Приглашаю на урок, где мы будем разыгрывать определённые роли, точнее роль у всех будет одна, а вот реплики – стилистически разными, что будет обусловлено адресатом речи.
Нина МАЙСТРОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область
Цели урока:
– познавательная: сформировать и закрепить прочные знания по изучаемой теме, усовершенствовать умения и навыки применения полученной информации на практике; помочь научиться правильному отбору и уместному употреблению лексических средств с учётом всех элементов языковой ситуации;
– развивающая: способствовать развитию памяти, мышления, связной устной и письменной речи;
– воспитательная: создать максимально комфортные условия для формирования дружеской атмосферы поддержки и взаимопомощи на уроке, способствовать тем самым сплочению детского коллектива, прививать любовь к слову, уважительное отношение к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный урок (этап закрепления; углублённого повторения, обобщения, систематизации ЗУН).
Форма урока: урок – познавательная игра (с элементами театрализации).
Методы обучения:
1) словесный (беседа, рассказ, комментарий: этимологический, акцентологический, словообразовательный, литературоведческий);
2) наглядный (демонстрация, иллюстрация);
3) практический (познавательная игра, лингвистический эксперимент, метод мини-проектов) – методы обучения по источникам знаний, по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый (эвристический).
Средства обучения: наглядность, дидактический материал (памятки, мини-словари), презентация (декорации).
План-маршрут урока
1 Организационно-подготовительный этап. Эмоциональный настрой на урок.
– Загадки.
– Жеребьёвка.
– Мозговой штурм.
– Волшебная шкатулка.
2 Разработка мини-проекта и его защита.
3 Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
1 Организационно-подготовительный этап
Эмоциональный настрой на урок
– Здравствуйте. Давайте познакомимся поближе. Пусть каждый участник представится и скажет, что он любит, причём это может быть абсолютно что угодно: еда, вещи, качества, явления природы, произведение искусства и т. п.
Молодцы! Мы все разные, но все мы умные и активные. Думаю, вы согласитесь, если скажу, что взрослые – это большие дети, а дети любят играть. Вот и я предлагаю вам поиграть. Приглашаю на урок, где мы будем разыгрывать определённые роли, точнее роль у всех будет одна, а вот реплики – стилистически разными, что будет обусловлено адресатом речи.
Представляю вашему вниманию маршрут нашего урока. (Слайд)
Ну что ж, начнём. А начнём мы с загадок. Условие такое: я читаю загадку, вы, разгадывая, открываете завесу тайны, вводя в игру героя за героем. В конце назовём главного персонажа. И попробуем сформулировать тему урока.
Загадки
Кто отгадает, получает своего героя и больше не угадывает.
1) По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)
Чемпион по бегу
По белому снегу. (Заяц)
2) Может скушать целый полк,
Злой, голодный серый… (Волк)
3) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
4) Лицо – хитреца!
Хвост – пса!
Леса краса! (Лиса)
В.Стручков
Длинный хвост, сама – краса,
Это рыжая (лиса).
А.Мармазов
О какой сказке пойдёт речь?
Круглолиц, без рук, без ног,
Он из сказки… (Колобок).
– Кто её главный герой?
– Кого из героев мы не назвали? (Определяется «хозяин» последней маски – деда и бабы.)
– К чему сводится сюжет сказки? С помощью чего он раскрывается? Правильно, диалогов.
– А главное – это монолог-песенка главного героя. А когда мы её читаем/пропеваем, с чем, с точки зрения языка, мы имеем дело? Правильно, с чужой речью. И вам предстоит передать чужую речь с помощью определённого способа. Причём нужно будет учитывать языковые особенности того стиля речи, который вам достался вместе с маской (написан с обратной стороны).
– Дед и баба – разговорный стиль.
– Заяц – публицистический.
– Волк – официально-деловой.
– Медведь – научный.
– Лиса – художественный.
Вместе с маской даётся и мини-словарь (Приложение 1) лексических средств, соответствующих определённому стилю.
Стоит отметить, что составление мини-словаря являлось опережающим домашним заданием. Впоследствии оно было откорректировано учащимися при участии педагога.
Жеребьёвка
А теперь предлагаю вам отдаться на волю случая и в ходе жеребьёвки определить, каким способом выражения чужой речи вы будете передавать текст песенки Колобка.
Способы передачи чужой речи:
– прямая речь;
– косвенная речь;
– конструкции с вводными единицами, указывающими на источник информации;
– дополнение темы;
– несобственно-прямая речь (смешение прямой и косвенной речи).
Раздаются и памятки (ещё одна часть опережающего домашнего задания) с характеристикой видов чужой речи и правилами расстановки знаков препинания в предложениях, содержащих тот или иной способ выражения чужой речи (Приложение 2 ).
Мозговой штурм
Сможете сформулировать тему урока?
Волшебная шкатулка
Из заявленного маршрута нам осталась волшебная шкатулка, которая поможет определить вид рефлекторной деятельности (Приложение 3).
2 Разработка мини-проекта и его защита
Теперь у вас есть всё необходимое для работы над вашим мини-проектом и пять-семь минут. (При необходимости время, отведённое для групповой работы, можно увеличить.) Ваша задача – переписать слова песенки Колобка с учётом:
1) способа выражения чужой речи;
2) лексических средств (слов) того стиля, который закреплён за героем-адресатом, тем, к кому обращается главный персонаж. Для этого вы можете пользоваться мини-словарём.
Защита мини-проекта. Учитель (или учащиеся) читает сказку, участники озвучивают переделанные эпизоды. (Каждому эпизоду соответствует свой слайд на презентации.)
3 Подведение итогов. Рефлексия
Таким образом, мы переложили известную сказку в соответствии с темой урока. На мой взгляд, получилось весело. Надеюсь, никого из вас урок не оставил равнодушным. А теперь давайте подведём итоги нашей работы. Участники озвучивают вид рефлекторной деятельности, которая им досталась, и аргументируют свой выбор.
Спасибо за ваше мнение, внимание и активное участие! Я вам желаю творческих успехов и сказочного настроения!