Автоматизировать звук [ш] в прямых и обратных слогах.
Мария АРТЁМЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема занятия: «Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах».
Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в прямых и обратных слогах.
Задачи:
– закреплять правильное произношение звука [ш] в изолированной позиции;
– формировать правильное произношение звука [ш] в прямых и обратных слогах;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать зрительную память, зрительное внимание, мелкую моторику рук;
– упражнять в классификации и обобщении на материале темы «Фрукты».
Оборудование: игрушка Мишка, настенное зеркало, сенсорные игры «Воздушные шарики», «Дорога домой», «В гости к Солнышку», «Весёлые ладошки», игры «Что пропало?», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш]», предметные картинки с изображением фруктов, картинки с изображением осеннего пейзажа, текст пальчиковой гимнастики, физкультминутки.
Ход занятия
Вводная часть
Учитель-дефектолог. Наступил новый день. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнёшься мне. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя свежесть, доброту, красоту этого дня. А через ротик выдохни все обиды и огорчения (Ребёнок делает вдох и выдох).
Основная часть
Учитель-дефектолог. Сегодня на занятие к нам в гости пришёл Мишка (демонстрируется игрушка). Он грустит, потому что сегодня в детском саду его друзья учились красиво и правильно шипеть, а он был невнимательным и всё пропустил. Давай мы ему поможем: ты будешь стараться правильно произносить звук [ш], а Мишка будет наблюдать за тобой и тоже учиться шипеть.
Пальчиковая гимнастика
Учитель-дефектолог. Давай покажем Мишке, как интересно мы умеем играть с пальчиками.
1) Упражнение «Пальчики здороваются» – каждый пальчик по очереди, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, дотрагивается до большого.
2) Упражнение «Ладошки». Ребёнок повторяет за взрослым движения.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А потом их на бочок,
И сожмём в кулачок.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-дефектолог. А сейчас давай научим Мишку правильно выполнять упражнения с язычком.
– «Дудочка» – вытянуть губы вперёд.
– «Наказать непослушный язычок» – положить широкий язык на нижнюю губу, верхней губой «пошлёпать его», произнося при этом слоги ПЯ-ПЯ-ПЯ.
– «Приклей конфетку» – спрятать кончик языка за верхние зубы.
– «Чашечка» – открыть широко рот, поднять вверх кончик языка и боковые края.
– «Кто дальше загонит мяч?» – подуть на шарик из ваты.
– «Фокус» – сдуть ватку, которая лежит на кончике носа.
Изолированное произношение звука [ш]
Учитель-дефектолог. Сначала мы с тобой вспомним о том, что при произнесении звука [ш] губы у нас круглые, зубы сближены, но не сжаты, а наш язычок принимает форму чашечки. А чтобы тебе было веселее и интереснее шипеть, давай позовём на помощь воздушные шарики.
Игра «Воздушные шарики»
Учитель-дефектолог. Воздушные шарики отправились на прогулку, во время которой с ними случилась неприятность: они наткнулись на острые ветки деревьев и из-за этого лопнули. Давай покажем Мишке, как из них выходит воздух. Тяни картинку с шариком вверх и произноси звук [ш].
Игра «Дорога домой»
Учитель-дефектолог. Мышка вышла на прогулку и заблудилась. Давай поможем ей добраться домой. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук [ш]. А Мишка в это время будет внимательно за тобой наблюдать.
Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах
Игра «В гости к Солнышку»
Учитель-дефектолог. Змейка решила зайти в гости к своему другу – Солнышку. Дорога, по которой она может попасть туда, синего цвета. Тебе нужно найти чехлы синего цвета, надеть их на указательный и средний пальчики, и «шагать» по дорожке. А в это время давай вместе с Мишкой и Змейкой напевать песенки:
ШИ-ШИ-ШИ |
ША-ШО-ША |
АШ-АШ-АШ |
АШ-ОШ-АШ |
Игра «Весёлые ладошки»
Учитель-дефектолог. Приложи свою ладошку к мягкой «весёлой ладошке» (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги ШЕ-ШЕ-ШЕ (ЕШ-ЕШ-ЕШ). А теперь приложи свою ладошку к шершавой «весёлой ладошке» (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги ШЕ-ШЕ-ШЕ (ЕШ-ЕШ-ЕШ). Старайся произносить слоги правильно, потому что Мишка внимательно тебя слушает.
Физкультминутка
Я друзей своих встречаю, (Разведение рук в стороны.)
Тортом с чаем угощаю. (Вытягивание рук вперёд.)
Положите в чай лимон! (Имитация процесса помешивания чая.)
Хоть и очень кислый он, (Морщимся)
Чай с лимончиком вкусней
И полезней для детей! (Поглаживание животика.)
Развитие фонематического восприятия
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш]»
Выделение звука [ш] среди звуков, близким по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне звуков, слогов и слов. Звуки [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, ша, жа, со, шо, цо, жо, шу, су, зу, шу. Слова: шапка, сайка, шипы, живот, цирк, мешок, пушок, пучок, жираф, заяц.
Учитель-дефектолог. Я сейчас буду называть разные звуки, слоги, слова. Ты меня внимательно слушай, когда услышишь звук [ш], хлопай в ладоши.
Звуки |
с |
ш |
з |
с |
ш |
ц |
ж |
ш |
ч |
Слоги |
са |
ша |
зо |
со |
шу |
цу |
же |
ше |
са |
Слова |
сайка |
шапка |
зонт |
сойка |
шуба |
цукаты |
желе |
шмель |
сани |
Развитие зрительной памяти
Развивающая игра «Что пропало?»
Ребёнку предлагается запомнить ряд из 4–6 картинок (например, банан, яблоко, апельсин, киви, персик, гранат), закрыть глаза. Взрослый убирает одну картинку и спрашивает, что пропало. Затем предлагает назвать обобщающее слово для конкретной группы картинок.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия
Учитель-дефектолог. Мишка хочет поблагодарить тебя за помощь и обещает, что в следующий раз на занятии будет внимательным.
Рефлексия
Ребёнку предлагаются две картины с изображением осеннего пейзажа. На одной картине изображена дождливая, пасмурная погода, на второй – солнечная, красочная. Ребёнок выбирает ту картину, которая соответствует его настроению.