Ирина МАМЕКИНА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 1 Чаус
В процессе работы открыла не только для себя, но и для моих учеников, один из новых способов привлечения внимания к чтению: буктрейлер – мини-экранизация книги. Главная задача таких роликов – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.
О пользе чтения книг существует много афоризмов. Достаточно вспомнить слова Максима Горького: «Любите книгу – источник знаний». Но для современных школьников, к сожалению, эти слова не являются актуальными.
Компьютерные игры, интернет, мобильные телефоны с их безграничными возможностями завораживают ребенка с рождения. У современных детей вырабатывается так называемое «клиповое» мышление. Поэтому очень важно укрепить у них желание узнавать новое, интересное, полезное из книг.
Стоп! Снято!.. Скорее всего, эти слова можно услышать на съемочной площадке кинофильма, нежели на школьном уроке. Как привлечь современных школьников к чтению классической литературы? Как сделать урок интересным и увлекательным? Эти вопросы остаются одними из самых актуальных и обсуждаемых среди педагогической общественности. Кто же, как не учителя русского языка и литературы, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников.
Первый буктрейлер, который я использовала на уроке литературы, был по произведению А. Грина «Алые паруса». Показ сводился исключительно к рекламным целям: посмотри, послушай – прочитай.
После просмотра была организована беседа, которая позволила уточнить первоначальное представление о прочитанном и нацелить учащихся на дальнейшее восприятие. Никогда не забуду момент, когда я зашла в класс и услышала, что мои девочки поют песню про Ассоль. Мальчишки обсуждают, как же это интересно – быть капитаном, путешествовать, как Грэй. Слушала их и думала о том, что время на подборку буктрейлера было потрачено не зря.
И вот мои дети, даже те, кто не читал, просят показать им ещё буктрейлеры к другим произведениям. Сработало!
Еще один вариант использования готового буктрейлера возможен на этапе обобщения прочитанного, когда учащимся предлагается несколько вариантов видеороликов, из которых необходимо выбрать наиболее точный, максимально совпадающий, по их мнению, с нравственной проблематикой прочитанного художественного произведения.
Ну а дальше, учащиеся уже просили делать буктрейлеры самостоятельно. Но процесс создания буктрейлеров не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Нужно выбрать книгу, создать сценарий, создать буктрейлер, отредактировать его.
В процессе работы над буктрейлерами мои учащиеся приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы (Animoto, YouTube VideoEditor,Windows Movie Maker, PowToon, футажи) более глубоко познают окружающий мир. У них развивается умение видеть, выражать свои мысли и чувства через небольшие видеоролики. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому, быть модным и современным. И это действительно работает – повышает читательский интерес!
Среди самых любимых буктрейлеров моих учащихся: А. Экзюпери «Маленький принц», М. Достоевский «Преступление и наказание», А. Грин «Алые паруса», Б. Васильев «А зори здесь тихие», М. Шолохов «Поднятая целина».
Сейчас знакомлю с созданием буктрейлеров моих шестиклашек. Для меня и моих ребятишек это – одно из увлекательнейших занятий на сегодняшний момент.
Нельзя заставить читать, можно лишь увлечь чтением. Но привлечение к чтению – весьма сложная задача, решить которую быстро и легко невозможно. С помощью буктрейлеров можно познакомить человека, который не читает, с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами. Буктрейлеры непременно заинтересуют и книги найдут своих читателей.
Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга учащихся.