Предметно-развивающий модуль «ЮнЭк» по формированию экологической культуры у воспитанников

- 7:51Дошкольное образование. Идеи, Методичка

 

Наталья РЕДЬКО,
заместитель заведующего по основной деятельности
яслей-сада № 12 Новогрудка

 

 

Тема экологического воспитания в наше время особенно актуальна. Перед нами стоит задача сберечь главное богатство человечества – природу. Это побудило педагогический коллектив яслей-сада№ 12 Новогрудка во главе с руководителем учреждения С.А.Катковой на создание предметно-развивающего модуля, главная задача которого – формирование основ экологической культуры у воспитанников, бережного отношения к окружающей среде.

Предметно-развивающий модуль «ЮнЭк» размещен в фойе третьего этажа нашего учреждения образования и условно разделен на зоны, что позволяет детям, не мешая друг другу, заниматься разными видами деятельности. Материал, из которого изготовлен модуль, максимально используем в различных видах деятельности детей.

Структура модуля:
       – зона растений;
       – центр воды и песка;
       – изостудия с фигурками животных;
       – экологическая библиотека;
       – зона дидактических и развивающих игр.

Зона растений играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе.Она представлена многообразием комнатных растений (герань, колеус, бегония, агава, амариллис, плющ комнатный, аспидистра, сансевьерия, и др.) Дети имеют возможность рассмотреть растения, понаблюдать, ухаживать за ними.

Центр воды и песка используется для игр и занятий. Он оборудован набором различных предметов (плавающих и не плавающих): чашечками, стаканчиками, лейками, трубками, черпачками, ситечками и другими предметами. Здесь дети учатся устанавливать физические закономерности, овладевают представлениями об объёме, форме, изменении веществ, свойствах и возможностях того или иного материала. Учатся способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).

В изостудии воспитанники рассматривают картины, репродукции художников, учатся видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы, переносить свои впечатления за наблюдениями в окружающем мире в рисунок, который они изображают не на бумаге, а на грифельных досках. Такое рисование вызывает много положительных эмоций, воспитанники с большим интересом, могут быстро и легко создавать и изменять свой рисунок.

В экологической библиотеке подобраны детские художественные книги, энциклопедии и журналы природоведческого характера, которые помогают расширить экологические знания и кругозор воспитанников. Организуются выставки новых книг, книжек-малышек, созданных руками детей. Ассортимент книг постоянно меняется, этому способствует взаимодействие с родителями воспитанников и детской городской библиотекой.

Зона дидактических игр очень разнообразна. Они разработаны и изготовлены педагогами нашего дошкольного учреждения, имеют большое значение в работе с детьми по экологическому воспитанию. Формируя основу умственной деятельности, игры повышают интерес ребенка и имеют двойное значение – познавать, играя.

Каждая игра – это общение ребенка со взрослым и другими детьми, школа сотрудничества, в которой он играет и учится радоваться успеху сверстника. Используются картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, грибов, листьев деревьев и растений, животных, птиц. Это дает возможность сравнивать их, отмечать внешние признаки. Специфика игр предполагает постепенное усложнение в зависимости от возраста детей, подразумевает их вариативность.

На волшебных дорожках у божьих коровок проводим с детьми дидактическую игру «Цепочка питания». В игре формируются знания о простейших цепях питания растений, насекомых, животных, рыб. Игра помогает уточнить, закрепить, обобщить и систематизировать знания о природе, а также дает возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, насекомыми, животными). Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Также волшебные дорожки используем для организации дидактических игр:«Подбери перо птице», «Кто чем питается», «Найди маму», «Что лишнее», «Кто потерял» и др.

На волшебных кругах (изготовлены по принципу кругов Луллия) размещено несколько дидактических игр. Например, «Дерево – лист – плод» развивает у детей умение различать и называть листья, плоды знакомых деревьев. В игре «Животное – детеныш – среда обитания» дети закрепляют знания.

Улитка и гусеница дают возможность педагогам организовать много разнообразных развивающих игр: «Кто где живет», «Чьи это детки?», «Найди маму», «Кто где живет?», «Чей малыш потерялся?», «Гриб, цветок, дерево», «Собери насекомых», «Домашние и дикие животные» и др.

На деревьях ребята расселяют зимующих и перелётных птиц, подбирают плоды, листья, семена к деревьям.

А зелёные лужайки дают возможность проводить с детьми дидактические игры: «Чудо-поле», «Болото», «Путешествие на луг», «Собери насекомых», «Кто здесь живёт», которые формируют у них представления о природных сообществах, позволяют познакомить с разнообразием живых организмов.

Волшебные парашюты дают возможность педагогам организовать игры: «Животные жарких и холодных стран», «Зоопарк», «Кто где живёт», «Найди такое же животное и назови его», «Летают – не летают», «Летает, ползает,плавает», «Насекомые, птицы, звери» и другие.

Предметно-развивающий модуль «ЮнЭк» по формированию основ экологической культуры воспитанников позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребёнка под наблюдением и при поддержке педагога. В этом случае он выполняет познавательную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное,работает на развитие самостоятельности детей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий