Урок по предмету “Человек и мир” в 5-м классе, приведенный в тему данного материала, смотрите по ссылке: https://ng-press.by/2024/04/01/kak-chelovek-ispolzuet-vodu-urok-po-predmetu-chelovek-i-mir-v-5-m-klasse
Дарья СВИКО,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 2 г. Волковыска»,
Гродненская область
ВВЕДЕНИЕ
В наше время наглядность в образовательном процессе приобретает особый смысл. Это можно связать с несколькими явлениями, которые происходят в образовательной сфере.
Во-первых, со значительным повышением объема учебной информации, которую необходимо освоить учащимся. Во-вторых, с формированием глобальной образовательной среды, нацеливающей педагога на поиск все новых и новых способов, форм и средств представления информации. В-третьих, с возросшими требованиями к уровню знаний учащихся любой ступени получения образования.
Для системы образования сегодня, как никогда, актуальна задача ускорения процесса обучения – как передачи всё более и более увеличивающегося объёма культурных и духовных богатств, которые выработало человечество, новым поколениям.
Средства визуализации облегчают восприятие и помогают учащимся справляться с обработкой большого объёма информации. Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и приемам самостоятельной работы и приёмам работы с информацией.
Визуализация информации – мощный инструмент донесения мыслей и идей до учащихся, помощник в восприятии и анализе информации, а, следовательно, эффективный способ повышения качества образовательного процесса.
Существует большое разнообразие видов визуализации на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры и другие. В работе я представлю средства визуализации, которые использую в образовательном процессе и остановлюсь на особенностях применения этих продуктов на различных этапах урока. При умелом использовании средства визуализации информации позволят каждый урок сделать ярким и незабываемым.
Таким образом, актуальность темы определена важностью использования визуализации в учебном процессе.
Цель: создать условия для развития познавательной активности на уроках географии по средствам использования приемов визуализации.
Задачи:
1) изучить сущность и методику применения приемов визуализации на уроках географии;
2) разработать систему приемов визуализации учебного материала по учебному предмету «География»;
3) апробировать на уроках географии приемы визуализации учебного материала с целью отбора наиболее эффективных и доступных возрасту;
4) выработать рекомендации по использованию средств визуализации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА
В процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счёт развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения», имеющих знаково-символическую форму. «Информация проходит стадии свёртывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые, символьные – семантические образы», – утверждал Л.С.Выготский.
В географии широко используется язык символов, знаков, рисунков и других визуальных средств предоставления информации – карты, таблицы, схемы, диаграммы, графики, чертежи и др. Для решения учебных и познавательных задач по усвоению программного материала необходимы навыки работы с информацией. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать, классифицировать информацию помогут умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы [1].
Технология визуализации учебной информации:
– систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний;
– обучение школьников рациональным приемам сжатия информации и её графического представления;
– методические приемы включения в учебный процесс визуальных моделей и методических решений.
Преимущества визуализации:
– предрасположенность человеческого мозга обрабатывать именно визуальную информацию;
– акцентирование внимания на разных аспектах данных;
– анализ большого набора данных со сложной структурой;
– уменьшение информационной перегрузки человека и удерживание его внимания;
– однозначность и ясность выводимых данных;
– выделение взаимосвязей и отношений, содержащихся в информации;
– эстетическая привлекательность.
Средства визуализации: школьная доска, макеты, стенды, плакаты, таблицы, схемы, рисунки, видеофильмы и презентации.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Читая методическую литературу, я встретила цитату К.Д.Ушинского «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и – ребенок усвоит их налету» [3]. Проанализировав эти слова, я пришла к выводу, что применение на уроках разнообразных приёмов и средств визуализации способствует улучшению качества знаний учащихся.
Приёмы визуализации я выбираю в зависимости от решаемых учебных задач. На уроке это позволяет мне не только повысить интерес к изучаемому предмету, но и развивать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности. За время работы над темой я создала банк данных средств визуализации.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, повторении, закреплении, контроле и систематизации, обобщении, выполнении домашних заданий, работе с текстом, а также и при самостоятельной работе.
2.1. Использование презентаций, созданных в программе PowerPoint
В своей педагогической деятельности активно использую программу MS Power Point – уникальный и доступный каждому мультимедийный инструмент, который можно использовать на каждом этапе урока. Например, при изучении темы «Гидросфера» и темы урока «Движение воды в океане» я использую презентацию на начальном этапе для постановки темы, целей и задач урока. Это позволяет, уже на начальном этапе урока формировать у учащихся эмпирические представления и воображения об объекте или явлении, которые будут изучены в дальнейшем (https://ng-press.by/2024/04/01/kak-chelovek-ispolzuet-vodu-urok-po-predmetu-chelovek-i-mir-v-5-m-klasse/).
Особую роль я отвожу использованию PowerPoint в ходе изучения новой темы. Большинство изучаемых географических объектов или явлений недоступны для прямого созерцания, поэтому важно создать о них представление у учащихся разными средствами. Применение презентаций усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
В ходе работы над новой темой с презентацией облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
На этапе закрепления знаний стараюсь разнообразить работу учащихся. Применяю задания, требующие от учащихся внимания, творческого подхода, умения анализировать, сравнивать, навыков самоконтроля и практического применения знаний.
В ходе работы с приложением стараюсь привлекать детей к самостоятельному созданию презентаций. Это одна из возможностей учащихся реализовать свои творческие способности, развивать умения работать с интернет-ресурсами, умение отбирать и структурировать материал. Также учащиеся приобретают опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека. Наиболее часто на такое творческое задание отзываются учащиеся старшего звена.
2.2. Использование видео
Интенсивное проникновение в практику работы новых источников экранного преподнесения информации позволяет эффективно использовать на уроках демонстрацию видеофрагментов. Видеофрагменты учебного материала я использую в процессе изучения нового материала, закрепления, повторения и обобщения. Это позволяет успешно выполнять все дидактические функции. Информация, представленная в форме видеоматериала, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Например, при изучении темы «Внутренние силы Земли. Землетрясения. Вулканизм» в 6-м классе на основном этапе урока использую видеофрагмент «Что такое вулкан?». Перед демонстрацией ролика учащимся даётся задание: в ходе просмотра выписать основные понятия по заданной теме. После просмотра, с учащимися обсуждаются вопросы:
– Что такое вулкан?
– Где и при каких условиях образуются вулканы?
– Какое строение имеет вулкан?
– Какие виды вулканов существуют?
Для закрепления темы предлагаю к просмотру фрагмент видеозаписи с извержением вулкана.
В 5-м классе предлагаю к просмотру короткий видеоролик о загрязнении водной среды человеком, после которого учащиеся записывают в тетрадь источники загрязнения водной среды, как человек загрязняет воду (Приложение 1).
При изучении темы «Географические координаты» учащиеся часто путают широту и долготу. Просмотрев видеофрагмент «Географические координаты» они не только знакомятся с темой, но и получают возможность повторить и уточнить изученный материал. При подготовке домашнего задания они могут самостоятельно просмотреть этот же видеоролик.
2.3 Современные средства визуализации
Визуальное представление данных используется в разных педагогических ситуациях. В условиях стремительного и непрерывного информационного потока информация накапливается, как снежный ком. В связи с этим неизбежно возникает потребность в новых эффективных средствах предоставления знаний.
Этим требованиям отвечает инфографика, которая выручает в условиях избытка информации и недостатка времени на ее осмысление. Это универсальное средство для демонстрации концептуальной информации, а также аналитических отчетов или опорных конспектов.
Для подготовки инфографики в интернете представлено множество сервисов, позволяющих создавать разные ее виды как по шаблонам, так и с чистого листа, например: https://www.easel.ly/, https://visual.ly/, https://www.canva.com/ru_ru/, https://piktochart.com/, https://infogram.com/, https://creately.com/, http://www.tagxedo.com/, https://cacoo.com/ и т.д.
В них можно видоизменять блоки, вносить текст и изображения, выбирать цветовую палитру. Многие команды воспринимаются пользователем интуитивно. Можно предложить учащимся творческое задание по созданию инфографики. В качестве тем можно предложить: «Платформы», «Происхождение гор», «Население мира», «Природные ресурсы», «Сфера услуг» и т.д.
Интерактивный плакат ThingLink (https://www.thinglink.com/) Интерактивные плакаты целесообразно применять на основном этапе урока, при введении в тему или при объяснении нового материала. Интерактивный плакат – это возможность совместной работы, а именно, учащиеся могут добавлять свои метки и вставлять свои комментарии или компоненты мультимедиа на изображение.
Из современных сервисов более понятен для меня ThingLink – это сервис, позволяющий создавать мультимедийные плакаты. Удобнее использовать его в основной части урока. Созданным интерактивным плакатом могут пользоваться учащиеся для повторения и подготовки домашнего задания, а также при дистанционном обучении, в случае если учащиеся отсутствуют на уроке.
Использование LearningApps (https://learningapps.org/). LearningApps – онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения познавательно-развлекательного характера для проверки знаний. С помощью этого сервиса можно использовать следующие виды упражнений:
– упражнения на выбор правильных ответов;
– задания на установление соответствия;
– задания на определение правильной последовательности;
– упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
– упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
На уроках я использую как готовые задания, составленные другими пользователями, так и созданные самостоятельно.
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОПЫТА
С целью диагностики успешности опыта было проведено анкетирование среди учащихся классов, уроки в которых проводились с использованием средств визуализации.
Цель анкетирования: изучение роли мультимедийных средств на уроках географии.
В исследовании приняли участие 182 учащихся. Результаты анкетирования можно видеть на диаграммах (Приложение).
Учащимся были заданы следующие вопросы:
1) Какой урок географии вам нравится больше?
2) Помогают ли вам средства визуализации в усвоении материала?
3) Какие ресурсы вы используете при подготовке творческого домашнего задания?
На основании результатов анкетирования можно сделать вывод, что применение на уроках географии приемов визуализации:
− способствует повышению уровня учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся;
− позволяет обеспечить реализацию принципа наглядности при изучении учебного материала;
− способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, навыков самоконтроля и самоанализа;
− обеспечивает повышение качества усвоения учебного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практический опыт доказывает, что визуализация учебной информации позволяет решить ряд педагогических задач:
– активизация учебной и познавательной деятельности,
– формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления учебных действий, передачи знаний и распознавания образов,
– повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Ведущая педагогическая идея заключается в выборе средств визуализации и развитии творческих способностей учащихся посредством использования информационно-коммуникативных технологий в географическом образовании.
Используя приёмы визуализации в процессе обучения, мы учим не только смотреть, но и видеть. Анализируя увиденное, учащиеся развивают речь, расширяют свой словарный запас, учатся выделять главное, сопоставлять факты, делать логические выводы и умозаключения.
Как видим, решается одна из дидактических задач – развитие учащихся. Хотя виды наглядных пособий различны, все они необходимы для лучшего восприятия учащимися учебного материала.
Самое важное для учителя географии в использовании визуализации – рациональное её использование с максимальным положительным результатом. Таким образом, современный урок географии невозможно представить себе без использования средств визуализации.
Приложение
Результаты анкетирования учащихся ГУО «Средняя школа № 2 г. Волковыска»
Список литературы
1 Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н.И.Запрудский. – Мн. : Сэр-Вит, 2014. – 256 с.
2 Розов, Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия “Информатика и информатизация образования” – № 1 – Мн. : МГПУ, 2003.– 102–106 с.
3 Галай, И.П. Методика обучения географии / И.П.Галай. // – Мн. : Аверсэв, 2006. – 157 с.
4 Использование наглядных средств обучения на уроках географии в 6 классе [Электронный ресурс] / ВКР диплом Тимошкова Е.В., 2015. – 1 с. – Режим доступа: http://referat911.ru/Geografiya/ispolzovanie-naglyadnyh-sredstvobucheniya-na/616221-3584610-place3.html. – Дата доступа: 04.12.2017.
5 Национальный институт образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-asveta.adu.by. – Дата доступа: 12.12.2017.