Строковые величины: ввод, вывод, присваивание строковых величин. Урок информатики в 9-м классе

- 13:54Информатика, Методичка

На этапе закрепления изученного материала предлагается авторская игра «Кто хочет стать миллионером», разработанная в LearningApps.

Татьяна КЛЕБЕКО,
учитель информатики
ГУО “Бобровичская средняя школа”
Ивьевского района,
Гродненская область

 

 

 

Цель урока:

Планируется, что по окончании урока учащиеся

будут знать

– что такое строковая величина, как осуществлять ввод, вывод, присваивание строковых величин;

будут уметь

– вводить и выводить строковые величины, читать и изменять программу из учебного пособия.

Задачи урока:

– создать условия для развития алгоритмического и логического мышления учащихся при выполнении заданий;
– содействовать развитию навыков самостоятельной работы при выполнении тестового задания, практических заданий на компьютере.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие для 9-го класса; компьютер, презентация, карточки для проведения тестового контроля, карточки для проведения физкультминутки.

 

Ход урока

1 Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

Предложить расшифровать слово, записанное змейкой:

  а к
  с о
  т р

Пояснить, что полученное слово «строка» является ключевым словом урока.

 

2 Проверка домашнего задания и актуализация знаний и умений учащихся

Задания на карточках

1. Какой тип данных является целочисленным

a) Integer,
b) Real,
c) String.

2. Установите соответствие

1

Раздел описаний

А

read
readln

2

Команда ввода

Б

Раздел подключения модулей;
Раздел описания;
Begin
Операторы;
End.

3

Команда вывода

В

write
writeln

4

Общий вид программы

Г

Var
имя переменной: тип переменной

3. Опишите оператор ветвления в полной форме.

4. Опишите оператор цикл с параметром.

5. Составьте программу для решения следующей задачи: опишите слово «программа» как константу. Введите это слово на экран.

 

3 Целемотивационный этап

Сформулировать тему урока: «Строковые величины: ввод, вывод, присваивание строковых величин».

Совместно с учащимися сформулировать цель урока (при помощи наводящих вопросов учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: изучить, что такое строковая величина; как осуществлять ввод, вывод, присваивание строковых величин). Уточнение учителя.

 

4 Изучение нового материала

– В языке Pascal для работы с текстовыми данными используется тип string (строка). Строки состоят из набора последовательно расположенных символов и используются для хранения текста. Строка описывается следующим образом:

Var <имя сроки> : string;

Строка, в которой нет ни одного символа, называется пустой. Пустая строка задается следующим образом: s := ”;

Для ввода и вывода строки используются те же команды, что и для ввода и вывода чисел: read (readln) и write (writeln). Ввод данных всегда заканчивается нажатием клавиши Enter, которой соответствует специальный символ: Команда read считывает символы в строку до тех пор, пока не встретится этот специальный символ. Команда readln отличается тем, что считывает не только данные в строку, но и символ нажатия Enter. Сам символ к строке не приписывается.

Переменной строкового типа можно присвоить значение с помощью команды присваивания. Значение строковой величины записывается в апострофах.

– Рассмотрим пример 7.1 (с. 35, учебное пособие). Условие задачи: введем строку s и выведем ее значение.

var s: string;
begin
writeln (‘Введи строку’);
readln(s);
writeln (‘Ввели строку: ‘, s);
end.

Результат работы:

– Запись поясняющего текста при выводе в команде write является строковой константой. К символам в строке можно обращаться, используя индекс. Нумерация символов начинается с единицы, s[i] соответствует i-му символу в строке s.

– Например: s =’информатика’, то S[1] – и, S[2] –н и т.д.

Раздаточный материал для определения символа в строке

S[1]

S[2]

S[3]

S[4]

S[5]

S[6]

S[7]

S[8]

S[9]

S[10]

S[11]

и

н

ф

о

р

м

а

т

и

к

а

 

– Рассмотрим пример 7.2 (с. 35). Выполнить пример на компьютере, обсудить результат выполненной программы.

Условие задачи: вывести третий символ строки «Информатика».

var s: string;
begin
s := ‘Информатика’;
writeln (‘3-й символ – ‘, s[3]);
end. 

Самостоятельная работа: рассмотреть пример 7.3 (с. 35), выполнить его на компьютере, обсудить результат полученной программы.

 

Физкультминутка

 

Метод «Найти пару». Учащиеся должны найти пары соответствующих друг другу карточек.

S = ‘алгоритм’

S[1]

S[2]

S[3]

S[4]

S[5]

S[6]

S[7]

S[8]

а

л

г

о

р

и

т

м

 

5 Обобщение и систематизация изученного материала

Вопросы для обсуждения по теме урока:

– С какой целью используется строковый тип данных?

– Поясните, из чего состоят строки?

– В чем особенность записи строковой величины?

– Поясните, как обратиться к символу в строке?

 

6 Закрепление изученного материала

Авторская игра «Кто хочет стать миллионером», разработанная в LearningApps: https://learningapps.org/watch?v=p2pindjma22.

 

7 Информация о домашнем задании

§ 7, пункт 7.1, ответить на вопросы 1, 2, (с. 39)

 

8 Подведение итогов

Предложить вернуться к цели урока, обсудить степень ее достижения. Выборочно оценить работу учащихся на уроке.

 

9 Рефлексия

Предложить учащимся закончить фразы: 

– Сегодня на уроке я узнал(а) …

– Сегодня на занятии мне понравилось …

– Самым трудным на уроке было….

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий