессионального самоопределения учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи / С.В.Вафина // Минская школа сегодня. – 2015. – № 5. – С. 14–19.

2 Винокурова, Н.В. Увлекательный день – суббота / Н.В.Винокурова, Н.И.Филимонова // Веснік адукацыі. – 2007. – № 11. – С. 43–48.

3 Голерова, О.А. Профориентационная работа с подростками: проективная методика «Путеводитель» / О.А.Голерова // Веснік адукацыі. – 2013. – № 1. – С. 57–64.

4 Ковалевич, М.С. Методология процесса профессионального самоопределения: синергетический аспект / М.С.Ковалевич // Майстэрства. – 2002. – № 1.

 

 

Приложение 1

  1. Анкета «Мое профессиональное будущее»

http://simpoll.ru/run/survey/808229f d

 

  1. Профессиональная анкета для родителей

http://simpoll.ru/run/survey/d9f8e23a

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий