Научить первоклассников устанавливать связи между звуками и буквами, которые их обозначают, и снизить вероятность возникновения нарушений письменной речи можно с помощью изготовления объемных моделей графем и разбора артикуляции обозначаемых ими звуков.
Татьяна ТУЗИНА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П. Бохана г.Гродно»
Научить первоклассников устанавливать связи между звуками и буквами, которые их обозначают, и снизить вероятность возникновения нарушений письменной речи можно с помощью изготовления объемных моделей графем и разбора артикуляции обозначаемых ими звуков.
Работа по профилактике нарушений письма и чтения ведется по этапам:
1) работа на уровне графем;
2) работа на уровне слогов;
3) работа на уровне слов.
Работа на уровне графем
На этом этапе учащиеся создают объемные модели букв. На таких занятиях удобно использовать тесто-пластилин. Из него можно легко и быстро сделать модель изучаемой буквы по образцу.
В начале занятия важно обратить внимание детей на артикуляцию звука, который обозначает графема, а также его характеристику (определить гласный или согласный звук, если он согласный – твердый или мягкий, звонкий или глухой). В соответствии с характеристикой фонемы учащиеся выбирают нужный для изготовления объемной модели буквы цвет (красный, синий или зеленый).
Чтобы создать модель, необходимо разделить тесто-пластилин на количество частей, соответствующее количеству элементов в создаваемой графеме, определить их длину и толщину, а затем объединить в целую фигуру. Для этого дети соотносят получающиеся у них элементы с образцом буквы.
Таким образом, у учащихся формируется целостный образ графем (печатной и прописной, большой и маленькой) как фигур, обозначающих звук.
Готовые модели надо оставить сушиться на 2–3 часа. Затем их можно сложить в индивидуальные папки учащихся, где хранятся все сделанные ими буквы. В конце цикла занятий, посвященных графемам, у каждого ребенка есть объемный алфавит. С его помощью можно быстро собирать слоги и слова на следующих занятиях.
Работа на уровне слогов
На этом этапе учащиеся могут экспериментировать: следить за изменениями в прочтении слогов после перестановки объемных символов. В процессе работы у первоклассников формируется понятие о слоге как о сочетании двух-трех букв. Также дети понимают, что расположенный перед гласными первого ряда согласный остается твердым, а перед гласными второго ряда и мягким знаком он становится мягким.
Работа на уровне слов
Большое внимание уделяется формированию понятия о слове как сочетании букв, которое служит для обозначения предмета, признака или действия. После определения порядка звуков в слове учащиеся создают его модель из объемных печатных или прописных букв в зависимости от задач занятия.
На этапе работы со словами на каждом занятии следует проводить их звуковой анализ с использованием цветного пластилина, как и на предыдущем этапе. После изготовления объемной модели слова важно уточнять его значение, затем можно предложить детям поменять местами или убрать некоторые буквы из модели и проанализировать, осталось ли значение слова прежним.
Учащимся также предлагается подобрать слова к схемам так, чтобы количество букв в слове совпадало с количеством окошек, и разместить нужные графемы в клетках. Затем дети могут нарисовать или слепить предмет, который обозначает составленное ими слово.
Работа с объемными моделями букв позволяет не только сделать занятия интересными, но и решить следующие задачи:
– развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия, образного мышления, памяти;
– совершенствование умения соотносить элементы изготавливаемой модели с образцом графемы;
– более прочное закрепление связи между звуком и обозначающей его буквой в печатном и прописном варианте;
– закрепление понятий о слоге как части слова и о слове как сочетании графем, которое имеет значение;
– совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов;
– повышение мотивации учащихся к изучению букв.
Решение этих задач способствует уменьшению вероятности возникновения специфических ошибок на письме и при чтении у учащихся с нарушениями речи.