Литературная игра «Береги платье снову, а честь смолоду»

- 13:00Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Внеклассная работа

Предлагаемая литературная игра представлена в виде сценария и презентации для организации и проведения внеклассного мероприятия по русской литературе в 7-м классе.

Ольга НЕСТЕРЕНЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Осовецкая средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область

 

 

Цели: повышение интереса к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; закрепление значимых для автора идей в игровой форме; формирование и развитие умений чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение; формирование чувства товарищества, взаимоуважения.

Правила игры

Игра состоит из пяти раундов по пять вопросов и блиц-опроса. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов. Блиц-опрос проводится для болельщиков.

В некоторых раундах вместо любого вопроса игрокам может выпасть «Кот в мешке». Если игрокам достался «Кот в мешке», необходимо вопрос передать команде соперников.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, пазлы с изображением, сигнальные карточки двух цветов.

Ход игры

I Организационный момент

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на интеллектуальной игре. Сегодня мы совершим путешествие по страницам книги. А чтобы узнать автора и произведение, команды должны собрать пазлы. Первая команда собирает портрет писателя, а вторая – обложку произведения (Слайд 4).

Команды показывают портрет А.С.Пушкина и обложку повести «Капитанская дочка».

Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин давно вошел в жизнь и сердца всех возрастов. А сколько отважных сердец сподвигнула на большие дела твердая пушкинская уверенность. Повесть «Капитанская дочка» впервые опубликована без имени автора в 4-й книжке журнала «Современник», поступившей в продажу в последней декаде 1836 года.

 

II Конкурсная программа

1-й раунд. Жизнь великого писателя

100. Когда и где родился А.С.Пушкин? (Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю – 26 мая) 1799 года в Москве в дворянской семье; Слайды 5, 6).

200. Где провёл 1811–1817 годы? (Шесть лет, 1811–1817, Пушкин провёл в Императорском Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года; Слайды 7, 8).

300. Какие языки изучались в Лицее? (Русский, латинский, французский, немецкий языки; Слайды 9, 10).

400. В какое литературное общество приняли Пушкина еще во времена учебы в лицее? («Арзамас»; Слайды 11, 12).

500. Каждая из женщин привлекала Пушкина по-своему: внешностью, веселым нравом, образованностью… Как вы думаете, что поэт ценил в Наталье Николаевне Гончаровой? (Сочетание внутренней и внешней красоты; Слайды 13,14).

 

2-й раунд. Главные персонажи повести «Капитанская дочка»

100. Старость не мешает достойно исполнять свои обязанности. Это упрямый, добрый, трудолюбивый человек. Ворчливый, жадный. Хотел заслонить своею грудью от шпаги Швабрина Петра Гринёва. (Савельич; Слайды 15, 16).

200. Кот в мешке. Главная героиня повести, влюблена в П.Гринёва. Ради любви готова на всё. (Маша Миронова; Слайды 17, 18).

300. Честный, порядочный, добрый парень, не испорченный пороками. Он верит в искреннюю любовь, хранит верность любимой, сталкивается с тяжелыми испытаниями. Сохраняет мужество, честь. (Петр Гринёв; Слайды 19, 20).

400. Он умён, образован, но он не достоин носить звание русского офицера. Он понятия не имеет, что значит любить. (Швабрин; Слайды 21, 22).

500. Был не только жестоким, но и добрым. Хладнокровно расправился с капитаном Мироновым, его женой. Три раза отпускал Гринева, живя по принципу «миловать, так миловать». (Донской казак Емельян Пугачев; Слайды 23, 24).

 

Блиц-опрос

1. Когда и где был опубликован роман «Капитанская дочка»? (В 1836  году в журнале «Современник»).

2. Какое историческое событие положено в основу романа «Капитанская дочка»? (Крестьянская война 1773–1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва).

3. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку премьер-майором).

4. За какие достоинства Савельич получил «повышение», став дядькой маленького барина? («…за трезвое поведение»).

5. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему приказывают, – принёс 100 рублей, проигранных Зурину).

6. Какой напиток предлагает Савельич Петру Гринёву, чтобы избавиться от головной боли после попойки с Зуриным? (Огуречный рассол с мёдом).

7. Почему Гринёва застал буран в степи? (Он проявил самонадеянность, упрямство, не послушал опытного ямщика).

8. Как обращается Пугачёв к Гринёву? («Ваше благородие…»)

9. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак).

10. Чем увлекался Петр Андреевич Гринёв в Белогорской крепости? (Стал читать, упражнялся в переводах, сочинял стихи).

11. Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки).

12. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: «Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву». И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст – свинья не съест).

13. Какая народная песня была любимой у Пугачёва? («Не шуми, мати зелёная дубровушка…»).

14. Какую пословицу дважды употребляет в «Капитанской дочке» Савельич? (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается).

15. Что похитили мятежники у Гринёва? (Вещи, платье, посуду, бельё).

16. «…До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами», – это фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова «супостат»? (Враг).

17. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: «Ах! Я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге»? (Долг платежом красен).

18. В какой город с конвоем отправили раненого Швабрина? (В Казань).

19. С кем встретилась Марья Ивановна около прекрасного луга, где был поставлен памятник Петру Александровичу Румянцеву? (С императрицей Екатериной II).

 

3-й раунд. Бюро литературных находок

Ведущий. В черном ящике находятся предметы. Предлагаем вам рассказать историю, связанную с этим предметом в повести, и ответить на вопрос: «Каким действующим лицам повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат эти предметы?»

100. Нитки. (Комендантше. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок; Слайды 25, 26).

200. Сарафан. (Сказал комендант: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан»; Слайды 27, 28).

300. Книги на французском. (У Швабрина было несколько французских книг; Слайды 29, 30).

400. Белая собачка английской породы. (Императрице. Раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит»; Слайды 31, 32).

500. Заячий тулуп. (Петру Гриневу; Слайды 33, 34).

 

4-й раунд. Узнай героя по его словам

Ведущий. Вспомним строки из пушкинской сказки: «Вмиг по речи те узнали, что царевну принимали». Мы знаем, что речь – важнейшая характеристика человека.

100. «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (Андрей Петрович Гринев; Слайд 35).

200. Кот в мешке. «Мой муж! – повторила она. – Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят…». (Марья Миронова о Швабрине; Слайд 36).

300. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». (Петр Андреевич Гринёв; Слайд 37).

400. «Каков мошенник! Что смеет нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам знамёна! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы сорок лет в службе…». (Василиса Егоровна; Слайд 38).

500. «Вы просите за Гринёва? – Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй». (Екатерина II и Марья Миронова; Слайд 39).

 

5-й раунд. Темная личность

100. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». (Пугачев; Слайд 40).

200. «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…» (Василиса Егоровна Миронова, комендантша; Слайд 41).

300. «Сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». (Пугачев; Слайд 42).

400. Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить» (Марья Миронова; Слайд 43).

500. «Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор». (Генерал в Оренбурге; Слайд 44).

 

III Рефлексия

Ведущий. Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение (Слайд 45).

– ААБНЕНР
– ЕСМГСИМ
– ХПТЛХАТ
– АТБГЬГБЕА
– СЧМНМОЧ
– ОВОРУРА
– ЧНЕНООС
– РТРЬСМР
– ХОХМЛМ
– ОРТДТРУ

Ответ. «Береги платье снову, а честь смолоду» (Слайд 46).

 

IV Награждение

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов по сумме всех четырех раундов.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий