Как человек использует воду. Урок по предмету “Человек и мир” в 5-м классе

- 9:31Методичка, Человек и мир

Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать о проблеме истощения водных ресурсов, путях и последствиях загрязнения воды, уметь на основе имеющихся знаний и материалов урока определять способы сбережения водных ресурсов.

Дарья СВИКО,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 2 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Как человек использует воду».

Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать о проблеме истощения водных ресурсов, путях и последствиях загрязнения воды, уметь на основе имеющихся знаний и материалов урока определять способы сбережения водных ресурсов.

Задачи:

– продолжить формировать представления об использовании человеком пресной воды и охране вод;
– расширить представления о значении воды на Земле, основных путях загрязнения и их последствиях;
– развивать картографическую компетентность учащихся, критическое мышление, умение обобщать данные и делать выводы;
– создать условия для формирования эмоционально-эстетического отношения к природе, воспитания необходимости в бережном отношении к окружающей среде, природным богатствам, любовь к малой Родине.

Оборудование: медиапроектор, глобус, физическая карта Республики Беларусь, презентация.

 

Ход занятия

1 Организационный момент

– Писатель Михаил Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».

И сегодня мы продолжим исследовать окружающий мир и открывать для себя много нового и интересного.

 

2 Проверка домашнего задания

Тест по теме «Облака и осадки»

– Как образуется туман и облака?
– Какие виды облаков вы знаете? Охарактеризуйте их.
– Как образуются осадки?
– Из каких видов облаков осадки не выпадают?
– Из каких видов облаков чаще выпадают осадки?
– Я знаю, что вы все проводили наблюдения за облаками на протяжении недели. Какие виды облаков преобладали?

Проверка тестовой работы (взаимопроверка).

 

3 Введение в тему урока

– Закончи предложения:

Земля –  … (планета)
Солнце – … (звезда)
Луна – …  (спутник Земли)

– Чем отличается Земля от других планет? (На ней есть жизнь).

– Какие условия, необходимые для жизни, есть на Земле? (Воздух, вода, свет, тепло).

– Прочитай загадки. Отгадай их.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)

В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде. (Волны)

– Что общего в отгадках? (Говорится о воде).

– И тема нашего урока – «Как человек использует воду». Попробуем разобраться, так ли она важна для нас.

– Где нужна вода? (Для приготовления пищи, для ухода за животными, для растений, для промышленных нужд, для отдыха).

– Как вы думаете, долго ли человек может прожить без воды? (Учащиеся высказывают свои предположения).

– Всему живому необходима вода, и человеку в том числе. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. А вот без воды – всего несколько дней.

– Посмотрите на глобус. Чего больше на Земле воды или суши? 
– Воды на Земле очень много. Она занимает ¾ нашей планеты. Но её всё равно не хватает и людям, и животным, и растениям.

– В Африке и в Азии есть огромные пространства, лишённые воды – пустыни.

– Целая страна – Алжир – живёт на привозной воде. Около 3 миллиардов человек на земном шаре испытывают недостаток в чистой питьевой воде. 

– Как вы думаете, почему же не хватает питьевой воды? 
– Нам предстоит узнать, почему же люди испытывают недостаток в чистой питьевой воде. Полный ответ на этот вопрос мы с вами попробуем дать в конце нашего занятия.

– Запишем в тетради дату и тему урока «Как человек использует воду» (на доске).

 

4 Изучение нового материала

– Для начала предлагаю вам вспомнить состав водной оболочки Земли (картинка).

– Основную часть гидросферы занимает какая вода? (Солёная).

– А люди нуждаются в какой воде? (В пресной).

– Где находится пресная вода? (Реки, озёра, подземные воды, ледники).

– Запасы пресной воды, по сравнению с солёными морскими водами очень малы.

– Прежде, чем ответить на вопрос «Почему людям не хватает воды?», что нам необходимо выяснить? (Как люди её используют).

– Для чего людям необходима вода? Как они её используют? (Ответы учащихся).

Самостоятельная работа с текстом 

– Предлагаю вам самостоятельно поработать с текстом. Прочитайте пункт параграфа «Для чего нам нужна вода» и дополните свои ответы.

– Где больше всего используется пресной воды? (В сельском хозяйстве).

– Верно. Больше всего воды используется в сельском хозяйстве для орошения полей.

– Что такое орошение? (Подвод воды на поля в целях улучшения плодородия).

– Да, ведь чтобы получить хороший урожай на полях, их необходимо… (поливать).

– Поля зачастую испытывают недостаток влаги. Чтобы вырастить 1 тонну пшеницы, необходимо 1500 тонн воды.

– Где ещё расходуются большие объёмы воды? (В промышленности).

– Например, для производства 1 тонны бумаги необходимо 236 тысяч тонн воды.

– Какие виды промышленности мы знаем?

– Какие промышленные предприятия есть в г. Волковыске и Волковысском районе? («Беллакт», «Мясокомбинат, «Хлебозавод», «Красносельскстройматериалы»).

– Как ещё мы использует воду? (Бытовые нужды).

– Какие примеры можно привести?

– Как мы можем экономить воду в быту? (Использовать душ, вместо принятия ванны; при мытье посуды и чистке зубов не держать кран открытым; содержать сантехнику в исправности; мыть фрукты и овощи в тазике, а не под открытым краном и т.д.).

– На партах у вас лежат памятки, которые вы можете прикрепить на холодильник магнитом или просто изучить, для дальнейшего бережного использования воды в быту. Придя домой, обязательно поделитесь с другими членами семьи этой информацией, ведь благодаря полученным знаниям вы не только сбережёте природу, но и сэкономите деньги.

 

Физкультминутка

 

– Где же ещё используется вода?

– С давних пор вода является одним из главных транспортных путей. В наше время поверхность Мирового океана, реки, озёра, каналы широко используются человеком для перевозки грузов и пассажиров.

– Также человек научился использовать энергию воды. Для получения энергии люди строят водяные мельницы и гидроэлектростанции.

– Скажите, пожалуйста, как из воды вырабатывается электроэнергия?

– Всего в Беларуси действует 52 гидроэлектростанции. Наиболее крупная из них построена на реке Неман у города Гродно.

– Кто желает выйти к доске и показать реку Неман и город Гродно?

– Напомни, пожалуйста, всем, как правильно стоять у карты, показывая географический объект.

– Как ещё в хозяйстве человек использует воду?

– Рыбное хозяйство. В прибрежных водах морей, прудах, реках, озёрах выращивают ценные виды рыб, ракообразных, моллюсков и т.д. 

– Где в дальнейшем человек это использует? (Для получения продуктов питания).

– Какие рыбы водятся в наших водоёмах? Наверняка некоторым из вас удалось побывать на рыбалке, может, даже удалось что-то поймать?

– Кроме хозяйственного назначения, человек также использует водоёмы для отдыха, купания, катания на лодках, катамаранах.

– Но существует очень важная, одна из глобальных проблем всего человечества, связанная с водой. Какая? (Загрязнение воды).

– Обратите внимание на картинки на слайде. И главный враг в этой проблеме (кто?) – человек! 

Предлагаю к просмотру короткий видеоролик, после которого попрошу вас записать в тетрадь источники загрязнения водной среды, как человек загрязняет воду.

Просмотр видеоролика. Обсуждение

– Сегодня существует необходимость сохранения запасов пресной воды. Какими способами мы может её сохранить? 

1) Очистка сточных вод.
2) Разработка новых методов и технологий орошения.
3) Строительство водохранилищ.

– Что такое водохранилище? (Искусственный водоём для хранения и запасов воды).

– На слайде представлены крупные водохранилища Беларуси.

– Крупнейшее водохранилище – Вилейское. Кто желает выйти к доске и показать его на карте?

– На территории Волковысского района и города Волковыска тоже есть водоёмы. Какие?

– Как вы считаете, они подвергаются негативному воздействию человека?

– Можем ли мы что-то с этим сделать, как-то помочь природе?

– Предлагаю повести акцию «Чистый берег».

 

5 Итог урока. Рефлексия

– Ну а сейчас давайте попробуем ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока: «Почему на Земле не хватает пресной воды?».

– Прочитайте отрывок из стихотворения на слайде.

– Как человек использует пресную воду?

– Как вы можете помочь экономить воду в быту? 

– Как человек с воды может получить электроэнергию?

– Сколько всего ГЭС в Беларуси? Покажите на карте крупнейшую из них.

– Что является источником загрязнения пресных вод?

– Как их можно сохранить?

– Что нового узнали сегодня?

– О чём бы вы рассказали своим друзьям, родителям?

– Что понравилось на уроке?

– Что считаете самым важным?

 

6 Домашнее задание

1) § 28. 2) Творческое задание: составить кроссворд/презентацию по теме нашего урока.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий