Покормите птиц зимой. Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» для детей группы с ТНР от 5 до 6 лет

- 14:45ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах и их повадках в зимний период.

 

Светлана ОЛЕХНОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 93 г. Гродно»

 

 

 

Программные задачи:

– уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах и их повадках в зимний период; формировать умение называть птиц, узнавать по внешнему виду и звукоподражанию;
– формировать умение образовывать глаголы от звукоподражаний, отвечать на вопросы полным предложением, активизировать словарь по теме;
– развивать дыхательный аппарат, мелкую моторику руки, слуховое внимание, зрительное внимание и тактильное восприятие;
– воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением зимующих птиц; прослушивание аудиозаписей с рассказами о птицах и их голосами; наблюдение за птицами и их повадками на прогулке.

Оборудование: магнитная доска; картина А3 «дерево»; картинки-силуэты птиц (ворона, сорока, воробей, голубь, синица, снегирь); пёрышки на тарелочках по количеству детей; мяч; бланк телеграммы; кормушки из подручного материала; тканевые мешочки с изображение зимующих птиц; тарелочки с кормом для птиц (семечки подсолнечника и тыквы, засушенные ягоды рябины, семена, кусочек сала, хлебные крошки) по количеству детей.

 

Ход занятия

Вводная часть

Приветствие (дети стоят в кругу, вместе с воспитателем произносят слова)

Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!

Воспитатель. Утро доброе у нас, и мы постараемся, чтобы оно было доброе у тех, кто нас окружает.

 

Основная часть

Воспитатель. Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Наступили холода. Зима-красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, вьюги, порывистый ветер, но не хлебосольна она, не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод. И кто-то даже отправляется в тёплые края. Кто нас покидает осенью и отправляется на юг.

Дети. Осенью улетают в тёплые края перелётные птицы.

Звучит аудиозапись «Пение птиц зимой».

Воспитатель. Ребята, а кто это поёт, чьи голоса мы слышим?

Дети. Это поют птицы.

Воспитатель. Но птицы улетели в тёплые края.

Дети. Улетели не все птицы. Остались зимующие.

Воспитатель. Совершенно верно, мы услышали пение зимующих птиц. Давайте ещё раз повторим, как называются птицы, которые остались у нас зимовать.

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель. А каких зимующих птиц вы знаете.

Дети. Ворона, сорока, воробей, голубь, синица, снегирь.

Воспитатель. Я буду загадывать вам загадки о зимующих птицах, а вы будете их отгадывать и находить эту птицу. (На столе разложены картинки-силуэты зимующих птиц. Дети отгадывают загадку, находят изображение птицы и вывешивают на «дерево», расположенное на магнитной доске).

 

Загадки о птицах

Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь – кружат двадцать пар
И кричат – Кар! Кар! Кар! (Вороны)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синичка)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья белобока,
А зовут её …(Сорока)

Он по крышам, по балконам

Вальс танцует, да с поклоном.
Пёрышками пыжится,
Боком, боком движется. (Голубь)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Маленький мальчишка

В сером армячишке
По дворам шныряет
Крошки подбирает. (Воробей)

Дети походят к магнитной доске.

 

Воспитатель. Как много птиц к нам прилетело! Какие это птицы?

Дети. Зимующие птицы (несколько раз проговаривают слово «зимующие).

Воспитатель. Сидят птички на дереве и переговариваются. А птицы по-разному голос подают или одинаково?

Дети. По-разному.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру с мячом «Кто как голос подаёт». (Дети становятся в круг, воспитатель поочерёдно бросает мяч ребёнку, называет птицу; ребёнок возвращает мяч воспитателю, говорит, как она голос подаёт: ворона – каркает, сорока – стрекочет, воробей – чирикает, голубь – воркует, синица – тенькает, снегирь – фьюкает).

 

Игра с мячом «Кто как голос подаёт?»

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Давайте послушаем, как поют птицы, и по голосу попробуем узнать, кто это поёт. (Воспитатель поочерёдно включает пение воробья, синицы, снегиря. Дети рассуждают, узнают, кто поёт).

Воспитатель. Птицы поют тихо и громко, весело и грустно. О чём они могут рассказать друг другу?

Дети (рассуждают). Весело поют – радуются солнышку, найденному корму. Громко поют – приближается опасность. Грустно и тихо поют – сильный мороз и ветрено, холодно.

Воспитатель. Холодно птицам зимой. Как же они спасаются от холода? (Дети рассуждают, отвечают на вопрос).

Воспитатель. Птицы приближаются к человеку. Рядом с человеком много мест, где можно укрыться от холода. А ещё осенью у птиц под большими пёрышками вырастают маленькие пуховые пёрышки, так птицы утепляются. Предлагаю вам рассмотреть пёрышки. (Дети становятся вокруг стола, на котором стоят тарелочки с пёрышками, прикрытыми бумагой). Положите пёрышко на ладошку. Какое оно?

Дети. Лёгкое, воздушное, нежное, невесомое.

Воспитатель. Подуйте на него тоненькой струйкой. (Дети дуют на пёрышко. Инструкция: спинку держите прямо, набирайте воздух через нос и выдувайте через рот. Следите, чтобы щёчки не надувались. Воспитатель делает вместе с детьми. Повторяют 3 раза).

Воспитатель. Пёрышко настолько лёгкое, что некоторое время держится в воздухе. Почему вырастают такие маленькие пёрышки? Может было бы лучше, чтобы пёрышки выросли побольше и поплотнее?

Дети. Если бы пёрышки были потяжелее, птички не смогли бы летать.

Воспитатель предлагает детям накрыть пёрышки бумагой, чтобы пёрышки не разлетелись.

 

Физкультминутка «Хочу быть птичкой» (Движения выполняются в соответствии с текстом)

Воспитатель. Давайте попробуем полетать как птички.

Дети становятся в круг.

Я по улице гулял
Галок и ворон считал.
Раз, два, три, четыре, пять
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Вправо, влево. Я там не был.
Птичкой захотел я стать,
И руками стал махать,
Крылья вверх, крылья вниз.
Только слышен ветра свист.
Я подпрыгну чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сорока принесла нам телеграмму, давайте прочтём её. «Дорогие ребята! Птичкам зимой холодно и голодно. Помогите птичкам перезимовать. Подпись: зимующие птицы». К сожалению, очень много зимующих птиц погибает не от холода, а от голода. А как же мы можем помочь птицам?

Дети. Можно делать кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель. Посмотрите, какие я смастерила кормушки из подручного и бросового материала: из коробок, бутылок, пакетов. (Дети стоят вокруг стола и рассматривают кормушки). Предлагаю развесить их вокруг нашего детского сада. Каждый день, выходя на прогулку, мы будем угощать птичек вкусным лакомством. Такие же кормушки вы можете сделать со своими родителями. Повесите их у подъезда, возле дома или на балконе и подкармливайте птиц. Сначала птички боятся прилетать к кормушке. Но со временем, узнав, что здесь есть вкусный корм, будут регулярно прилетать и позовут других птичек к кормушке. Чем можно подкармливать птиц?

Дети. Семечками, хлебными крошками, свежим салом ягодами, зёрнышками.

Воспитатель. Я приготовила для вас мешочки с изображением зимующих птичек. Выберите себе мешочек. (Дети выбирают мешочек с изображением птиц. Поочерёдно рассказывают, с какой птичкой выбрали мешочек, отвечая полным предложением: «Я выбрал мешочек с воробьём». И т.д.)

Воспитатель. Сейчас мы наполним мешочки кормом для птиц и возьмём их на прогулку, угостим птичек.

На тарелочках разложены семена подсолнечника, тыквы, засушенные ягоды, свежее сало, крупа, хлебные крошки. Дети выбирают тарелочку, накладывают в мешочек один вид корма. Поочерёдно рассказывают, отвечая полным предложением: «Я покормлю воробья хлебными крошками». И т.д.)

Воспитатель. Прежде чем насыпать корм в кормушку, необходимо очистить кормушку от старого корма. Не нужно насыпать много корма сразу, и подкармливать птиц лучше в одно и то же время. А как вы думаете, как нужно вести себя возле кормушки?

Дети. Нельзя шуметь, громко разговаривать. Можно распугать птиц.

Воспитатель. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

 

Итог занятия

По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»

Воспитатель. Мешочки для птичьего корма вы возьмёте домой и будете насыпать в них угощения для птиц. Дома эти мешочки напомнят вам о нашем занятии, вы расскажете своим родным, о чём вы сегодня узнали и что вам понравилось, запомнилось.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий