Ионная связь. Понятие об ионах. Металлическая связь. Урок химии в 8-м классе

- 15:46II И III СТУПЕНИ, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Сценарии

 

Ангелина КОМЕНОК,
учитель химии и биологии
ЧУО «Минская международная гимназия»

 

 

Цель: формирование представления о различных типах химической связи.

Задачи:

– формировать понятия об ионах и ионной связи как способе соединения ионов за счет электростатического взаимодействия с образованием ионных кристаллов;
– формировать умение определять тип химической связи по формулам веществ;
– формировать представление о металлической связи;
– обобщить и систематизировать знаниях о типах химической связи;
 совершенствовать умение определять тип химической связи по формулам веществ;
 обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
 продолжить формирование научного мировоззрения на примере того, что химия – наука, которая нас окружает.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, сборник задач по химии 8-го класса, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде, раздаточный материал, мультиборд, презентация.

Целевая аудитория: 8-й класс.

Приложения

 

Ход урока

I Организационный момент

Заходя в класс, учащиеся вытягивают из коробки флажки различных цветов – красный, зеленый, фиолетовый, желтый (Приложение 1); каждый цвет означает определенную химическую связь. Исходя из выбранного цвета, класс делится на группы:

красный цвет – ковалентная неполярная связь;
зеленый цвет – ковалентная полярная связь;
фиолетовый цвет – ионная связь;
желтый цвет – металлическая связь.

На партах установлены флажки соответствующих цветов. Учащиеся рассаживаются согласно вытянутому цветному листочку и установленному флажку.

Приветствие. Проверка отсутствующих.

 

II Целеполагание

Озвучивание новой темы. Определение учащимися цели урока.

 

III Актуализация знаний

У учащихся на столах лежит раздаточный материал, который носит название «Книга знаний по теме «Химическая связь»», где они самостоятельно выполняют задания. После заполнения вопросов, учащиеся озвучивают ответы.

После выполнения заданий главы 1, учащиеся, которые отвечают за ковалентную неполярную связь, напоминают определение и приводят примеры такой связи. Все остальные учащиеся кратко помечают такое понятие и примеры.

После выполнения заданий главы 2, учащиеся, которые отвечают за ковалентную полярную связь, напоминают определение и приводят примеры такой связи. Все остальные учащиеся кратко помечают такое понятие и примеры.

 

IV Изучение нового материала

Кто-то из учащихся в группе ионной связи зачитывает определение ионной связи и приводит примеры.

Ионная связь – это связь, которая осуществляется за счет электростатического взаимодействия противоположно заряженных ионов.

Me + neMe = ионная связь. Примеры: NaCl, K2O.

Учащиеся из группы ионной связи приводят еще примеры, которые остальные учащиеся записывают в свою книгу знаний по химии.

Заряженные частицы, которые образуются из атомов в результате отдачи или присоединения электронов называются ионами. Т.е. в образовании ионной связи участвуют положительно заряженный и отрицательно заряженный ионы.

При образовании такой связи, нужно писать, сколько электронов отдается, а также заряд.

       

Кто-то из учащихся в группе металлической связи зачитывает определение данной связи и приводит примеры.

Металлическая связь – это связь в металлах между положительно заряженными ионами посредством обобществленных электронов. Металлическая связь характерная для металлов и сплавов металлов друг с другом.

Примеры: Сu, сплав меди и олова.

Учащиеся из группы металлической связи приводят еще примеры, которые остальные учащиеся записывают в свою книгу знаний по химии.

Na = Na++ e
Mg= Mg2+ + 2e

Говоря о металлической связи, нужно запомнить такое понятие, как «электронный газ» – совокупность свободных электронов. Именно благодаря относительно свободному перемещению электронов металлы обладают высокой электрической проводимостью и теплопроводностью.
Несмотря на то что молекулы в целом электронейтральны, они способны притягиваться друг к другу. Такое притяжение называется межмолекулярным взаимодействием.
Межмолекулярное взаимодействие имеет электростатическую природу. В отличие от химической связи, оно намного слабее.
Диполи – электронейтральная молекула, в которой имеются центры положительного и отрицательного зарядов, расположенные на определенном расстоянии друг от друга.
Диполи могут быть постоянными и временными.

– Как вы думаете, почему образуются временные диполи? (Причины возникновения: электрические и магнитные поля, влияние других молекул и т.п.)

– А почему они притягиваются друг к другу? (Потому что противоположно заряженные друг другу полюса.)

– Из-за межмолекулярного взаимодействия вещества могут быть в разных агрегатных состояниях. Какие агрегатные состояния вы знаете?

 

V Физкультминутка

 

VI Обобщение и систематизация знаний

Каждая группа выполняет вместе свои задания из конверта по своей связи (Приложение 2).

Если кто-то выполнил задания раньше остальных, то они получают бонусный конверт с заданиями (Приложения 3–5).

 

VII Подведение итогов

Учащиеся выполняют задания в словаре терминов «Книги знаний по теме «Химическая связь»», где им нужно подобрать к соответствующему термину обозначение.

 

VIII Рефлексия

1. Заполнение раздела «Заключение» «Книги знаний по теме «Химическая связь»».

2. Продолжите фразы:

Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Мне захотелось…
Мне было интересно, потому что….
Теперь я знаю….
Больше всего мне понравилось…

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий