Условия формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса в учреждении образования

- 14:35Проекты

В ходе реализации республиканского инновационного проекта в учреждении образования была разработана и внедрена модель формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса. Модель опирается на системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и культурологические подходы.

Ольга ГРИШАН,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Развитие цифрового общества в Республике Беларусь предполагает формирование у граждан соответствующих цифровых компетенций, которые в конечном итоге определяют конкурентоспособность специалиста и влияют на качество жизни человека.

Компетенции в области ИКТ отнесены к метапредметным, поскольку они формируются и используются при изучении любых учебных предметов.

Цифровые компетенции включают в себя умения получать информацию, критически ее воспринимать и успешно применять в учебно-познавательной деятельности и социальной жизни. В Модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса, которая была разработана и внедрена в гимназии в ходе реализации республиканского инновационного проекта, определены предпосылки для их успешного формирования.

Эта модель опирается на системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и культурологические подходы.

Чтобы отразить логику формирования любой компетенции, процесс формирования цифровых компетенций представлен следующими компонентами:

– мотивационно-ценностный компонент – когда формируется потребность в информационной деятельности;
– когнитивный или знаниевый компонент;
– деятельностный компонент;
– рефлексивно-оценочный компонент – предполагает формирование способности использовать цифровые технологии для личностного саморазвития.

 

С целью формирования цифровых компетенций в гимназии была организована работа одновременно в нескольких направлениях.

1) Работа с педагогами по освоению современных подходов и технологий, формирование умений создавать цифровые ресурсы для поддержки деятельности учащихся; работа по организации удаленного взаимодействия.

2) Работа с родителями по повышению уровня их цифровой компетентности. Родители привлекались для организации совместных дел, праздников, экскурсий, походов, обеспечение связи с общественными организациями.

3) Работа с учащимися по развитию умений общения в сети, умений создавать сложный цифровой контент, умений решать предметные и практические задачи с помощью цифровых инструментов; формирование ответственного поведения в цифровой среде.

4) Работа учащихся с родителями, педагогами и сверстниками по повышению их компьютерной грамотности через организацию деятельности Медиацентра гимназии, создание разветвленной информационной образовательной среды учреждения образования посредством функционирования официальных страниц в социальных сетях Facebook, Instagram, YouTube.

 

Системообразующей основой модели стало взаимодействие «Педагог – Учащийся – Родитель».

Педагоги в своей работе все чаще использовали блоги, сайты, сервисы web 2.0 при проведении уроков и внеклассных мероприятий, при реализации проектов, внедряли в педагогическую практику инновационные формы: онлайн-уроки, веб-квесты, разрабатывали собственные электронные учебные модули по учебным предметам, создавали авторские электронные образовательные ресурсы, виртуальные экскурсии, 3D-туры и др.

Для развития цифровых компетенций учащихся в гимназии были созданы инфогруппы старшеклассников, которые помогали младшим школьникам ориентироваться в социальных сетях, изучать правила безопасного общения в цифровых средах, противостоять кибербуллингу, а также проводили консультации по изучению компьютерных инструментов для работы с информацией. Ученики стали модераторами страниц на различных платформах, модераторами YouTube канала (http://surl.li/eihaw).

Для включения законных представителей учащихся в организацию деятельности по формированию цифровых компетенций в начале каждого учебного года проводились родительские собрания. Также была организована работы «IТ-школы для родителей», в которой занятия проводились по запросам законных представителей.

Благодаря системной работе Ресурсного центра по внедрению информационных технологий педагоги гимназии на протяжении трех лет активно транслировали свой опыт. За это время наше учреждение образования стало организатором проведения 9 районных, 8 областных, 1 республиканского семинаров по теме инновационной деятельности. Результатом проведения образовательных мероприятий для педагогов стало создание электронных методических ресурсов, которые сейчас используются педагогами не только гимназии и района, но и области, и республики.

Руководству гимназии удалось найти единомышленников в сфере использования цифровых технологий и заключить 5 соглашений о сотрудничестве между учреждениями образования Российской Федерации: школами Воронежа, Москвы, Арзамаса, Ульяновска, Гусева. В рамках реализации условий соглашений о сотрудничестве за последние три года было проведено 9 вебинаров, 5 воспитательных мероприятий в формате дистанционного телемоста.

Гимназисты стали победителями в международном сетевом проекте «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила», организованном гимназией Арзамаса.

 

Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о том, что большинство учащихся гимназии обладают средним и высоким уровнем знаний об информационных технологиях, умеют использовать цифровые средства для обучения и решения практических задач, ответственно и активно ведут себя в информационном пространстве. У родителей сформировано устойчивое позитивное отношение к цифровым технологиям; они считают себя уверенными пользователями, однако осознают необходимость в совершенствовании своих цифровых компетенций посредством участия в занятиях по запросам, которые предлагает учреждение образования.

Педагоги гимназии на своих учебных занятиях регулярно используют цифровые ресурсы, осознают необходимость в самообразовании, повышении квалификации, обмениваются опытом, создают собственные электронные образовательные ресурсы, ведут блоги и сайты, проявляют высокую пользовательскую активность в расширении информационной образовательной среды учреждения образования (Приложение).

Сегодня, когда активно во все сферы жизни общества проникает искусственный интеллект, мы, педагоги, должны стремиться к сотрудничеству между человеком и машиной, используя сильные стороны каждого, для того чтобы обеспечить лучшее образование и подготовить будущее поколение к успеху.

 

Приложение

 Платформы для организации дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса

 

– Закрытое сетевое сообщество «Педагоги гимназии» на платформе

 

– Блог «Обучение в условиях цифровизации»

 

– Страница гимназии в социальной сети Instagram

https://www.instagram.com/gimn_smorgon/

 

– Страница гимназии в социальной сети Facebook

https://www.facebook.com/GimnSmorgon

 

– YouTube-канал ГУО «Гимназия г. Сморгони»

https://www.youtube.com/channel/UCwa30BvGFQZHbkziQKjJheQ/playlists

 

– Сайт «Ресурсный центр по внедрению информационных технологий и средств обучения Сморгонского района»

https://sites.google.com/view/rrcitgymnsmorgon/

 

 

Список использованных источников
1 Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 400 с.
2 Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь 26 декабря 2018 г. № 125. – Режим доступа: https://clck.ru/FR8Vp.
3 Hutmacher, W. Key Competencies for Europe. Report of the symposium / W.Hutmacher [Electronic resource] // ERIC: Institute of Education Sciences. – Mode of access: https://clck.ru/FR8Wg – Date of access: 12.04.2018.
4 Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы // утверждена на заседании Президиума Совета Министров от 03.11.2015 № 26. – Режим доступа: https://clck.ru/FR8WM. – Дата доступа: 01.01.2016.
5 Трафимчик, Ж.И. Игровая компьютерная зависимость: предпосылки, последствия, профилактика / Ж.И.Трафимчик // Народная асвета. – 2015. – № 3.
6 Штейнборм, М.А. К вопросу о кибераддикции / М.А.Штейнборм // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8.
7 Букин, С.Б. Профилактика гаджет-зависимости как вредной привычки 21 века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www.урок.рф/ library/ profilaktika_gadzhet_zavis_095104.html. – Дата доступа: 17.03.2020.
8 Авилова С.Ю. Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети –вместе в Интернете» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//cutt.ly/QtYuVWg. – Дата доступа: 17.03.2020.
9 Бриль, С.Н. Семинар «Социальные риски в киберпространстве»: Организация взаимодействия педагогов и родителей по выработке правил безопасного поведения детей в интернете // Народная асвета. – 2019. – № 5. – С. 88–90.
10 Винничек, Т.Г. Дети в информационном обществе: опасности сети интернет: Повышение у подростков уровня компьютерной грамотности // Народная асвета. – 2019. – № 1. – С. 85–86.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий