Общие мероприятия проекта направлены на повышение экологической культуры участников, расширение представления о рациональном использовании природных ресурсов нашей страны и всей планеты, на создание условий для раскрытия творческого потенциала участников, возможности для их самореализации.
Ольга ЗАБРАМСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО “Средняя школа № 2 г. Сморгони”,
Гродненская область
Основу проекта составляет система мероприятий в рамках деятельности ЭКОклуба “Бумажный Бум”, распределённых по нескольким направлениям («Историки», «Экологи», «Эксперты», «Технологи», «Творческая группа “Умелые ручки”»), работа в которых ведётся на протяжении всего проекта. Участники проекта могут по желанию работать в одной или нескольких группах.
Общие мероприятия проекта направлены на повышение экологической культуры участников, расширение представления о рациональном использовании природных ресурсов нашей страны и всей планеты, на создание условий для раскрытия творческого потенциала участников, возможности для их самореализации.
Члены ЭКОклуба обсуждают важную экологическую проблему сохранения лесных богатств нашей Родины, изучают историю появления бумаги, изготавливают бумагу своими руками, создают творческие работы. Участники проекта определяют главные правила бережного отношения к природным ресурсам, на практике применяют их.
Целевые группы: учащиеся 1–4-х классов, их законные представители.
Период осуществления: один учебный год.
Введение
Обоснование актуальности проекта
В современном сложном, стремительно развивающемся мире проблемы окружающей среды приобретают глобальный масштаб. И перед каждым человеком стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Формирование экологического мировоззрения сегодняшних школьников позволит изменить экологическую обстановку в будущем.
Задача проекта состоит в том, чтобы формировать у учащихся экологическое мировоззрение, понимание ценности родной природы, способствовать приобретению навыков исследовательского характера, воспитанию социальной активности в вопросах охраны окружающей среды не только детей, но и их родителей в вопросах взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Деятельность по экологическому воспитанию может быть эффективной при условии единства знаний, ценностных ориентаций, опыта деятельности в сфере ответственного отношения человека к окружающей среде [1].
Каждый день мы сталкиваемся с бумагой и даже не замечаем этого. Попробуйте прожить один день без бумаги. У вас это вряд ли получится! Дома, в школе, в транспорте, на предприятиях и в учреждениях без бумажного листа не обойтись! Бумага прочно вошла в нашу жизнь. И с каждым годом потребность в её количестве увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются. Поэтому лес нужно спасать сейчас.
Добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. 125 миллионов деревьев в год! Столько деревьев умирают ради газет и журналов, а люди, прочитав их, просто выбрасывают. Для того чтобы получилась пачка газет, толщиной всего около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 10–12 метров.
Вторичное использование бумажных отходов (макулатуры) поможет не только сохранить деревья, но и снизить влияние на природу вредных промышленных факторов. Переработка использованной бумаги позволяет сократить нагрузку на полигон твердых бытовых отходов, снизить объем вредных веществ, которые выделяются в атмосферу.
Цель проекта: формирование у учащихся, их родителей, педагогов экологического мировоззрения, повышение их активной социальной позиции через практическую деятельность, направленную на бережное отношение к ресурсам и рациональное использование бумаги.
Задачи проекта:
– организовать деятельность ЭКОклуба «Бумажный Бум» в шестой школьный день через работу проектных групп;
– реализовать комплекс практических мероприятий, доказать необходимость рационального использования вторичного сырья – макулатуры;
– вовлечь обучающихся, педагогов, родительскую общественность в экологическую деятельность;
– содействовать развитию исследовательской компетенции учащихся через проведение опытов и экспериментов;
– привлечь внимание жителей нашего города к проблеме бережного отношения к ресурсам.
Предполагаемые результаты:
– повышение уровня экологической грамотности участников проекта;
– повышение уровня исследовательской компетенции учащихся;
– снижение количества использования бумаги, сбор макулатуры;
– привлечение внимания жителей города к проблеме уничтожения леса ради бумаги.
Основная часть
Этапы и план реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2023 года)
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Определение темы, целей и задач проекта |
сентябрь 2023 |
Педагог-организатор, |
2 |
Создание программы проекта |
сентябрь –октябрь 2023 |
|
3 |
Организация деятельности ЭКОклуба “Бумажный Бум” |
сентябрь 2023 |
|
4 |
Презентация проекта “Новая жизнь бумажного листа” |
октябрь 2023 |
|
5 |
Распределение членов ЭКОклуба по направлениям проекта “Новая жизнь бумажного листа” |
октябрь 2023 |
Основной этап (ноябрь 2023 – апрель 2024)
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Общие мероприятия проекта |
|||
1 |
Посещение Сморгонской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды |
ноябрь 2023 |
Классный руководитель |
2 |
Экологическая сказка «Как выросла бумага» |
декабрь |
Классный руководитель |
3 |
Игра-путешествие «Не только в гости ждёт тебя природа!» |
январь |
Классный руководитель |
4. |
Экологический марафон “Не опоздай спасти планету!” |
февраль |
Классный руководитель |
5. |
Квест-игра «ЭКОпланета» |
март 2024 |
Педагог-организатор |
6. |
К Международному дню Земли |
апрель |
Педагог-организатор |
7. |
Акция “Сдай макулатуру – сохрани дерево” |
январь-апрель 2024 |
Руководитель проекта |
Работа по направлениям |
|||
Группа “Экологи” |
|||
1. |
Анкетирование учащихся, родителей, педагогов “Экологическая анкета” |
ноябрь |
Руководитель группы |
2. |
Конкурс рисунков “Экономим бумагу – сберегаем лес” |
ноябрь |
|
3. |
Конкурс на лучший лозунг/рекламу акции по сбору макулатуры |
декабрь |
|
4. |
Создание буклета “Подарите бумаге вторую жизнь” |
январь |
|
5. |
Создание на сайте школы вкладки “Бумажная перезагрузка” |
апрель 2024 |
|
Группа “Историки” |
|||
1. |
Путешествие «История появления бумаги» |
декабрь |
Руководитель группы |
2. |
Виртуальная экскурсия «Завод по изготовлению бумаги» |
февраль |
|
3. |
Мини-исследование “Откуда к нам пришли тетради и альбомы?” |
март |
|
Группа “Эксперты” |
|||
1. |
Изучение видов бумаги. Составление коллекции «Эта всем знакомая бумага» |
ноябрь |
Руководитель группы |
2. |
Изучение свойств бумаги для рисования и для письма (опыты) |
декабрь 2023 |
|
3. |
Мини-исследование “Сколько бумаги нужно школьнику?” |
январь 2024 |
|
Группа “Технологи” |
|||
1. |
Изучение способов изготовления бумаги в домашних условиях |
февраль 2024 |
Руководитель группы |
2. |
Эксперимент “Изготовление бумаги своими руками” |
март 2024 |
|
Творческая группа “Умелые ручки” |
|||
1. |
Коллективное творческое дело “Бумажные приключения” |
январь 2024 |
Руководитель группы |
2. |
Мастер-класс “Дадим бумаге вторую жизнь” |
март 2024 |
|
3. |
Выставка работ творческой группы |
апрель 2024 |
|
Мероприятия с родителями |
|||
1. |
Заседание семейного клуба «Океан друзей»: «Наш ЭКОслед на Земле» |
ноябрь 2023 |
Педагог-организатор, |
2. |
Мастер-класс “Дадим бумаге вторую жизнь” |
март 2024 |
|
3. |
Заседание семейного клуба «Океан друзей»: «Экологический диалог» |
май 2024 |
Заключительный этап (май 2024 года)
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Изучение эффективности реализации проекта |
май 2024 |
Педагог-организатор, |
2. |
Итоговое анкетирование участников проекта |
май 2024 |
|
3. |
Презентация результатов проекта |
май 2024 |
Оценка эффективности проекта:
– количество участников мероприятий;
– уровень мотивации участников проекта;
– уровень заинтересованности мероприятиями данного проекта;
– уровень исследовательской компетенции участников проекта;
– уровень экологической грамотности.
Механизм реализации проекта
Основу проекта составляет система мероприятий в рамках деятельности ЭКОклуба “Бумажный Бум”, распределённых по нескольким направлениям, работа в которых ведётся на протяжении всего проекта. Участники проекта могут по желанию работать в одной или нескольких группах.
Общие мероприятия проекта направлены на повышение экологической культуры участников, расширение представления о рациональном использовании природных ресурсов нашей страны и всей планеты, на создание условий для раскрытия творческого потенциала участников, возможности для их самореализации.
Группа «Историки» изучает историю изобретения бумаги: где её впервые изготовили, каким образом, из каких материалов делали первую бумагу, знакомятся с современными предприятиями Беларуси, производящими бумагу [4, 5]. Члены проектной группы изучают тетради, дневники, альбомы и другие предметы из бумаги, чтобы узнать, где они изготовлены и составляют рейтинг самых популярных производителей бумажной продукции для школы.
Отчёт группы «Историки»
История появления бумаги, или Что мы знаем о бумаге?
Объект исследования: история изобретения бумаги.
Предмет исследования: процесс изготовления бумаги.
Гипотеза: можно предположить, что бумагу делают из дерева.
Цель: выяснить, кто и когда изобрёл бумагу, как её изготавливают.
Задачи:
– узнать, как и из чего изготавливали первую бумагу;
– узнать, где в Беларуси производят бумагу;
– выяснить, где изготовлены наши тетради, альбомы и др.;
– выяснить, сколько нужно деревьев, чтобы обеспечить учащихся одного класса тетрадями и необходимыми пособиями.
Нет ничего более простого и привычного в нашей жизни, чем бумага: газеты, журналы, книги, упаковки, коробки, дневники, тетради, открытки, этикетки, салфетки, бумажные полотенца и многое другое. Бумага используется не только для письма или печатания книг, газет, журналов, но и как упаковочный материал, средство гигиены, платежное средство. Бумага настолько прочно вошла в нашу жизнь, что порой забываешь: ведь было время, когда бумаги ещё не было.
Слово «бумага» произошло от итальянского слова «bambagia», что в переводе означает «хлопок». И это странно, потому что мы выяснили, что первые листы бумаги делали совсем не из хлопка.
Бумагу изобрели в Китае. Вначале сырьем для бумаги служили шелковые обрезки, но этого материала было слишком мало, и для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы. Однако бумага, изготовленная из крапивы, была некачественной. Тогда попробовали брать кору тутового дерева, волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Помещали всё это в каменную ступу, растирали с водой в кашицу. Из этой кашицы отливали бумагу. В рамку с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шёлковых нитей, отливали немного кашицы, трясли форму во всех направлениях, чтобы волоконца переплелись. Вода стекала, а на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Пачку листов клали под деревянный пресс. Так ручным способом китайцы делали бумагу.
Прошло достаточно много времени, прежде чем секрет изготовления бумаги стал известен в других странах.
Бумаги требовалось все больше, и материала для её изготовления стало не хватать. Позже в качестве сырья стала применяться древесина.
Мы узнали, что около 400 лет назад в Сморгони работала бумажная мельница, на которой делали бумагу из тряпья. К сожалению, строение не сохранилось до нашего времени и неизвестно, в каком именно месте она находилась. Все необходимые сведения мы можем получить только из письменных источников.
В наше время для производства бумаги и картона используют древесную массу (целлюлозу), тряпичную ветошь, макулатуру.
На бумажную фабрику привозят брёвна – в основном сосновые и еловые. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Эту массу просеивают и промывают, очищают от грязи и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, чтобы напечатанные или написанные на ней знаки были лучше видны. Для получения качественной бумаги добавляют крахмал, глину и другой материал.
Бумажная масса попадает в специальную машину, проходит под множеством разглаживающих валиков, которые выжимают из него воду и делают бумагу плотной и гладкой. Затем листы сушат и сворачивают в большие рулоны. Рулоны отправляют в типографию или режут на листы. И вот уже из этих листов сшивают тетради, печатают книги, газеты. Таким способом производят бумагу на бумажных фабриках.
Но деревья растут долго, а бумаги людям нужно много. Известно, что каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. Поэтому придумали машины, которые изготовляют новую бумагу из макулатуры.
В Беларуси производят бумагу и картон на нескольких крупных предприятиях: «Бумажная фабрика» в Борисове, «Бумажная фабрика «Спартак» в Шклове, картонно-бумажный завод «Альбертин» в Слониме, Добрушская бумажная фабрика.
Мы исследовали наши тетради, дневники, альбомы и другие предметы из бумаги, чтобы узнать, где они изготовлены.
№ |
Производитель |
Вид бумажной продукции (количество единиц) |
||||
тетради |
дневники |
альбомы |
цветная бумага |
картон |
||
1. |
«Бумажная фабрика» Гознака г. Борисов |
32 |
|
|
|
|
2. |
«Брэсцкая друкарня» г.Брест |
|
5 |
|
|
|
3. |
Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» |
47 |
|
8 |
9 |
8 |
4. |
Полиграфкомбинат им.Я.Коласа, г.Минск |
8 |
14 |
|
|
|
5. |
ОАО «Чырвоная зорка», г.Барановичи |
2 |
|
|
|
|
6. |
Россия (г.Брянск, г.Москва, г.Рязань) |
13 |
|
5 |
5 |
9 |
Мы подсчитали, что за один учебный год ученик второго класса использует около 20 тетрадей, 4 тетради на печатной основе, 2 толстых альбома, 2 набора цветной бумаги, 1 набор картона, дневник, 2 блокнота, 3 раскраски. Общий вес этих предметов из бумаги – 2 кг 140 г, ученик 4-го класса – 3 кг 300 г.
Мы нашли информацию о том, что из ствола средней ели можно изготовить примерно 7 кг бумаги. Значит, нужно целое дерево, чтобы обеспечить на год троих учащихся необходимым количеством тетрадей и пособий. Во 2-м классе 18 учеников, (18 * 2 кг 140 г = 38 кг 520 г, 38 кг 520 г : 7 = 6 (д.)) получается на класс нужно 6 елей. В 4-м классе 27 учеников (27 * 3 кг 300 г = 89 кг 100 г, 89 кг 100 г : 7 = 12 (д.) – на класс – 12 деревьев.
И это только на один учебный год! А ведь кроме древесины для производства бумаги и картона необходимо ещё большое количество воды.
К сожалению, раньше мы не задумывались, сколько деревьев и воды идёт на то, чтобы сделать хотя бы одну тетрадку, в которой мы черкаем и вырываем листы.
Как мы можем сберечь лесное богатство нашей страны? Ответ прост: собирать макулатуру. Поэтому мы не выбрасываем исписанные тетради, альбомы, коробки от печенья и конфет, рекламные листовки и буклеты, прочитанные газеты и журналы, которые кто-то может посчитать мусором. Ребята нашего класса и всей школы активно участвуют в ежегодных акциях по сбору макулатуры «Собери макулатуру – сбереги лес!».
Нам стало известно, что 100 кг макулатуры сохраняет одно дерево! В этом году наш класс собрал 195 кг, значит, мы спасли почти 2 дерева. Участвуя в акции, учащиеся нашей школы сдали 5 т 600 кг макулатуры, а это 56 спасённых деревьев. А деревья – это и чистый воздух, и дом для животных, и прохлада в летний зной, и красота природы!
В рамках проекта группа «Эксперты» ведёт исследовательскую деятельность: выдвигает гипотезы, проводит опыты, делает выводы [5]. Бумажная промышленность выпускает огромное количество видов бумаги, которые имеют различные названия и свойства. «Эксперты» классифицируют бумагу по тому, с какой целью и где её применяют, составляют коллекцию «Эта всем знакомая бумага». Следующий шаг – изучение свойств бумаги для рисования и бумаги для письма, проводятся опыты и сделаны выводы. Члены проектной группы приблизительно считают, какое количество бумаги использует ученик начальной школы в течение одного учебного года.
Отчёт группы «Эксперты»
«Открываем» виды бумаги и её свойства
Объект исследования: виды и свойства бумаги
Предмет исследования: разные виды бумаги.
Гипотеза: можно предположить, что существует большое количество видов бумаги, что она имеет разные свойства и разное назначение.
Бумажная промышленность выпускает огромное количество видов бумаги, которые имеют различные названия и свойства. Мы решили классифицировать бумагу по тому, с какой целью и где её применяют. Многие из этих видов бумаги используются в повседневной жизни каждого человека.
№ |
Вид бумаги по назначению |
Особенности |
1. |
Бумага для печати |
|
газетная |
рассчитана на кратковременное пользование |
|
книжно-журнальная |
плотная, гладкая |
|
обложечная |
для книжных, журнальных, альбомных, тетрадных обложек. |
|
2. |
Бумага для творчества |
|
глянцевая бумага |
одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность |
|
мраморная бумага |
обработки ее поверхности мраморным рисунком – разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор |
|
бархатная бумага |
односторонняя бумага с ворсистым покрытием |
|
гофрированная бумага |
Бумага пластичная, отлично тянется, держит форму. Имеет множество цветов и оттенков, что позволяет создавать красивые поделки |
|
обойная бумага |
с рисунком или тиснением на поверхности |
|
3. |
Упаковочная и оберточная бумага |
|
общего и специального назначения |
бумага общего назначения используется как упаковочный материал |
|
4. |
Бумага для письма |
|
писчая, потребительская бумага, почтовая бумага |
высококачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы, легко складывается, хорошо окрашивается в любой цвет. |
|
бумага чертежно-рисовальная |
устойчива к истиранию, сохраняет гладкость при повторном нанесении чертежа или рисунка |
|
калька |
бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом |
|
5. |
Бумага впитывающая |
|
фильтровальная |
применяется для отделения жидкости, для большей прочности вводят льняные волокна |
|
промокательная |
несклеенная и малоспрессованная бумага, состоящая практически из чистой целлюлозы |
|
пергаментная |
особый вид плотной бумаги, не пропускающей влаги и жиров, изготавливается из пористой фильтровальной бумаги |
|
папиросная (тишью) |
тонкая цветная декоративная бумага, которая изготавливается из беленой целлюлозы, применяют в оформлении подарков, ею заполняют подарочные пакеты и коробки с обувью и одеждой. |
|
6. |
Картон |
плотная многослойная бумага |
7. |
Санитарно– гигиенические изделия из бумаги |
|
салфетки |
целлюлозный материал, хорошо впитывает влагу, не оставляет разводов, экологически чистый |
Следующий шаг – изучение свойств различных видов бумаги (бумаги для рисования и бумаги для письма), для этого нами были проведены следующие опыты.
№ |
Свойства |
Вид бумаги |
Выводы |
|
для рисования |
для письма |
|||
1 |
Гладкость |
шероховатая |
гладкая |
Гладкость важна для писчих видов бумаги |
2 |
Прочность |
Более прочная, толще |
Менее прочная, тоньше, легче рвется |
Бумага состоит из волокон. |
3 |
Плотность |
Картинка на просвет почти не видна, бумага плотнее |
Видны контуры картинки на просвет, бумага тоньше |
Тонкая бумага просвечивает картинку, а плотная нет. |
4 |
Мягкость |
Более жесткая, труднее мнется, хуже сохраняет форму |
Легко мнется, не расправляется, лучше сохраняет форму |
Бумага для письма более мягкая, мягкость зависит от ее плотности |
5 |
Влагопрочность |
Быстро впитывает воду |
Медленно впитывает воду |
Между волокнами есть поры. Более пористая бумага для рисования быстрее впитывает воду или краску |
Вывод
Мы познакомились с разными видами бумаги и изучили её свойства на примере бумаги для рисования (альбом) и бумаги для письма (тетрадь). Из проделанных опытов видно, что разная бумага обладает данными свойствами в разной степени.
Отчёт группы «Технологи»
«Это всё-таки возможно!» Как изготовить бумагу?
Группа «Технологи» экспериментальным путём доказывает, что возможно самим сделать бумагу из макулатуры. Ребята нашли несколько способов изготовления бумаги и выбрали наиболее подходящий.
Объект исследования: изготовление бумаги.
Предмет исследования: практическое изготовление бумаги в домашних условиях.
Оборудование: старые газеты и тетради, вода, блендер, проволочная или пластиковая сетка, ткань, впитывающая воду, миска, гуашь, крахмал, груз (тяжёлые книги).
Для работы можно брать самую различную бумагу: исписанные тетради, старые газеты (лучше только края, где нет краски), чеки из магазина и т.п. Для изготовления 2–3 листа бумаги надо приблизительно 3–4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить, тем больше воды берем.
Как мы это делали:
1) Собранную для работы бумагу разрезали на маленькие кусочки, залили водой, дали постоять несколько часов.
2) Залили эту массу в блендер и измельчили. Можно добавить краску, например, гуашь.
3) Когда бумажная масса готова, нанесли на рамку с сеткой, сверху накрыли марлей. Подождали, чтобы вода стекла.
4) Несколько раз с помощью губки удалили всю лишнюю влагу.
5) После этого осторожно отделили лист бумаги от сетки и оставили высыхать.
6) Положили лист полученной бумаги под груз.
Для украшения в бумажную массу можно добавлять сухие травки, приправы, разноцветные нитки, лепестки цветов. Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки или сувениры: обложки для книг и блокнотов, открытки, панно.
Вывод
Исследование показало, что из обычной макулатуры в домашних условиях можно сделать бумагу. (Приложение)
Группа «Экологи»
Проектная группа «Экологи» проводит анкетирование среди учащихся, педагогов и родителей. Ребята изучают правила сбора и хранения макулатуры, выпускают и распространяют буклеты “Подарите бумаге вторую жизнь” среди работников и учащихся школы. «Экологи» организуют конкурсы рисунков, лозунгов, рекламных листовок на экологическую тематику, акции «Сдай макулатуру – сохрани дерево». (Приложение)
Творческая группа «Умелые ручки»
«Вторая жизнь бумажного листа»
Как ещё можно использовать ставшие ненужными газеты, журналы, открытки? Мы нашли ответ и на этот вопрос. Нужно проявить фантазию и творческие способности! Идеи мы отыскали в Интернете, а ещё нам помогли родители. Вот что у нас получилось!
Панно «Бабочки». Берём ножницы, яркие страницы из журналов или рекламных проспектов, рамку без стекла, клей, вырезаем бабочек разных размеров, наклеиваем – и креативное украшение для вашей комнаты готово!
Закладки «Плетенки». Эти простые поделки из старых открыток когда-то делали наши мамы и папы.
Подставка под чашку. Просто скручиваем сложенные полоски газеты, склеиваем между собой. Теперь на столе не будет пятна от горячей чашки.
Плетёные корзинки из газетных трубочек. Здесь без помощи родителей не обойтись. Работа кропотливая: сначала скручиваем плотные трубочки, затем их красим, сушим и плетём корзинку или вазу (Приложение).
Проект предполагает проведение тематических школьных суббот (1 раз в месяц или чаще), отдельные мероприятия проводятся совместно с родителями (1 раз в четверть).
При проведении мероприятий используются разнообразные формы: командная игра, марафон, заседание семейного клуба, конкурс, квест-игра, мастер-класс [2, 3].
На сайте школы размещена вкладка “Бумажная перезагрузка”, где можно найти информацию о проекте, пройти анкетирование и принять участие в экологических играх.
Все мероприятия проекта направлены на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, рациональное использование вторичного бумажного сырья и бумаги.
Заключение
В ходе реализации проекта члены ЭКОклуба «Бумажный Бум» обсуждали важную экологическую проблему сохранения лесных богатств нашей Родины, изучали историю появления бумаги, изготовили бумагу своими руками, создали творческие работы. Участники проекта обозначили главные правила бережного отношения к природным ресурсам, на практике попробовали применить их.
Три простых правила: рационально использовать бумагу, собирать макулатуру и сдавать её на переработку, создавать новые предметы из старых бумаг – помогут в решении проблемы сбережения природных ресурсов, необходимых для производства бумаги.
Члены ЭКОклуба «Бумажный Бум» организовывали акции и конкурсы “Сдай макулатуру – сохрани дерево”, “Экономим бумагу – сберегаем лес”, создали и распространили буклет “Подари бумаге вторую жизнь”, распространяли ЭКОлистовки, чтобы привлечь внимание жителей нашего города к проблеме сохранения леса.
Чем бережнее люди будут относиться к бумаге, тем больше леса сохранится на нашей планете. Участники проекта вносят посильный вклад в сохранение леса. Задача каждого гражданина страны – сберечь лес для будущих поколений.
Проведенные мероприятия способствовали повышению уровня экологической грамотности и социальной активности участников проекта. Участие в проведении опытов позволило учащимся развить умения наблюдать, анализировать, делать выводы, повысить уровень исследовательской компетенции.
Участники проекта выполнили поставленные задачи и пришли к выводу, что каждый человек должен вносить свой вклад в улучшение экологической обстановки, сбережение природных ресурсов нашей страны. Улучшить состояние экологии можно, если каждый начнет с себя.
Список использованных источников
1 Базулина, И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 35.
2 Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты // Рассвет. – 2006. – № 2. – С. 286.
3 Дюкарева, О.А. Экологическая квест-игра для учащихся 3–4 классов «Будь природе другом!» / О.А.Дюкарева. // Молодой ученый. – 2018. – № 31 (217). – С. 96–99.
4 Зубков, Б. Книжка про книжку / Б.Зубков. – М. : Малыш, 1984.
5 Румянцева, Л. Детская энциклопедия. Издание на русском языке / Л.Румянцева. – М. : РОСМЭН. 1994.
6 Сидорина, Т. Большая книга эрудита. Издание для детей /Т.Сидорина. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2006.
7 Шалаева, Г. Всё обо всём. Том 1. Энциклопедия для детей / Г.Шалаева. – М. : АСТ, 1996.
Приложения:
Группа «Технологи»
Группа «Экологи»
Группа «Эксперты»
Творческая группа «Умелые ручки»