Занятие предназначено для учащихся младшего школьного возраста и способствует формированию у них интереса к изучению природных явлений, отображению их в изобразительной деятельности. Методическая разработка предлагается педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО, а также родителям, которые активно развивают у своих детей творческие, трудовые и эстетические умения и навыки.
Наталья СТРАХ,
методист
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодёжи»,
Гродненская область
Цель: научить изображать морозные узоры на бумаге, используя нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
– формировать представление о процессе образования морозного узора на стекле;
– формировать умение самостоятельно составлять зимний узор из простых элементов декоративной росписи;
– развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
– развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, воображение;
– развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;
– способствовать воспитанию творческой активности, положительно-эмоционального настроя к художественной деятельности;
– способствовать воспитанию интереса к изучению природных явлений и отображению их в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Форма проведения занятия: занятие – поиск истины.
Педагогическая технология: технология проблемного обучения.
Возраст учащихся: 8–10 лет.
Формы организации занятия: коллективная, индивидуальная, групповая, инструктивно-продуктивная
Методы обучения: словесные, метод наблюдения, метод проблемного обучения, метод игры, наглядный метод.
Ожидаемые результаты: понимать процесс происхождения морозных узоров на зимнем окне, научиться изображать их на бумаге, уметь ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности, уметь организовывать свою деятельность, формулировать проблемы, строить логические утверждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Оборудование: картинки с изображением морозных узоров, снежинок, капелек, шкатулка, компьютер, мультимедийная презентация «Морозные узоры», фонограмма пьесы П.И.Чайковского «Январь», бумага, клей в тюбиках, соль, акварель, баночки с водой, кисточки, раздаточные карточки с заданиями, технологическая карта.
Эпиграф: «Мир дан человеку как загадка, которую следует разгадать», – Жорж Батай.
План занятия
I Организация деятельности учащихся
II Изложение нового материала
1 Введение в тему и постановка проблемы занятия
2 Открытие новых знаний и выдвижение гипотезы
3 Поиск решения проблемы
4 Физкультминутка
III Подготовка к практической деятельности
IV Практическая работа
V Подведение итогов и формулирование выводов
1 Анализ работ учащихся
2 Рефлексия деятельности
Ход занятия
I Организация деятельности учащихся
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами и хочу предложить вам игру «Передай улыбку». В одной очень древней легенде говорится о том, что раньше люди совсем не умели улыбаться. Но вот однажды девушка, собиравшая ягоды в лесу, взглянула на солнце. Оно было такое яркое и тёплое, что от нахлынувших чувств губы девушки непроизвольно растянулись в улыбке. Так она и вернулась к себе в деревню с улыбкой на губах. И настолько это было необычно и привлекательно, что остальные люди, лишь только взглянув на неё, тоже начинали улыбаться. Так улыбка стала переходить от одного человека к другому, и все люди научились улыбаться.
Давайте представим, что эта мягкая игрушка и есть та самая первая улыбка, и мы с вами будем передавать свою улыбку соседу по парте.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие законы совместной работы мы с вами должны помнить?
Прочитайте изречение французского философа и писателя Ж.Батая. Как вы понимаете это высказывание? Хотели ли бы вы сегодня вместе разгадать одну маленькую загадку необъятного мира?
II Изложение нового материала
1 Введение в тему и постановка проблемы занятия
Пришла пора узнать, какую же загадку нам предстоит разгадать сегодня. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Январь»
Ребята, какое время года отразил П.И. Чайковский в своём произведении? Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Об одном из зимних чудес мы с вами сегодня и поговорим. А вот о каком, вы догадаетесь, когда заглянете в шкатулку. Но прежде чем в неё заглянуть, расскажите, по каким приметам вы узнаёте зиму?
Мозговой штурм. Учащиеся рассказывают приметы зимы.
А чем вам, ребята, нравится зима?
Я вижу, вы любите зиму. Посмотрите, какой прекрасной бывает зима. Вот так, любуясь красотой природы, людей стремятся передать эту красоту в стихах, музыке и живописи. Многие художники посвятили свои работы этому чуду природы.
Просмотр картин художников
Какое настроение выражено в каждой картине?
Пришло время открыть шкатулку. Ребята, а здесь лежат капелька и снежинка с загадкой:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Интересно, кто же этот художник? Конечно, Мороз.
Посмотрим, что же еще в шкатулке лежит?
Педагог достает из шкатулки картинки с изображением морозных узоров. Учащиеся вместе с педагогом рассматривают их.
Посмотрите внимательно на эти рисунки, что на них нарисовал Мороз? (Сказочный зимний лес, цветы, заснеженные ветви деревьев…)
Ребята, так о чём же мы с вами будем говорить сегодня на занятии? (Учащиеся пытаются сами сформулировать тему занятия).
А кто-нибудь задумывался, как морозу удаётся создавать такие шедевры на окнах? А часто ли вы замечали на окнах морозные узоры?
Так что же мы должны узнать сегодня? Какую проблему мы должны решить сегодня? (Высказывания учащихся)
Да, сегодня мы попытаемся с вами разгадать загадку природы: откуда же берутся морозные узоры на наших окнах, почему в наше время не так часто их можно наблюдать, и можно ли изобразить при помощи художественных средств узоры, которые создаёт природа?
2 Открытие новых знаний и выдвижение гипотезы
Вы, наверное, удивились, почему в шкатулке вместе со снежинкой лежит капелька. Кто знает, почему?
Послушайте, что рассказывает Капелька.
Зимой она жила в большом белом облаке. Захотелось Капельке посмотреть, что же там за облаком. Решила она спрыгнуть с облака. Только она полетела вниз, как вдруг превратилась в красивую снежинку и увидела вокруг себя таких же легких, прозрачных и необыкновенно красивых снежинок, они подружились. Они резвились, играли, водили веселые хороводы, летали наперегонки. Кто-то мечтал превратиться в сказочный узор на стекле и заглянуть в жизнь людей, кто-то – улечься пушистым ковриком на трибуне катка и всю зиму слушать музыку. А наша снежинка мечтала превратиться в сказочный узор на стекле.
Может быть, кто-то может ответить, почему вместе со снежинкой в шкатулке оказалась капелька? (Учащиеся должны предположить, что снежинки образуются из капелек)
А кто знает, как образуются снежинки? (Ответы учащихся)
А вот что рассказывает Снежинка о том, как она появилась:
Мы, снежинки, формируемся из испарений воды. Сначала мы в виде крошечных капелек воды поднимаемся высоко в облака, постепенно превращаясь в пар, там очень холодно, потому что низкая температура, и там мы превращаемся в кристаллики льда. Затем сталкиваемся с пылинками, которые витают в воздухе, и присоединяемся к ним. По мере того как мы опускаемся к земле, к нам присоединяются всё новые кристаллики льда. Сталкиваясь на своём пути с переохлаждёнными капельками, мы продолжаем расти. Когда мы становимся достаточно большими, тогда мы падаем на землю в виде снега.
Как вы думаете, ребята, для чего я рассказала вам о том, как образуются снежинки, ведь сегодня мы говорим о морозных узорах. (Дети должны предположить, что в их образовании есть что-то общее.)
Наверное, все помнят сказку о том, что морозные узоры на окне рисует Дед Мороз. Он незаметно подкрадывается ночью к окну и выводит на нём тонкой ледяной кисточкой неповторимые морозные узоры. На самом деле все гораздо прозаичнее. И сейчас мы попробуем разобраться, как же на самом деле появляются на окнах неповторимые морозные узоры. Скажите, какая температура зимой на улице, а какая в помещении? (На улице температура ниже 0°С, а в помещении – выше 0°С.)
А как вы думаете, что происходит с влагой, которая из тёплого помещения попадает на холодное окно? (Она превращается в ледяные кристаллы.)
А наблюдали ли вы когда-нибудь, что на стёклах есть царапинки?
А куда в первую очередь попадёт влага на окне? (Именно в эти дефекты на стекле.) И что происходит с капельками воды при низкой температуре?
Совершенно верно, вот так и появляются узоры. Влага, которая оседает на поверхности стекла, кристаллизуется, прежде всего, на этих мельчайших дефектах, и только потом к первым кристаллам цепляются новые и новые, формируя узоры. Порой для появления ледяных узоров достаточно пылинок, которыми усеяна поверхность стекла, или разводов, которые остаются после мытья окон (Демонстрация картинок узоров).
3 Поиск решения проблемы
А часто ли вы видите на окнах морозные узоры? На каких окнах вы замечали узоры, а на каких нет? (На пластиковых окнах узоров нет, а на деревянных есть)
Перед нами ещё одна проблема, которую нужно решить. Какая? (Почему на пластиковых окнах узоры не образуются)
Узоры на окнах морозной зимой появляются, когда на поверхности холодного стекла конденсируются пары воды из воздуха и далее кристаллизуются, образуя лёд. Другими словами, стекло и слой прилегающего воздуха должны быть достаточно холодными.
Почему же на пластиковых окнах не образуются узоры, я предлагаю ответить вам после того, как вы выполните задания в группах. На карточках даны характеристики пластиковым окнам. Вам необходимо дать соответствующие характеристики деревянным окнам (Приложение 1).
Так почему же на пластиковых окнах не образуются морозные узоры?
У пластиковых окон термоизоляционные свойства лучше, чем у деревянных окон, поэтому температура стекла с внутренней стороны выше. Стекло теплее, поэтому на нем меньше оседают капельки, которые могли бы замерзнуть и превратиться в ледяной узор. Проще говоря – старые деревянные окна «дышат», и холод поступает в квартиры, а от перепада температур образуются узоры.
Так почему же в наше время морозные узоры встречаются так редко? (Ответы детей)
Ну вот, две загадки природы мы с вами разгадали: узнали, как появляются морозные узоры на окне и почему в наше время не так часто можно наблюдать морозные узоры. А сейчас попытаемся разгадать ещё одну загадку. Кто помнит – какую?
Мы должны выяснить, можно ли при помощи художественных средств изобразить узоры, которые создаёт природа? Хотите попробовать?
Посмотрите, какие чудесные узоры рисует на окнах Мороз. Есть ли что-то общее у всех узоров? Если рассматривать несколько окон, то вы не найдете одинаковых узоров, каждый из них имеет свой рисунок, неповторимый и по-своему чудесный. Чем они отличаются от простых узоров на предметах?
Конечно цветом, формой, а ещё они на солнце серебрятся. Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели. Какого цвета морозные узоры? (Белые, голубые)
Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но все же преобладают холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.
4 Физкультминутка
Сегодня мы сами попробуем сотворить волшебство и помочь капельке осуществить её мечту – нарисуем морозные узоры. Но вначале нужно произнести волшебное заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза.
Заклинания зимы
Лягте, мягкие снега, |
Стоя в кругу, поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз. |
Тропы застелите, |
Руки – перед собой, плавно покачать |
На окошках, Дед Мороз, |
Имитировать движение рисования кистью в произвольном направлении. |
Лёгкие виденья, |
Поднять руки над головой и опустить |
Зачаруй сердца людей |
Присесть, встать, поднять руки вверх, |
III Подготовка к практической деятельности
Прежде чем приступить к творчеству, мы должны подготовить рабочее место. Как вы думаете, при помощи чего мы можем нарисовать узоры? (Педагог демонстрирует образец рисунка).
Какие материалы мы будем использовать для работы сегодня?
Как вы думаете, для чего нужны соль и клей? При помощи клея и соли мы будем создавать узоры.
Работая в группах, вам необходимо определить, в какой последовательности вы будете выполнять работу, используя предложенные материалы. (Порядок действий на карточках написан вразброс)
Технологическая карта раздаётся каждому учащемуся (Приложение 2).
Прежде чем приступить к работе, закройте глаза и представьте себе, как мороз рисует на нашем окне замысловатые узоры, помните, что узоры бывают разные: дугообразные, спиралевидные, волнообразные, и т.д. Давайте изобразим руками в воздухе морозные узоры. (Учащиеся под музыку с закрытыми глазами рисуют в воздухе задуманный узор.)
IV Практическая деятельность
Ну, а сейчас попробуйте изобразить на бумаге то, что изображали в воздухе.
Учащиеся рисуют под музыку. Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется.
V Подведение итогов и формулирование выводов
1 Анализ детских работ
Вывешивается нарисованный дом без окон.
Ребята, чего не хватает в этом доме? Предлагаю развесить ваши красивые рисунки в этом доме. Это будут окна с морозными узорами. (Учащиеся прикрепляют свои рисунки)
Посмотрите, какой красивый дом у нас получился. А какие морозные узоры на окнах. Они так переливаются, так сверкают. (Проводится коллективный анализ работ)
2 Рефлексия
Какую загадку природы мы с вами сегодня смогли разгадать?
Я предлагаю вам оценить вашу работу сегодня. Если вы довольны результатом вашей работы, подойдите и возьмите снежинку. Это будет означать, что вам удалось осуществить мечту снежинки, и она превратилась в сказочный узор, который вы изобразили в своём рисунке. А если не довольны – возьмите капельку, и это будет означать, что снежинка растаяла, так и не осуществив свою мечту.
Учащиеся оценивают свою работу. Педагог комментирует.
Сегодня вы разгадали маленькую тайну огромного мира: вы узнали, откуда берутся морозные узоры, смогли увидеть в них красоту и отобразить её в своих работах. Значит, занятие не прошло для вас даром.
Приложение 1
Задание. На карточках даны характеристики пластиковым окнам. Необходимо дать соответствующие характеристики деревянным окнам.
Пластиковые окна |
Деревянные окна |
Стеклопакеты с 2 или 3 стёклами, герметично проклеенными |
|
Плохо пропускают холодный воздух |
|
Между стёклами сухой, очищенный от пыли и влаги воздух |
|
Температура стекла с внутренней стороны выше |
|
Пластиковые окна |
Деревянные окна |
Стеклопакеты с 2 или 3 стёклами, герметично проклеенными |
Двойные рамы с одинарными окнами |
Плохо пропускают холодный воздух |
Хорошо пропускают холодный воздух |
Между стёклами сухой, очищенный от пыли и влаги воздух |
С внутренней стороны окна влажный комнатный воздух |
Температура стекла с внутренней стороны выше |
Температура стекла с внутренней стороны ниже |
Приложение 2
Технологическая карта
1) Нарисовать карандашом на бумаге узоры.
2) Обвести узоры клеем из тюбика.
3) Засыпать получившиеся узоры солью.
4) Убрать лишнюю соль с картинки.
5) При помощи кисточки нанести акварель на узоры.
6) Раскрасить весь рисунок.
7) Дать высохнуть