Мастер-класс предназначен для распространения опыта учителей трудового обучения по использованию современных средств визуализации учебной информации для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках трудового обучения.
Людмила БОЧАРОВА, Ирина СИНЯК,
учителя трудового обучения
ГУО «Средняя школа № 8 г. Слонима»,
Гродненская область
Цель: создать условия для распространения опыта учителей трудового обучения по использованию современных средств визуализации учебной информации для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках трудового обучения.
Задачи:
– организация пространства для профессионального общения по проблеме;
– стимулирование творческой активности участников мастер-класса в индивидуальной траектории самообразования;
– рефлексия деятельности участников мастер-класса в процессе собственной практики.
Участники: учителя трудового обучения.
Оборудование: бейджи с разноцветными карточками, маркеры, листы А4, мультимедийная презентация к интерактивной доске, памятки по составлению синквейна, мяч, магнитики, конверты с гексами, раздаточный материал.
Ход проведения
І Знакомство с участниками мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги, давайте познакомимся. Запишите на бейджах, пожалуйста, как бы вы хотели, чтобы вас называли во время нашей встречи. (Участники подписывают бейджи и прикрепляют их к одежде.)
Предлагаем вам назвать своё имя и прилагательное на первую букву, которое вас характеризует. (Меня зовут Ирина – инициативная. Меня зовут Людмила – любознательная.)
А сейчас попросим вас объединиться в группы для работы и общения по цвету бейджиков, которые вы выбрали.
Результаты вашего общения и знакомства представьте в виде истории. За две минуты каждая группа сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: «Мы живем в Гродно, Новогрудке и Лиде. Мы работаем в школе, гимназии. Дома у нас две собаки, одна кошка, два попугая и одна черепаха. Двух наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т.д. По истечении назначенного времени каждая группа выбирает рассказчика, который знакомит аудиторию с историей. (Знакомство участников в группах).
Давайте сегодня будем творческими, активными, внимательными, будем поглощать знания с большим желанием и правильно применять их на деле.
II Определение темы и целей мастер-класса
В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим условием их усвоения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
Считаем, что учителю мало самому быть творцом, мало самому обладать стремлением к постоянному совершенствованию – надо уметь развивать эти качества в детях. На каждом уроке должна работать мысль учащегося. Работа мысли вызовет стремление к самостоятельному решению, а самостоятельное решение, в свою очередь, породит познавательную активность.
Какие проблемы возникают у современного учащегося и учителя в процессе изучения нового материала? (Участники мастер-класса передают друг другу мяч и отвечают на поставленный вопрос.)
Действительно, уважаемые коллеги, мы определили много проблем, с которыми сталкиваются современный учащийся и учитель.
Как разрешить выявленные проблемы? Наша педагогическая практика позволяет утверждать, что эффективным средством решения названных вами проблем является применение современных средств визуализации учебной информации на уроках трудового обучения.
Предлагаем вам с помощью приёма «кроссенс» определить тему нашего занятия (Приложение 1).
Кроссенс – это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
Этот метод был разработан писателем, педагогом, математиком Сергеем Фединым и доктором технических наук, художником и философом Владимиром Бусленко и впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Использование кроссенса на уроках способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Выполнение задания.
Тема сегодняшнего мастер-класса: «Приготовление изделий из теста».
Кроссенс на уроке мы применяем:
– при определении темы и цели урока;
– изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
– закреплении и обобщении изученного материала;
– подведении итога работы на уроке в качестве рефлексии.
III Основная часть
Как вы думаете, какое значение имеют изделия из теста в питании человека?
Назовите, какие вы знаете изделия из теста? Используя облако слов (Приложение 2), нужно выбрать ассортимент мучных изделий:
1-я группа – хлебобулочные изделия (хлеб, булки, батоны, мелкая сдоба и др.).
2-я группа– мучные кулинарные изделия (блины, оладьи, блинчики, пироги, пирожки, кулебяки, пельмени).
3-я группа– мучные кондитерские изделия (пирожные, торты, кексы, печенье, пряники, вафли).
Облако слов – эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. С помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.
Мучные изделия благодаря привлекательному виду, аромату давно стали любимым блюдом в домашнем питании, не говоря уж о том, что ни один праздничный стол не готовится без аппетитных пирогов и кондитерских изделий.
Мучные изделия получают из различного теста.
Тесто – само по себе это масса из муки, воды, соли с возможным добавлением других ингредиентов (в зависимости от рецепта итогового продукта), т.е. тесто – это полуфабрикат.
И сейчас мы вам предлагаем вспомнить, какие бывают виды теста при помощи гексов – метода шестиугольников (Приложение 3).
Каждая из шестиугольных карточек – это краткие знания по нашей теме. Каждый из шестиугольников соединяется с другим благодаря определённым понятийным связям. Гексы складываются в единую структуру, однако у вас эта структура может получиться различной.
Предлагаем вам презентовать командную работу.
Есть несколько вариантов использования технологии гексов.
1) Можно вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику. Возможно использование в шестиугольниках не только текста, но и изображений.
2) Пустые шестиугольники, чтобы ученики могли заполнить и выразить своё мнение по заданной проблеме.
3) Маркированные цветом шестиугольники, в которых цвет определяет определённую квалификацию.
Таким образом, учащиеся, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств.
Чтобы определить, какие продукты используют для приготовления теста, предлагаем вам поиграть в QR-лото (Приложение 4)
Каждая группа получит игровое поле с QR-кодами и соответствующее количество карточек с изображением продуктов. Ваша задача при помощи смартфона прочитать информацию на карточках с QR-кодами и закрыть лото (совместить QR-код с информацией на карточке.)
Вывод: QR-коды прекрасно подходят для использования на уроках обобщения и систематизации изученного материала, а также для углубления знаний по пройденной теме или разделу.
Так как мука является основным ингредиентом, при приготовлении теста, предлагаем вам определить виды муки. В зависимости от вида используемого зерна при помощи приёма «Найди пару» вам предстоит при помощи маркера и стрелок найти пары: зерно – мука (Приложение 5).
Мука, сахар, масло, яйца – удивительно, но примерно из одних и тех же ингредиентов можно приготовить совершенно разное тесто: слоеное, дрожжевое, бисквитное, песочное. Тесто разнится методом приготовления и своими характеристиками.
А вы знаете, что хлеб был изобретен по ошибке более 7500 лет назад? Один египтянин нечаянно оставил на ночь смесь муки и воды в теплой печи, а утром обнаружил нежное тесто. Из него получились более мягкие и аппетитные, чем раньше, лепешки. Великое открытие, сделанное безвестными египетскими мастерами, коренным образом изменило облик хлеба. Из пресной тяжелой лепешки он превратился в нежный, тающий во рту разрыхленный хлеб с приятным аппетитным ароматом и своеобразным, неповторимым, сытным вкусом.
А сейчас настала пора размяться.
Физкультминутка
Дружно встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Встали прямо, ноги вместе,
поворот кругом, на месте.
Существует много праздников и традиций, которые связаны с тестом. Какие это праздники?
Как вы уже назвали, один из приближающихся праздников – это праздник Светлой Пасхи.
IV Практическая работа
Корзина с пасхальными угощениями
Обратите внимание на нашу корзину с кулинарными изделиями. А кто задействован в производстве изделий из теста, мы узнаем, разгадав анаграммы:
РИЛАНУК, ТОНКИДЕР, ЛХБОКЕЕП.
Правильно кулинар, хлебопёк, кондитер.
И сегодня мы с вами приготовим изделия из песочного теста, правда, виртуально, при помощи Интерактивного плаката.
Демонстрация интерактивного плаката https://view.genial.ly/6254695dfcb3d4001180a5f3/interactive-image-interactive-image
Кондитерские изделия любят все. Печенье, кексы, торты, пироги, пряники – все это повышает настроение. А когда они еще и красиво украшены, то выглядят аппетитнее вдвойне.
Профессиональные кондитеры создают произведения искусства, которые иногда даже кушать жалко. И сегодня мы предлагаем вам попробовать себя в роли кондитеров.
Мы предлагаем вам пасхальное угощение, в виде яйца которое необходимо украсить с помощью айсинга.
Айсинг – что это такое?
С английского это слово переводится как «глазурь», полное название – «королевская глазурь»). Айсинг пришел к нам из Англии, где кондитеры при дворе монарших особ украшали, таким образом, торты. Это масса для рисования и создания съедобных украшений на основе белка и сахара. Айсинг бывает разным по составу и консистенции в зависимости от назначения: контурный декор, воздушные украшения или лепка изделий.
Инструктаж по выполнению задания. Перед вами стоят стаканы с кондитерскими мешочками. В них рисовальная масса – айсинг, состоящая из белка и сахарной пудры. Вам предстоит проявить свою фантазию, творчество, креатив и украсить наши заготовки.
Уважаемые коллеги! Пока наши праздничные украшения подсыхают, предлагаем вам попутешествовать по миру.
Как мы выяснили, первый хлеб – родом из древнего Египта.
Люди научились выпекать из теста множество изделий. Давайте вместе с вами окунемся в географию теста и определим, из какой страны родом эти изделия.
Пицца – итальянский пирог.
Бриошь – сладкая булка из сдобного теста на пивных дрожжах с добавлением масла – из Франции.
Сэндвич – получил свое название в честь графа Сэндвича. Тот, будучи заядлым картежником, придумал класть мясо между кусками хлеба, чтобы не испачкать руки. Сэндвич пришел к нам из Англии.
Брецель даже сегодня, является эмблемой пекарей и очень часто изображается на вывесках булочных, пекарен и фирм, занимающихся изготовлением хлеба. Родом эта выпечка из Германии.
Лаваш в Армении символизирует семейный уют, изобилие и процветание. С ним связана интересная традиция: в день свадьбы мать жениха кладет на плечи новобрачных по лавашу, желая им достатка и семейного счастья.
Тортилья – это тонкая лепешка из кукурузного теста, она является одним из главных национальных блюд Мексики.
Симит – круглый бублик с кунжутом, распространённый в Турции.
Каравай распространен у славянских народов с древних времен.
В нашем районе Павловские караваи признали историко-культурной ценностью нематериального проявления творчества человека в Беларуси. А по «Программе возрождения и популяризации нематериального наследия Слонимского района» обряд выпечки получил поддержку проекта ООН, финансируемого за счет ЕС. Благодаря чему в Новоселках, куда со временем перебралось объединение, смогли переделать старую библиотеку в каравайную: поставили там русскую печь, воссоздали обстановку старинной деревенской хаты. Теперь «Чаровницы-каравайницы» проводят здесь мастер-классы для школьников и студентов. Ежегодно проводится фестиваль – «Павловский каравай».
V Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия
Пасхальные украшения готовы, осталось их упаковать и завязать бантики, выбрав определенный цвет лент. Выбирая цвет украшения, вы выбираете пожелание друг другу:
– красный цвет – символ удачи, счастья;
– желтый цвет теплый, легкий, радостный; он вызывает радость и веселье;
– зеленый цвет означает нежность, умиротворение; он символизирует мир, покой, любовь, спасение;
– голубой цвет – спокойствие, символизирует чистоту, разум, и нежность.
И в завершение предлагаем вам составить синквейн, который будет характеризовать наш мастер-класс (Приложение 6).
Напоминаю вам правила составления синквейна (Презентация работы в группе.)
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает к счастью красота старенья
Любовь к прекрасному живёт в веках
Благодарю вас за внимание.
Приложения: БОЧАРОВА СИНЯК ПРИЛОЖЕНИЯ