Профилактика нарушений письма и чтения у учащихся первого класса снарушениями речи посредством работы с объемными моделями букв

- 16:11КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Научить первоклассников устанавливать связи между звуками и буквами, которые их обозначают, и снизить вероятность возникновения нарушений письменной речи можно с помощью изготовления объемных моделей графем и разбора артикуляции обозначаемых ими звуков.

Татьяна ТУЗИНА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П. Бохана г.Гродно»

 

 

Научить первоклассников устанавливать связи между звуками и буквами, которые их обозначают, и снизить вероятность возникновения нарушений письменной речи можно с помощью изготовления объемных моделей графем и разбора артикуляции обозначаемых ими звуков.

Работа по профилактике нарушений письма и чтения ведется по этапам:

1) работа на уровне графем;
2) работа на уровне слогов;
3) работа на уровне слов.

 

Работа на уровне графем

На этом этапе учащиеся создают объемные модели букв. На таких занятиях удобно использовать тесто-пластилин. Из него можно легко и быстро сделать модель изучаемой буквы по образцу.

В начале занятия важно обратить внимание детей на артикуляцию звука, который обозначает графема, а также его характеристику (определить гласный или согласный звук, если он согласный – твердый или мягкий, звонкий или глухой). В соответствии с характеристикой фонемы учащиеся выбирают нужный для изготовления объемной модели буквы цвет (красный, синий или зеленый).

Чтобы создать модель, необходимо разделить тесто-пластилин на количество частей, соответствующее количеству элементов в создаваемой графеме, определить их длину и толщину, а затем объединить в целую фигуру. Для этого дети соотносят получающиеся у них элементы с образцом буквы.

    

 

Таким образом, у учащихся формируется целостный образ графем (печатной и прописной, большой и маленькой) как фигур, обозначающих звук.

Готовые модели надо оставить сушиться на 2–3 часа. Затем их можно сложить в индивидуальные папки учащихся, где хранятся все сделанные ими буквы. В конце цикла занятий, посвященных графемам, у каждого ребенка есть объемный алфавит. С его помощью можно быстро собирать слоги и слова на следующих занятиях.

 

Работа на уровне слогов

На этом этапе учащиеся могут экспериментировать: следить за изменениями в прочтении слогов после перестановки объемных символов. В процессе работы у первоклассников формируется понятие о слоге как о сочетании двух-трех букв. Также дети понимают, что расположенный перед гласными первого ряда согласный остается твердым, а перед гласными второго ряда и мягким знаком он становится мягким.

 

Работа на уровне слов

Большое внимание уделяется формированию понятия о слове как сочетании букв, которое служит для обозначения предмета, признака или действия. После определения порядка звуков в слове учащиеся создают его модель из объемных печатных или прописных букв в зависимости от задач занятия.

На этапе работы со словами на каждом занятии следует проводить их звуковой анализ с использованием цветного пластилина, как и на предыдущем этапе. После изготовления объемной модели слова важно уточнять его значение, затем можно предложить детям поменять местами или убрать некоторые буквы из модели и проанализировать, осталось ли значение слова прежним.

Учащимся также предлагается подобрать слова к схемам так, чтобы количество букв в слове совпадало с количеством окошек, и разместить нужные графемы в клетках. Затем дети могут нарисовать или слепить предмет, который обозначает составленное ими слово.

      

 

Работа с объемными моделями букв позволяет не только сделать занятия интересными, но и решить следующие задачи:

– развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия, образного мышления, памяти;
– совершенствование умения соотносить элементы изготавливаемой модели с образцом графемы;
– более прочное закрепление связи между звуком и обозначающей его буквой в печатном и прописном варианте;
– закрепление понятий о слоге как части слова и о слове как сочетании графем, которое имеет значение;
– совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов;
– повышение мотивации учащихся к изучению букв.

Решение этих задач способствует уменьшению вероятности возникновения специфических ошибок на письме и при чтении у учащихся с нарушениями речи.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий