Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать о проблеме истощения водных ресурсов, путях и последствиях загрязнения воды, уметь на основе имеющихся знаний и материалов урока определять способы сбережения водных ресурсов.
Дарья СВИКО,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 2 г. Волковыска»,
Гродненская область
Тема: «Как человек использует воду».
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать о проблеме истощения водных ресурсов, путях и последствиях загрязнения воды, уметь на основе имеющихся знаний и материалов урока определять способы сбережения водных ресурсов.
Задачи:
– продолжить формировать представления об использовании человеком пресной воды и охране вод;
– расширить представления о значении воды на Земле, основных путях загрязнения и их последствиях;
– развивать картографическую компетентность учащихся, критическое мышление, умение обобщать данные и делать выводы;
– создать условия для формирования эмоционально-эстетического отношения к природе, воспитания необходимости в бережном отношении к окружающей среде, природным богатствам, любовь к малой Родине.
Оборудование: медиапроектор, глобус, физическая карта Республики Беларусь, презентация.
Ход занятия
1 Организационный момент
– Писатель Михаил Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».
И сегодня мы продолжим исследовать окружающий мир и открывать для себя много нового и интересного.
2 Проверка домашнего задания
Тест по теме «Облака и осадки»
– Как образуется туман и облака?
– Какие виды облаков вы знаете? Охарактеризуйте их.
– Как образуются осадки?
– Из каких видов облаков осадки не выпадают?
– Из каких видов облаков чаще выпадают осадки?
– Я знаю, что вы все проводили наблюдения за облаками на протяжении недели. Какие виды облаков преобладали?
Проверка тестовой работы (взаимопроверка).
3 Введение в тему урока
– Закончи предложения:
Земля – … (планета)
Солнце – … (звезда)
Луна – … (спутник Земли)
– Чем отличается Земля от других планет? (На ней есть жизнь).
– Какие условия, необходимые для жизни, есть на Земле? (Воздух, вода, свет, тепло).
– Прочитай загадки. Отгадай их.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде. (Волны)
– Что общего в отгадках? (Говорится о воде).
– И тема нашего урока – «Как человек использует воду». Попробуем разобраться, так ли она важна для нас.
– Где нужна вода? (Для приготовления пищи, для ухода за животными, для растений, для промышленных нужд, для отдыха).
– Как вы думаете, долго ли человек может прожить без воды? (Учащиеся высказывают свои предположения).
– Всему живому необходима вода, и человеку в том числе. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. А вот без воды – всего несколько дней.
– Посмотрите на глобус. Чего больше на Земле воды или суши?
– Воды на Земле очень много. Она занимает ¾ нашей планеты. Но её всё равно не хватает и людям, и животным, и растениям.
– В Африке и в Азии есть огромные пространства, лишённые воды – пустыни.
– Целая страна – Алжир – живёт на привозной воде. Около 3 миллиардов человек на земном шаре испытывают недостаток в чистой питьевой воде.
– Как вы думаете, почему же не хватает питьевой воды?
– Нам предстоит узнать, почему же люди испытывают недостаток в чистой питьевой воде. Полный ответ на этот вопрос мы с вами попробуем дать в конце нашего занятия.
– Запишем в тетради дату и тему урока «Как человек использует воду» (на доске).
4 Изучение нового материала
– Для начала предлагаю вам вспомнить состав водной оболочки Земли (картинка).
– Основную часть гидросферы занимает какая вода? (Солёная).
– А люди нуждаются в какой воде? (В пресной).
– Где находится пресная вода? (Реки, озёра, подземные воды, ледники).
– Запасы пресной воды, по сравнению с солёными морскими водами очень малы.
– Прежде, чем ответить на вопрос «Почему людям не хватает воды?», что нам необходимо выяснить? (Как люди её используют).
– Для чего людям необходима вода? Как они её используют? (Ответы учащихся).
Самостоятельная работа с текстом
– Предлагаю вам самостоятельно поработать с текстом. Прочитайте пункт параграфа «Для чего нам нужна вода» и дополните свои ответы.
– Где больше всего используется пресной воды? (В сельском хозяйстве).
– Верно. Больше всего воды используется в сельском хозяйстве для орошения полей.
– Что такое орошение? (Подвод воды на поля в целях улучшения плодородия).
– Да, ведь чтобы получить хороший урожай на полях, их необходимо… (поливать).
– Поля зачастую испытывают недостаток влаги. Чтобы вырастить 1 тонну пшеницы, необходимо 1500 тонн воды.
– Где ещё расходуются большие объёмы воды? (В промышленности).
– Например, для производства 1 тонны бумаги необходимо 236 тысяч тонн воды.
– Какие виды промышленности мы знаем?
– Какие промышленные предприятия есть в г. Волковыске и Волковысском районе? («Беллакт», «Мясокомбинат, «Хлебозавод», «Красносельскстройматериалы»).
– Как ещё мы использует воду? (Бытовые нужды).
– Какие примеры можно привести?
– Как мы можем экономить воду в быту? (Использовать душ, вместо принятия ванны; при мытье посуды и чистке зубов не держать кран открытым; содержать сантехнику в исправности; мыть фрукты и овощи в тазике, а не под открытым краном и т.д.).
– На партах у вас лежат памятки, которые вы можете прикрепить на холодильник магнитом или просто изучить, для дальнейшего бережного использования воды в быту. Придя домой, обязательно поделитесь с другими членами семьи этой информацией, ведь благодаря полученным знаниям вы не только сбережёте природу, но и сэкономите деньги.
Физкультминутка
– Где же ещё используется вода?
– С давних пор вода является одним из главных транспортных путей. В наше время поверхность Мирового океана, реки, озёра, каналы широко используются человеком для перевозки грузов и пассажиров.
– Также человек научился использовать энергию воды. Для получения энергии люди строят водяные мельницы и гидроэлектростанции.
– Скажите, пожалуйста, как из воды вырабатывается электроэнергия?
– Всего в Беларуси действует 52 гидроэлектростанции. Наиболее крупная из них построена на реке Неман у города Гродно.
– Кто желает выйти к доске и показать реку Неман и город Гродно?
– Напомни, пожалуйста, всем, как правильно стоять у карты, показывая географический объект.
– Как ещё в хозяйстве человек использует воду?
– Рыбное хозяйство. В прибрежных водах морей, прудах, реках, озёрах выращивают ценные виды рыб, ракообразных, моллюсков и т.д.
– Где в дальнейшем человек это использует? (Для получения продуктов питания).
– Какие рыбы водятся в наших водоёмах? Наверняка некоторым из вас удалось побывать на рыбалке, может, даже удалось что-то поймать?
– Кроме хозяйственного назначения, человек также использует водоёмы для отдыха, купания, катания на лодках, катамаранах.
– Но существует очень важная, одна из глобальных проблем всего человечества, связанная с водой. Какая? (Загрязнение воды).
– Обратите внимание на картинки на слайде. И главный враг в этой проблеме (кто?) – человек!
Предлагаю к просмотру короткий видеоролик, после которого попрошу вас записать в тетрадь источники загрязнения водной среды, как человек загрязняет воду.
Просмотр видеоролика. Обсуждение
– Сегодня существует необходимость сохранения запасов пресной воды. Какими способами мы может её сохранить?
1) Очистка сточных вод.
2) Разработка новых методов и технологий орошения.
3) Строительство водохранилищ.
– Что такое водохранилище? (Искусственный водоём для хранения и запасов воды).
– На слайде представлены крупные водохранилища Беларуси.
– Крупнейшее водохранилище – Вилейское. Кто желает выйти к доске и показать его на карте?
– На территории Волковысского района и города Волковыска тоже есть водоёмы. Какие?
– Как вы считаете, они подвергаются негативному воздействию человека?
– Можем ли мы что-то с этим сделать, как-то помочь природе?
– Предлагаю повести акцию «Чистый берег».
5 Итог урока. Рефлексия
– Ну а сейчас давайте попробуем ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока: «Почему на Земле не хватает пресной воды?».
– Прочитайте отрывок из стихотворения на слайде.
– Как человек использует пресную воду?
– Как вы можете помочь экономить воду в быту?
– Как человек с воды может получить электроэнергию?
– Сколько всего ГЭС в Беларуси? Покажите на карте крупнейшую из них.
– Что является источником загрязнения пресных вод?
– Как их можно сохранить?
– Что нового узнали сегодня?
– О чём бы вы рассказали своим друзьям, родителям?
– Что понравилось на уроке?
– Что считаете самым важным?
6 Домашнее задание
1) § 28. 2) Творческое задание: составить кроссворд/презентацию по теме нашего урока.