Интерактивная игра «Безопасный интернет». Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 6–9-х классов

- 17:08Классный час, Методичка

Дети много времени находятся в сети интернет – общаются с разными людьми, в том числе незнакомыми. Запретить это невозможно. Но мы должны предостеречь детей от опасностей, которые могут подстерегать их в интернете.

Татьяна КАРПОВИЧ,
учитель математики и информатики
ГУО «Подлесская базовая школа Ляховичского района»,
Брестская область

 

 

Цель: способствовать формированию у обучающихся информационной грамотности, ответственного и безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи:

– повышение уровня осведомленности о проблемах безопасности при использовании учащимися сети интернет, потенциальных рисках при использовании интернета, путях защиты от сетевых угроз;
– способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, творческих способностей у учащихся за счет игровых технологий;
– способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор, находчивости и привлечения внимания к последствиям компьютерной зависимости.

Программно-дидактическое обеспечение: маршрутные листы, раздаточный материал; презентация «Интерактивная игра «Безопасный интернет» https://view.genial.ly/627bbcdd6c530400119273da/presentation-basic-presentation; видеоролик «Безопасный интернет» https://www.youtube.com/watch?v=slm9hbCW4Ng.

Интерактивные задания:

https://learningapps.org/watch?v=ptxyecudt22

https://wordwall.net/ru/resource/32365900

https://wordwall.net/ru/resource/32174983

Приложения

Ход мероприятия

Ученик

Что же такое для нас интернет?
Слово – вопрос, слово – ответ.
Может, паук, выпускающий жало?
Всех паутина нас крепко связала!
Сквозь холод пространств наши мысли летят.
Что эти люди найти здесь хотят?
Может, лекарство от скуки? пророчества?
Нам трудно порой избежать одиночества!
И мечемся мы в интернетной глуши,
Но душу свою тут раскрыть не спеши!

Ведущий 1

Безопасность в интернете – очень важная проблема нынешнего времени. И касается она всех, от детей до пенсионеров.

Ведущий 2

Она становится все актуальнее в связи с массовым приходом в интернет пользователей, почти, а то и совсем, не подготовленных к угрозам, их поджидающим.

Ведущий 1

Поэтому сегодня мы поговорим о безопасности в сети интернет.

Ведущий 2

Ведь страдает не один пользователь, а и многие другие, объединенные в одну глобальную структуру.

Ведущий 1

А какие бывают правила безопасного интернета?

Ведущий 2

Вашему вниманию – видеоролик «Безопасный интернет» (Слайд 1)

https://www.youtube.com/watch?v=slm9hbCW4Ng

Ведущий 1

Начинаем нашу интерактивную игру «Безопасный интернет».

Ведущий 2

А вот и наши команды – «Хакеры» и «Компьютерные гении». Поприветствуем их! (На столах стоят эмблемы, лежат листочки   представлениями команд)

Ведущий 1

Сегодня вам предстоит пройти множество испытаний, которые спрятались за 8 замками. Ваша задача – открыть все замки.

Ведущий 2

Надеюсь, что мы все сегодня узнаем, участники какой же команды по праву могут считаться самыми внимательными, самыми сообразительными, самыми эрудированными.

Оценивать ваши результаты будет жюри.

Ведущий 1

Каждая команда произнесёт небольшое приветствие, которое сейчас оценят и зрители, и конечно, наше жюри.

 

Команда «Хакеры»

Мы хакеры умелые,
Вдобавок очень смелые.
Играть мы будем честно,
Да будет всем известно!

Команда «Компьютерные гении»

Компьютерный гений не унывает,
Компьютерный гений всегда побеждает.
Мы внимательны, дружны,
И, конечно же, умны!

 

Ведущий 1

Участникам предлагается за 10 секунд собрать как можно больше рукопожатий, контактируя с разными участниками команд. Каждое последующее рукопожатие должно быть с новым партнером.

Ведущий 2

Кому сколько человек удалось поприветствовать?

Ведущий 1

У кого-то возник психологический дискомфорт? Если – да, то чем он был вызван?

Ведущий 2

Общаясь в интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их ники. Как много информации о человеке мы можем узнать из ника или рукопожатия? Однако очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.

Ведущий 1

Интерактивная игра «Безопасный интернет» начинается.

 

Правила игры

Каждая команда проходит 8 «комнат», двери которых закрыты на замок. Перед каждой дверью команды выполняют предложенные теоретические и практические задания, о чем жюри ставит отметку в маршрутном листе (Приложение 1)

В конце игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

 

Ведущий 2

Первая дверь: «Декодирование» (Слайды 2–4)

Существует праздник под названием Всемирный день безопасного интернета. Чтобы узнать, когда он отмечается, расшифруйте три слова, используя кодовую таблицу азбуки смайликов (Приложение 2). (Второй вторник февраля)

 

Ведущий 1

Вторая дверь: «Осторожно: ВИРУСЫ!» (Слайды 5–7)

Необходимо уничтожить злой вирус стрелами Касперского, попав в него с расстояния. Число попаданий равно числу баллов.

 

Стрелы необходимо заработать. Для этого предложенную измененную пословицу вы должны интерпретировать в русскую народную пословицу. За каждый правильный ответ вы получаете стрелу Касперского (Приложение 3).

 

Ведущий 2

Третья дверь: «Путаница» (Слайды 8–9)

Ребята, перед вами слова и их определения. К сожалению, они перепутались. Ваша задача – соединить термин с его определением. От каждой команды по очереди выходит по одному участнику. Команда «Хакеры» располагает ответы справа, а команда «Компьютерные гении» – слева.

https://learningapps.org/watch?v=ptxyecudt22

Ведущий 1

Просим жюри объявить результаты после трех конкурсов.

 

Ведущий 2

Четвертая дверь: «Филворд» (Слайды 10–12)

Перед вами облако слов. Ваша задача – найти как можно больше слов, связанных с интернетом. За каждое найденное слово вы зарабатывайте 1 балл (Приложение 4).

 

Ведущий 1

Пятая дверь: «Викторина» (Слайды 13–14)

Капитаны команд садятся за компьютеры и отвечают на вопросы викторины.

https://wordwall.net/ru/resource/32365900

Ведущий 2

Просим жюри объявить результаты после пяти конкурсов.

 

Ведущий 1

Шестая дверь: «Почтовое отделение» (Слайды 15–17)

По электронной почте обратились ребята с криком о помощи. В электронных письмах изложены ситуации, в которых ребята не могут разобраться.

Ведущий 2

Надеюсь, вы поможете им. Сейчас вам нужно очень внимательно прослушать описание ситуации, которая может произойти с каждым пользователем сети интернет. Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в каждой ситуации. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

Ведущий 1 («Электронное письмо № 1»)

«Дорогой друг! Мне нравятся твои комментарии. Видно, что ты умный и добрый человек. У меня к тебе есть интересное предложение. Давай встретимся сегодня в парке в 5 часов вечера. У меня в руках будет игрушечный медвежонок. До встречи! Никому не сообщай о встрече! Это наш маленький секрет».

Как вы поступите?

(Не встречайся без родителей со знакомыми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.)

Ведущий 2 («Электронное письмо № 2»)

Ваш друг зашёл на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные сообщения.

Что вы посоветуете предпринять вашему другу?

(Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.)

Ведущий 1 (Электронное письмо № 3)

Дима создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя.

Как поступить Диме?

(Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.)

Ведущий 2 (Электронное письмо № 4)

Новый друг Васи, с которым он познакомился вчера в интернете, попросил срочно сообщить такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители Васи.

Что должен сделать Вася в этом случае?

(Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья.)

Ведущий 1 (Электронное письмо № 5)

Света решила опубликовать в интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников.

Можно ли ей это сделать?

(Можно, с согласия одноклассников.)

Ведущий 2 (Электронное письмо № 6)

Диме купили компьютер. Он теперь целый день проводит за компьютером. Через несколько дней у него стали слезиться глаза, появились боли в руках.

Что делать Диме?

(Соблюдать правила работы на компьютере:

– расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.;
– одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок;
– продолжительность одного занятия – не более 60 минут;
– после 10–15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз;
– продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы).

 

Ведущий 1

Седьмая дверь: «Компьютерная эстафета» (Слайды 18–19)

https://wordwall.net/ru/resource/32174983

По одному участнику от каждой команды должны сесть за компьютеры и соотнести значки с категорией:

1. Браузеры для интернета.
2. Социальные сети.
3. Популярные почтовые сервисы.
4. Защита ПК от вируса.

Капитан команды исправляет ошибки и отправляет ответы на проверку.

 

Ведущий 2

Восьмая дверь: «Ребусная» (Слайды 20–22)

Вам необходимо расшифровать ребусы, в которых зашифрованы слова, связанные с интернет-безопасностью.

Ведущий 1

Фишинг – это тип интернет-мошенничества, целью которого является получение идентификации пользователей. Здесь и кражи паролей, и номеров кредитных карточек, и банковских счетов, и другой конфиденциальной информации.

Ведущий 2

Троллинг – провокация пользователей с целью получить от них эмоциональные комментарии.

Ведущий 1

Хакер – это специалист в области информационных технологий, который использует свои технические знания для достижения цели или преодоления препятствия в рамках компьютеризированной системы нестандартными средствами.

Ведущий 2

Компьютерный вирус – вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.

Ведущий 1

Спам – это анонимная, массовая почтовая корреспонденция нежелательного характера.

Ведущий 2

Антивирус – это программное обеспечение для комплексной защиты компьютерной системы от внешних угроз, которые могут проникать в нее из сети интернет, по электронной почте или при использовании съемных носителей.

Ведущий 1

Вишинг – это разновидность кибер-преступлений, направленных на кражу личной информации по телефону.

Ведущий 2

Смишинг – преступная схема, направленная на то, чтобы пользователь, получив СМС-сообщение от якобы надежного отправителя, выдал данные своей кредитной карты, пароли или другую персональную информацию.

 

Ведущий 1

Вот и подошла к концу наша интерактивная игра «Безопасный интернет». Сейчас, пока жюри подводит итоги, мы познакомим вас с интересной информацией. Мы надеемся, что, услышав её, вы сделаете для себя определённые выводы (Слайд 23).

 

Ведущий 2

Слово предоставляется жюри.

 

Заключительное слово учителя:

Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше мероприятие. Я уверена, что сегодня вы узнали больше, чтобы ваша работа в интернете была безопасной и более корректной. Но для того чтобы вы не потерялись во всемирной паутине, нужно постоянно помнить о правилах безопасного поведения в интернете. Спасибо за активное участие!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий