Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки для познания окружающего мира и формирования у воспитанников представлений о природе.
Людмила ЮНИЦЫНА,
заместитель заведующего по основной деятельности;
Наталья ЛЕБЕДЕВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 8 г. Полоцка»,
Витебская область
sad8-polotsk@polotskroo.by
Ознакомление дошкольников с природой ближайшего окружения способствует развитию нравственных качеств: доброте, отзывчивости, трудолюбия, любви к родному краю. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки для познания окружающего мира и формирования у воспитанников представлений о природе.
Цель: расширять представления детей о природе родного края. Формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы, устанавливать простейшие взаимосвязи между ними. Развивать интерес к изучению местного природного окружения. Воспитывать уважительное отношение к красоте и природе малой родины.
Оборудование и материалы: музыкальная колонка, схема маршрута, лупы, фломастеры, блокноты, маленькие контейнеры, мешочки для семян и плодов, еловые и сосновые шишки, лист бумаги, кусочки яблока.
Презентация-задания: Экологическая-прогулка-задания
Примечание. Во время прогулки дети схематично помечают фломастерами в блокнотах запоминающиеся моменты, которые в дальнейшем будут использовать для «издания книги».
Ход прогулки
Звонит телефон. По телефону Гном Природовед приглашает на прогулку.
«Дорогие ребята. Вот и наступила осень. Предлагаю вам весело и с пользой провести солнечный осенний денёк на природе. Все, что мы увидим, будем зарисовывать и создадим познавательную книгу. Я буду ждать на белой скамейке под серебристым клёном!».
Воспитатель. Ребята, вы согласны отправиться на прогулку? Предлагаю вам вспомнить правила поведения на природе (рассматривая картинки, дети рассказывают правила).
Воспитатель. Дети, что нам нужно взять с собой на прогулку? (Лупы, фломастеры, блокноты, маленькие контейнеры, мешочки для семян, плодов).
Дети одеваются, выходят на улицу. Под серебристым клёном их ожидает Гном Природовед.
Гном. Здравствуйте, ребята! Любители и ценители природы! Вы согласны провести эту прогулку со мной? У меня есть план нашего маршрута.
Посмотрите и скажите, куда согласно плану мы должны отправиться? (Ответы детей) Правильно! Первая остановка «Цветочная клумба» (под музыкальное сопровождение подходят к клумбе).
Воспитатель. Назовите цветы, которые растут на клумбе (ответы детей).
Ребенок.
Он стоит на ножке длинной,
Будто в парке балерина.
Как букет – цветок один –
Тёмно-красный георгин.
Воспитатель. Назовите основные части этого цветочного растения (стебель, листья, цветок).
Гном. Георгины не переносят холода и цветут до первого заморозка. Они выходцы из тёплых, тропических районов Америки. Название своё георгины получили в честь работающего в России учёного-ботаника Георги.
Воспитатель. Обратите внимание на хризантемы. Это настоящие цветы осени. Им даже не страшны заморозки. До первого снега ярко горят их крупные головки.
Гном. В Японии и Китае есть легенда, что хризантема произошла от солнца. В Японии её так и называют – цветок солнца. Изображение «золотой хризантемы» стало государственным гербом этой страны (картинка). Поздней осенью в честь этого растения устраивают национальный праздник «Праздник хризантемы». В этот день цветами украшают улицы и дома, сады и парки, устраивают выставки и конкурсы букетов. В Китае месяц самого пышного цветения этого цветка так и назвали – «хризантема».
Воспитатель. А вот перед нами астры. По преданию, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Слово «астра» означает «звезда».
Ребенок.
В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый прямой лепесток
С древнейших времён он зовётся звездой.
Гном. Словно тонкие лучи, расходятся её острые лепестки во все стороны. Разноцветные астры радуют глаз до октября, до первого снегопада.
Воспитатель. А как называется это растение? (показывает цветы календулы). А что вы знаете о календуле?
Гном. Календула – это лекарственное растение. Второе его название –ноготки. Цветёт календула красивыми оранжево-жёлтыми цветами, и помимо того, что её применяют в лечебных целях, она широко распространена и в декоративном цветоводстве. Её цветки собраны в соцветия-корзинки.
Ребенок.
Ты греешь клумбы солнышком.
Почти до ноября
Твои цветы нарядные
Все золотом горят.
Воспитатель. А как называются эти цветы? (показывает бархатцы).
Гном. Родиной бархатцев считается Мексика. Эти цветы употребляли в пищу, украшали ими свое жилище и использовали в медицине. Форма, размер и окраска соцветий очень разнообразны. Цветки источают сильный аромат, который отпугивает вредителей и уничтожает возбудителей болезней.
Физкультминутка «Зарядка цветов»
Говорит цветку цветок: (Поднимают руки)
«Подними-ка свой листок. (Опускают руки)
Выйди на дорожку, (Шагают на месте)
Да притопни ножкой, (Высоко поднимают колени)
Да головкой покачай, (Качают головой)
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – (Выполняют наклоны)
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, (Встряхивают кистями рук)
Отряхни и успокойся».
Наконец готовы все (Дети садятся)
День встречать во всей красе.
Воспитатель. Что можно увидеть на земле под цветами? (Ответы детей) Что они там делают? (Дети с помощью луп рассматривают цветы, семена и насекомых). Как размножаются растения? (Ответы детей).
Трудовая деятельность: сбор семян
Гном. Следующая остановка «Красавица рябинка». Видели вы на территории детского сада такое дерево? Давайте-ка пройдем к нему (музыкальное сопровождение). С давних времен рябину считали символом мудрости, счастья и мира, поэтому всегда высаживали ее возле дома. Это дерево считалась также символом плодородия.
Ребёнок.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Воспитатель. Назовите части дерева? Посмотрите на ствол. Какой он? (Прямой, высокий, тонкий). Чем он покрыт? Потрогайте кору, какая она? (Шероховатая или гладкая, мокрая или сухая, теплая или холодная). Дети рассматривают кору с помощью лупы, трогают. Рассмотрите внимательно, какого она цвета? Чем покрыта кора? (Ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей, что на коре есть серые черточки-чечевички и мох.
Гном. Для чего дереву нужны чечевички? У какого дерева ещё есть чечевички? Чечевички есть у березы. Деревья с помощью их дышат.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, на нашей рябинке висит знак. Что он означает? (Столовая). Оказывается рябинку, называют «столовая для птиц». Как вы думаете, почему? Вспомните, какие птицы прилетают к рябинке? (Синички, вороны, снегири).
Игра «Узнай птицу по голосу»
Включается аудиозапись. (Воробей, галка, ворона, голубь, свиристель).
А вы пробовали ягоды рябинки? Давайте вспомним, какие они на вкус (ответы детей). Ягоды эти лекарственные, полезные – их используют для укрепления желудка, повышения аппетита и как поливитаминное средство.
Гном. Следующая остановка «Дуб-богатырь» (под музыкальное сопровождение подходят к дубу).
Воспитатель. Вам дуб приготовил загадки.
Игра «С какой ветки детки»
Цель: обогащать и систематизировать представления детей о деревьях. Упражнять в умении подбирать лист к дереву, опираясь на особенности строения ствола.
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми карточки с изображением деревьев с листвой, без листвы и шаблоны осенних листьев. Рассказывает детям об особенностях деревьев. Обращает внимание детей на характерные особенности ствола, листьев, уточняет название деревьев.
Предлагает детям расположить шаблоны листьев на карточке с изображением ствола дерева без листвы.
Гном. Следующая остановка «Старый пень» (за пнем в траве спрятана колонка, управление с телефона).
Пень здоровается, радуется гостям, предлагает рассказать, кто будет зимовать, спрятавшись в его коре.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, дерево – живой объект? Почему? (Питается: всасывает из почвы влагу, дышит, растет, размножается).
Гном. Как вы думаете можно ли назвать пень деревом? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, нельзя. А, как вы думаете, почему погибло дерево? (От сильного мороза, от сильного ветра, стало старым, его сломали люди).
Пень просит придумать «Сказку старого пня» (4–6 предложений).
Гном. Каким деревом был пень? Какую пользу он приносил людям? (Чистый воздух, тень, цветы, плоды). Как сейчас помогает?
Пень благодарит за интересные истории, приглашает в гости зимой.
Игровое задание «Из чего сделано»
Гном обращает внимание на погоду.
Физкультурная разминка
Проводится под песенку про облака.
«На что похоже облако?» (рассмотреть облако через «рамку» из картона).
Гном. Следующая остановка «Ёлочка-иголочка».
Воспитатель. Ребята, скажите, чем отличается ель от берёзы, дуба, рябины? (Ответы детей) Ель и сосна похожи друг на друга, у них есть иголки, и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку: Елочка – короткая иголочка, сосна – игла длинна.
Гном. Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели, а это шишка сосны (показ и сравнение). Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть их не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавшей хвои.
Воспитатель. А как называется лес, где растут одни ели? (Ответы детей) Правильно, ельник. Почему в ельнике так сыро и темно? (Ответы детей). Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике. Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель.
Гном. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.
Воспитатель. Скажите, как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор). А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)
Гном. В народе говорят «в сосновом лесу легче дышится». А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой, и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря (рассматривание).
Игровое задание «Пищевые цепи»
Воспитатель. Дети, а вы собирали шишки в лесу? (Ответы детей) Посмотрите, здесь около елки лежат разные шишки. Давайте соберем их. Девочки будут собирать сосновые шишки, а мальчики – еловые.
Игра «Собери шишки»
Гном. Последняя остановка «Овощная грядка».
Воспитатель. Ребята, что делают люди на огороде осенью? (Собирают урожай). Вспомните, как мы ухаживали за огородом, с чего начинали работу, что вырастили (Ответы детей).
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Игрок должен переместить овощи, плоды которых съедобны и растут на грядке сверху – влево, а овощи, плоды которых съедобны и растут на грядке в земле – вправо.
Хоровод «Есть у нас огород»
Гном благодарит детей, обещает прийти поздней осенью и вместе с детьми продолжить оформление книги.