Подготовка к обучению грамоте воспитанников 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр

- 16:55КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале представлены дидактические игры, направленные на подготовку к обучению грамоте воспитанников 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

 

Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном возрасте имеет дидактическая игра. Ребенок, увлекаясь игрой, старается как можно лучше соблюдать ее условия и при этом не замечает, что его учат.

Особое значение имеют дидактические игры для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Подготовка к обучению грамоте – довольно длительный и трудоемкий образовательный процесс. Перед учителем-дефектологом стоит сложная задача: надо увлечь воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, удивить их, вызвать положительные эмоции и сделать занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для детей.

Предлагаемые дидактические игры помогают воспитанникам 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи познакомиться со звуковым и слоговым строением слова, со словесным составом предложения, подготовят воспитанников к сложному процессу письма, развивают фонематический слух.

 

Дидактическая игра «Найди кубик с похожим звуком»

Задача: развивать звуковую чувствительность, звуковую память.

Оборудование: 16 кубиков со звуками (одна сторона кубиков цветная), игровое поле с цветными окошками, цветной игровой кубик.

Вариант 1

Описание. Звуковые кубики стоят цветной стороной вниз на цветных окошках игрового поля в случайном порядке. Ребенок бросает цветной игральный кубик, который определяет, с какого цветного окошка надо взять звуковой кубик. Ребенок берет кубик, легко его трясет и вслушивается в издаваемый звук. Перед ребенком стоит задача найти кубик с точно таким же звуком. При этом нельзя подглядывать на цветную строну кубика.

Вариант 2

Описание. В этом варианте игры не используются игровое поле и цветной игровой кубик. Звуковые кубики стоят цветной стороной вниз в случайном порядке. Ребенок по своему усмотрению берет два любых кубика и сравнивает издаваемые ими звуки. Если кубики издают одинаковый звук, ребенок оставляет их себе. Если кубики издают разный звук, ребенок ставит только один кубик и ищет кубик, который издает точно такой же звук, как тот кубик, который ребенок оставил себе.

 

Дидактическая игра «Посели слово»

Задача: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: карточки с изображением трех зданий (дом, замок, избушка).

Описание. У детей на столах карточки с изображением трех зданий (дом – 1 слог, за-мок – 2 слога, из-буш-ка – 3 слога).

Вариант 1

Дети определяют количество слогов в словах, изображенных на картинках, и «селят» эти слова в соответствующие здания.

Вариант 2

Из предложенных картинок детям предлагается выбрать ту, название которой состоит из трех и более слогов, или определить слова, которые «поселились» в замке, избушке, доме.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»

Задача: учить определять позиции звука в слове (начало, конец, середина)

Оборудование: 3 карточки с изображением 2 елочек и цветка (цветок определяет позицию звука в слове).

Описание. У каждого ребенка на столе по 3 карточки с изображением цветка и елочек.

На начальном этапе детям предлагаются слова на слух с изучаемым звуком.

Например: детям предлагается определить позицию звука [а] в слове [мак]. Дети поднимают карточку и дают устный ответ: звук [а] в середине слова.

На последующих этапах детям предлагаются картинки, в названиях которых есть данный звук.

Дидактическая игра «Передай дальше»

Задача: учить делить слова на слоги.

Оборудование: цветные мягкие кубики с изображением предметов на каждой грани кубика.

Описание. Дети стоят в кругу. Считалкой выбирается первый игрок, который начинает игру. Ребенок берет мягкий кубик, бросает его вверх и ловит. После чего произносит слово по слогам, называя картинку, которая нарисована на верхней грани кубика.

Дидактическая игра «Строители»

Задача: учить делить слова на слоги.

Оборудование: плоскостное изображение дома (1-й этаж – три окошка, 2-й этаж – два окошка, 3-й этаж – 3 окошка), цветные мягкие кубики с изображением различных предметов на каждой грани кубика.

Описание. Детям демонстрируется дом. Объясняется, что на первом этаже живут предметы, названия которых состоят из трех слогов. Поэтому на первом этаже три окошка. На втором этаже располагаются предметы, названия которых состоят из двух слогов, и на этом этаже два окошка. А на последнем третьем этаже живут предметы, названия которых состоят из одного слога. Они обозначают самые короткие слова. И поэтому здесь только одно окошко.

Дети по очереди бросают мягкие кубики вверх. Ловят их. А затем каждый по очереди произносит название предмета, нарисованного на верхней грани кубика по слогам. После чего ставят кубик в нужное окошко домика.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Задача: учить самостоятельно составлять предложения.

Оборудование: цветные мягкие кубики с изображением предмета на каждой грани кубика.

Описание. На столе расположены мягкие кубики. Ребенок, которого считалкой выберет учитель-дефектолог, подходит, берет кубик, который ему понравился. Бросает кубик и называет предмет, который изображен на верхней грани кубика. Дети по очереди составляют предложения с этим словом.

Дидактическая игра «Раскрась картинки»

Вариант 1

Задача: учить различать гласные и согласные звуки, учить закрашивать предметные рисунки, не выходя за границы контура.

Оборудование: контурные изображения предметов на альбомном листе (улитка, карандаш, скамейка, апельсин, индюк), карандаши (красный и синий).

Описание. Детям раздаются альбомные листы с изображениями предметов. Дети называют их. Предлагается выполнить задание: «Раскрасьте картинки, названия которых начинаются на гласный звук, красным цветом, на согласный – синим цветом».

Вариант 2

Задача: учить различать твердые и мягкие согласные, учить закрашивать предметные рисунки, не выходя за границы контура.

Оборудование: контурные изображения предметов на альбомном листе (листочек, мишка, паровоз, дом, пирамидка, бант, мяч, вишни), карандаши (синий и зеленый).

Описание. Дети рассматривают предметные изображения и называют их. Предлагается выполнить задание: «Раскрасьте предметы, названия которых начинаются с твердого согласного, синим цветом, а те, названия которых начинаются с мягкого согласного, – зеленым цветом».

Дидактическая игра «Сосчитай слова»

Задача: учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: цифры 1, 2, 3.

Описание. Учитель-дефектолог произносит вслух предложения. Дети подсчитывают количество слов в предложении и поднимают соответствующую цифру. Демонстрируется сюжетная картинка к каждому предложению.

Образцы предложений: Девочки собирают грибы. Осень. Наступило утро. Рыба плавает в озере.

 

В ходе поведения дидактических игр создается благоприятный эмоциональный фон с воспитанниками 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи, что делает занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» интересными, увлекательными, а сам процесс обучению грамоте протекает активнее, быстрее.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий