К окончанию урока учащиеся будут знать химический состав минералов и горных пород, основные понятия, виды горных пород по происхождению; способы образования магматических, осадочных и метаморфических горных пород; уметь приводить примеры горных пород, определять основные отличительные признаки горных пород.
Наталья МАТОНИС,
учитель географии
ГУО «Радунская средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область
Тема урока: «Горные породы и минералы земной коры».
Цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
– знать химический состав минералов и горных пород, основные понятия (горные породы магматические, осадочные, метаморфические), виды горных пород по происхождению; способы образования магматических, осадочных и метаморфических горных пород;
– уметь приводить примеры горных пород, определять основные отличительные признаки горных пород; описывать горные породы по плану, объяснять отличительные свойства магматических и метаморфических пород от осадочных, выступать в роли исследователей.
Задачи
Развивающая:
– продолжить формирование умений работать с текстом учебного пособия, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать полученные знания;
– способствовать развитию умений выделять проблему, доказывать гипотезу, проводить эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы.
Воспитательная: средствами материала урока способствовать развитию интереса к горным породам, развитию природоохранных чувств к недрам Земли, воспитанию коммуникативных навыков, культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности (умений слушать, доброжелательно относиться друг к другу, работать в коллективе).
Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебное пособие и географический атлас для 6-го класса, презентация, раздаточные карточки с заданиями для работы в парах и группах.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: мультимедийная установка, образцы горных пород и минералов, учебник, тетрадь.
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Сегодня вы узнаете много интересного и полезного для вас. А для этого я предлагаю вам попробовать быть не просто учениками, а исследователями.
2 Мотивационно-ориентировочный этап
– Ребята, я хочу рассказать вам легенду.
В одной горной Китайской провинции жил учитель Ким. Однажды к нему пришёл мальчик. «Возьмите меня в ученики», – попросил он. – Я буду исправно выполнять всё, что вы мне скажете». Учитель согласился. Каждый день ученик рубил дрова, носил воду, работал в горах, перетягивал камни, мыл ноги в ледяной воде, солил пищу, вечерами читал книги. Прошли годы. Ученик вырос. Однажды учитель дал ему сумку и сказал: «Иди, ты уже всё знаешь». «Что это?» – удивился ученик. «Когда придёшь в горы и раскроешь её, ты сам всё поймёшь». Ученик ушёл. Придя в горы и раскрыв сумку, он увидел вот это. (Демонстрация гранита, талька, каменной соли и воды.) [2, с 67].
– Ребята, так что лежало в сумке ученика? (Горные породы и минералы.)
– Разобраться в том, почему учитель дал это своему ученику, поможет наш сегодняшний урок.
Сообщение темы урока, плана. Постановка задач урока учащимися.
План
1. Горные породы и минералы в составе земной коры.
2. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
3. Использование и охрана недр Земли.
– С помощью темы урока необходимо установить, что вы узнаете на уроке.
На доске записано:
Узнаем: химический состав минералов и горных пород, основные понятия горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), на какие виды по происхождению делятся горные породы; как образовались магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Научимся: приводить примеры горных пород, определять основные отличительные признаки горных пород; описывать горные породы по плану, объяснять отличительные свойства магматических и метаморфических пород от осадочных, выступать в роли исследователей.
3 Операционно-познавательный этап
3.1 Горные породы и минералы в составе земной коры
– Горные породы и минералы намного старше, чем все живые организмы, обитающие на планете. Минералы и горные породы рождаются, живут и умирают, как и живые существа. Мы их встречаем повсюду, ведь на планете нет мест, где бы не было минералов и горных пород.
– Земная кора сложена различными горными породами и минералами. Предлагаю вам представить, что вы не просто исследователи, а геологи. Это профессия, о которой мы будем говорить. Кто же такой геолог? (Ответы учащихся).
– Геологи находят новые горные породы, определяют свойства горных пород и минералов, помогают развитию науки. Когда геологи находят камни, первый вопрос, на который они отвечают: это горная порода или минерал? Попытайтесь и вы как геологи ответить на вопросы, что такое горная порода и что такое минерал. Эти определения вы уже учили в прошлом году в курсе «Человек и мир». (Ответы учащихся)
– Обратимся к учебному пособию, откроем страницу 55, и проверим ответы. (Зачитываются определения понятий «горная порода» и «минералы»).
– В чём отличия минералов от горных пород? (Минералы входят в состав горных пород.) [1, с. 55].
– Разве горные породы есть только в горах? (Ответы детей)
– Термин «горная порода» достался нам в наследство. Когда геология только зарождалась, она была неотделима от рудного дела. Руду добывали в горах. Наука давно ушла вперёд, а термин остался прежним. Говоря о горных породах, мы будем помнить, что подразумеваем каменную оболочку Земли.
– Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)
– Из каких химических элементов состоят минералы и горные породы? Найдите ответ на странице 55 учебного пособия. (Больше всего кислорода – 49 %, кремния – 26 %, алюминия – более 7 %.)
– В природе образуется несколько тысяч видов минералов и горных пород.
– Земная кора состоит из химических элементов, химические элементы объединяются в минералы, минералы объединяются в горные породы.
– Рассмотрите коллекции горных пород. Можете взять горные породы в руки, рассмотреть их. Скажите, почему горные породы такие разнообразные: одни лёгкие, другие тяжёлые, блестящие, матовые и так далее? Как вы думаете, почему горные породы имеют разные свойства? (Учащиеся выдвигают гипотезу: свойства горных пород зависят от того, где и в каких условиях они образовались.)
– Гипотеза: предположим, что свойства горных пород зависят от свойств входящих минералов и способа их образования. В ходе урока вы должны доказать эту гипотезу или опровергнуть.
3.2 Работа в группах («Магматические, осадочные и метаморфические горные породы»)
– Сейчас, ребята, поработаем в роли геологов. Геологи определяют, каким способом образовалась горная порода. Мы также изучим способы их образования, при каких условиях образовались эти горные породы и какими свойствами обладают. С помощью учебного пособия, дополним таблицу. [1, с. 56–58].
– Ребята, все горные породы делят по происхождению на три вида: магматические, осадочные и метаморфические. Вы будете работать в группах.
Группы исследуют и заполняют таблицу (Приложение 1).
1-я группа – магматические горные породы, с. 56;
2-я группа – группа осадочные, с. 57;
3-я группа – метаморфические, с. 58.
Выступает один представитель от группы и озвучивает свой ответ, в это время остальные вносят информацию в таблицу. По ходу выступления остальные учащиеся группы демонстрируют горные породы другим группам, они находят эти горные породы в своих коллекциях. По ходу выступления групп демонстрируются слайды.
Отчёт 1-й группы [1, с. 56].
Магматические горные породы – породы, возникающие при застывании магмы в недрах Земли или вблизи её поверхности. Если магма застывает на глубине, то образующие породы называют глубинными. Поэтому для глубинных пород характерна зернистость (гранит). Если магма изливается на поверхность или застывает вблизи неё, то образуются излившиеся (вулканические) породы.
Иногда магма закипает, в неё попадает много газов. При застывании газы улетучиваются, а в породе остаётся множество пор (как у пемзы).
Интересные факты. В Эгейском море есть остров Тира, почти целиком сложенный из пемзы. На острове, представляющем собой остаток подводного вулкана Санторин, ведётся промышленная добыча пемзы.
– Каким способом образовались магматические горные породы? (Магматическим.)
Вывод. Магматические горные породы образуются из магмы, они твёрдые, тяжёлые и плотные (за исключением пемзы)
Отчёт 2-й группы [1, с. 57].
Осадочные горные породы – породы, образующиеся путём накопления и уплотнения продуктов выветривания, органических остатков и за счёт осаждения солей в водоёмах. Осадочные горные породы делятся на три группы: обломочные, хемогенные, органогенные. Обломочные образуются в результате физического выветривания. А что такое выветривание? Выветривание – это разрушение и изменение горных пород суши под влиянием колебаний температуры, воздуха, воды, организмов (песок, глина, песчаник, галька, гравий). Хемогенные возникают в результате различного рода химических реакций (гипс, каменная соль, калийные соли, доломит). Органогенные формируются в результате отложения, накопления и уплотнения органических остатков живых организмов (мрамор, гнейс, кварцит).
– Какие осадочные горные породы встречаются в нашей местности, в Республике Беларусь? Подчеркните эти горные породы в таблице.
Вывод. Твёрдые, рыхлые, сыпучие.
Отчёт 3-й группы [1, с. 58].
Метаморфические породы образованы в толще земной коры из осадочных и магматических в результате изменения физико-химических условий среды. Например, известняк – мрамор, гранит – гнейс, песчаник – кварцит.
Вывод. Под влиянием высоких температур, давления, растворов, газов изменяются свойства и строение горных пород. Отличаются повышенной твёрдостью.
– Давайте повторим.
– На какие виды делятся горные породы по происхождению?
– На какие виды делятся осадочные горные породы?
– Приведите примеры метаморфических, магматических, осадочных горных пород.
Физкультминутка
– Встали все дружненько и давайте вспомним, как образуются магматические горные породы. Из магмы, которая извергается на поверхность Земли при извержении вулканов. Покажем ручками, как она извергается, бурлит. (Учащиеся изображают извержение вулкана).
– Затем она разливается на поверхности Земли, застывает и образует высокие горы. Подняли ручки вверх, встали на носочки, показали высокие горы. Тянемся, тянемся… У кого самая высокая гора? (Учащиеся встают на носочки и поднимают руки вверх).
– Стоим, держим свои горы и вспоминаем, что с ними происходит дальше. Дуют ветра, идут дожди и снега, изменяется температура, и со временем наши горы начинают разрушаться, от них откалываются обломки, которые затем измельчаются – обломочные горные породы. Наши горы уменьшаются, уменьшаются, обломки разносятся ветром и водой в более низкие участки до тех пор, пока горы совсем не исчезают (Учащиеся приседают на корточки).
– А теперь, чтобы нам подняться, вспомним, как образуются метаморфические горные породы. Они образуются под действием высоких температур или давления. Для того чтобы повысить температуру, давайте сильно потрём ладошки. (Учащиеся трут сильно свои ладошки).
– Чувствуете, как ладошки нагреваются? Поднимается наша температура? Отлично, и мы вместе с ней поднимаемся. (Учащиеся возвращаются в исходную позицию).
– Ну что, почувствовали себя могучими силами природы? Хорошо. А теперь мы посетим музей валунов под открытым небом.
3.4 Мини-исследование «Горные породы на территории музея под открытым небом»
Музей валунов под открытым небом
https://www.youtube.com/watch?v=SNRjv9r93VY&t=28s
https://radun.by/3d-tur-po-muzeyu-valunov.html
– Музей ледниковых валунов в г.п. Радунь уже сегодня является популярным экскурсионным объектом Беларуси. В коллекции насчитывается 38 валунов Вороновщины, объединённых по тематическим направлениям.
На первый взгляд кажется, что все они практически одинаковые. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, чем они отличаются? (Отличаются друг от друга по форме, цвету, составу.)
Из рассмотренных четырех разделов музея нас заинтересовал отдел музея “Петрографическая коллекция”, который представлен горными породами. Ребята давайте выдвинем гипотезу.
Гипотеза: Предположим, что свойства горных пород зависят от входящих в их состав минералов и способа их образования.
Нам стало интересно, чем отличаются горные породы, какое имеют происхождение, как появились в нашем районе.
Объект: музей валунов.
Предмет исследование: горные породы.
Цель работы: выявить горные породы на территории музея, определить их свойства и происхождение.
Цель определила задачи исследования.
Задачи: по характерным особенностям узнать название горных пород, установить их происхождение.
Для исследования нам понадобится: миллиметровая бумага, лупа, ножик, склянка с разбавленной соляной кислотой, геологический молоток и краткий определитель горных пород.
Мы будем работать в группах. Каждая группа будет изучать определённую горную породу. Ваша задача – описать горную породу по предложенному плану и определить её название по краткому определителю горных пород, установить их происхождение [ 3].
Группы исследуют и заполняют таблицу (Приложение 2).
Далее группы определяют:
1-я группа: гранит.
2-я группа: известняк.
3-я группа: гнейс.
Каждая группа рассматривает породу под лупой и определяет структуру по свежему ее излому (землистая или зернистая). Изучает состав минералов с помощью определителя горных пород.
– Для определения твёрдости вам необходимо обломок горной породы царапать ножом. Если порода состоит из твердых минералов, то она не режется и не скоблится ножом. Но из некоторых пород (например, песчаников) при царапании ножом могут выпадать отдельные зерна, твердость которых больше, чем твердость ножа.
– Миллиметровой бумагой необходимо измерить величину обломков рыхлой породы и посмотреть, какую форму они имеют. По округлой форме определили гальку и гравий.
– Чтобы узнать, есть ли в породе кальцит, нужно капнуть на нее соляной кислотой: если кальцит есть, то из породы с шипением выделится углекислота. Присутствие кальцита часто характерно для осадочных пород (известняки).
Свойства горных пород (демонстрация работы каждой группы)
Свойство |
Магматические |
Осадочные |
Метаморфические |
гранит |
известняк |
гнейс |
|
Строение (зернистое, плотное, слоистое) |
зернистое |
зернистое |
плотное |
Твёрдость (твёрдая, средней твёрдости, мягкая) |
твёрдый |
средней твёрдости |
твёрдый |
Плотность (плотная, рыхлая, сыпучая) |
плотный |
плотный |
плотный |
Цвет |
розовый |
кремовый |
серый |
Использование в хозяйственной деятельности |
в строительстве, изготовление памятников |
в строительстве, для изготовления облицовочных плит, получения извести и др. |
для изготовления щебня, тротуарных плит и др. |
Учащиеся делают выводы.
– Отличительные признаки магматических пород: твёрдые, тяжёлые, плотные.
– Отличительные признаки осадочных пород: твёрдые, рыхлые, сыпучие слоистые.
– Отличительные признаки метаморфических пород: твёрдые, тяжёлые, плотные
Вывод: магматические и метаморфические горные породы твёрдые, тяжёлые и плотные.
– В результате проделанной работы выяснили, что третий отдел (Петрографическая коллекция) показывает разнообразный состав горных пород. На площадке из магматических пород демонстрируются гранит, базальт; из осадочных – песчаник, гранилит, известняк; из метаморфических – гнейс, кварцит.
– Установили, что горные породы отличаются цветом, строением, твёрдостью, происхождением. Исследуемые нами магматические горные породы (гранит, базальт), метаморфические (гнейс, кварцит) оказались самыми твёрдыми, плотными и тяжёлыми. Осадочные породы легко царапаются, крошатся, отличаются рыхлым составом.
– Из каких минералов состоит гранит? (Из трех минералов: кварцита, полевого шпата, слюды.)
– По минералогическому составу гнейс состоит из таких же минералов, как и гранит. Чем отличается гнейс от гранита? (По виду гнейс отличается от гранита четко выраженной слоистостью.)
– Кварцит состоит из кварца. Чем отличается осадочные породы? (Состоят из менее твердых и менее прочных минералов, чем породы магматические или метаморфические.)
– В целом состав осадочных пород значительно беднее, чем магматических.
– Когда появились камни на территории Беларуси? (Проанализировав письменные источники, мы узнали, что камни появились на территории Беларуси миллион лет тому назад в результате деятельности ледника.)
– Какие места являются родиной вороновских камней? (Были Швеция, Финляндия, дно и острова Балтийского моря, северо-восточные районы России. Принесены они были в наш край во времена сожского и поозерского оледенения. Хорошо перенесли транспортировку во льду сильнейшие экземпляры.)
– Таким образом, подтвердилась гипотеза, что свойства горных пород зависят от свойств входящих минералов и способа их образования.
– Радунский музей ледниковых валунов – это не только музейный комплекс, но и исследовательский центр по изучению горных и ледниковых пород.
3.5 Использование и охрана недр Земли [1, с 58]
Учитель объясняет.
– Где на территории Беларуси есть выход гранита на поверхность Земли? (Демонстрация на карте г. Микашевичи).
– В нашей стране нет вулканов, но как тогда образовался гранит? (Раньше в Гомельской области были вулканы, теперь они под толстым слоем песчаных осадков. Гранит может образоваться из минералов.)
– Какие меры применяются после добычи полезных ископаемых? (с. 58–59)
4 Закрепление новых знаний
Задание.
В коллекции соседа Дениса много разных горных пород: 1) гнейс, 2) глина, 3) каменный уголь, 4) мрамор, 5) пемза, 6) калийные соли, 7) базальт, 8) кварцит, 9) гипс, 10) песчаник.
Помоги Денису рассортировать их, записав названия в таблицу.
Виды горных пород |
Примеры |
1. Осадочные |
глина, каменный уголь, калийные соли, гипс, песчаник (2, 3, 6, 9, 10) |
2. Магматические |
пемза, базальт (5, 7) |
3. Метаморфические |
гнейс, мрамор, кварцит (1, 4, 8) |
5 Контрольно-оценочный этап
1 Выходной контроль
Учащимся предлагается тест. Время на выполнение – 5 минут. Затем самопроверка (обмен с соседом по парте). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Тест (Приложение 3).
2 Подведение итогов урока
Самооценка и оценивание учащихся.
(Учитель комментирует выставление отметок).
6 Рефлексия
– Возвращаемся к задачам урока. (Задачи записаны на доске).
– Какие новые понятия вы узнали?
– От чего зависят свойства горных пород?
– Какие свойства отличают магматические, метаморфические горные породы от осадочных?
7 Домашнее задание
§ 8, вопросы 1–6, с. 60.
8 Итог урока
– Молодцы, ребята, сегодня вы поработали очень хорошо. В начале урока я рассказывала вам легенду. Как вы думаете, почему учитель дал ученику эти горные породы? (Ответы учащихся)
– Я желаю вам, как и учитель Ким, быть твёрдыми, как гранит, мягкими, как тальк, уметь растворяться в жизненных невзгодах, как соль; как вода, смывать все печали, радоваться успехам.
Приложение 1
Виды пород |
Условия образования |
Примеры |
Магматические |
глубинные |
|
излившиеся (вулканические) |
||
Осадочные (породы, образующиеся путём накопления и уплотнения продуктов выветривания, органических остатков и за счёт осаждения солей в водоёмах) |
обломочные |
|
хемогенные |
Гипс, каменная соль, калийные соли, доломит |
|
органогенные |
Мел, известняк торф, нефть, бурый и каменный уголь |
|
Метаморфические (породы, образованные в толще земной коры из осадочных и магматических в результате изменения физико-химических условий среды) |
под влиянием высоких ………, давления, растворов, газов изменяются свойства и строение горных пород. |
Приложение 2
Свойства горных пород
Свойство |
Магматические |
Осадочные |
Метаморфические |
Строение (зернистое, плотное, слоистое) |
|||
Твёрдость (твёрдая, средней твёрдости, мягкая) |
|||
Плотность (плотная, рыхлая, сыпучая) |
|||
Цвет |
|||
Использование в хозяйственной деятельности |
|
|
Приложение 3
Тест
Укажите вариант ответа словом «да» или «нет».
1. Чаще всего в состав минералов и горных пород входят химические элементы: кислород – 49 %, кремний – 26 %, алюминий – более 7 %. (Да)
2. Горные породы состоят из минералов. (Да)
3. Магматические горные породы образуются путём накопления и уплотнения продуктов выветривания. (Нет)
4. Под действием процесса выветривания образуются осадочные горные породы. (Да)
5. Мрамор относится к магматическим горным породам. (Нет)
6. Торф относится к осадочным горным породам. (Да)
7. Магматические и осадочные горные породы являются исходным материалом для образования метаморфических пород. (Да)
8. Песчаники, глина, мел, торф – это примеры метаморфических горных пород. (Нет)
9. Известняки преобразуются в мрамор. (Да)
10. После добычи полезных ископаемых проводят комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных земель. (Да)
Список использованной литературы
1 География. Физическая география: учебное пособие для 6-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Г.Кольмакова, В.В.Пикулик. – Мн. : Народная асвета, 2022. – 184 с.
2 Атлас-определитель главных минералов и горных пород – Режим доступа: https://www.geokniga.org/bookfiles/geokniga-atlas-opredelitel-glavnyh-mineralov-i-gornyh-porod.pdf – Дата доступа: 04.04.2024.
3 Музей валунов взглядом птицы – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=SNRjv9r93VY&t=28s – Дата доступа: 09.04.2024.
4 Музей валунов – Режим доступа: https://radun.by/3d-tur-po-muzeyu-valunov.html – Дата доступа: 12.04.2024.