Использование художественного творчества поэтов, писателей, композиторов на уроках географии

- 11:48II И III СТУПЕНИ, География. Идеи, Методичка

 

Ольга БАЛАНОВИЧ,
учитель географии
Лелюкинского детского сада – средней школы
Ивьевского района,
Гродненская область

 

 

Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов – использование художественного творчества поэтов, писателей, композиторов. Всякая работа с книгой, газетной и журнальной статьей, репродукцией, музыкальным произведением способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. Ян Амос Коменский писал: «…напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил».

Для формирования географического образа в процессе изучения географии в школе наряду с различными видами дидактических средств обучения (таблицы, карты-схемы, географические карты, интерактивные плакаты, иллюстрации, путеводители) немалое значение имеют литературные средства обучения: стихотворения, музыка. Их привлекательность, образность, неповторимость и уникальность оказывают довольно сильное эмоциональное воздействие на школьников, что позволяет учителю сделать урок насыщеннее и ярче.

Важнейшим средством формирования географического образа на уроке являются поэзия и проза. Литературные средства обучения, представленные классической поэзией, художественной прозой, используемые на уроках географии, дают школьникам возможность изучать географию глубоко и всесторонне. Они способствуют формированию у обучающихся целостных представлений о различных процессах и явлениях природы, произошедших когда-либо и происходящих сейчас, дают возможность учителю подробно раскрывать на уроке сущность изучаемых природных явлений.

В 6-м классе при изучении темы «Внутренние силы Земли. Землетрясения, вулканизм» (раздел «Литосфера и рельеф Земли»), для того чтобы сделать урок интереснее и насыщеннее, важным представляется прочесть стихотворение о землетрясении азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви:

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…

На этом же уроке, когда пойдет речь о вулканизме, целесообразно обратиться к стихотворению русского поэта Александра Сергеевича Пушкина:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Организация урока географии с творческими «изюминками» способствует формированию географических представлений школьников. Много лет российский поэт и географ, путешественник и ученый Е.К.Мархинин исследовал деятельность вулканов. Его экспедиции часто были связаны с опасностью и риском для жизни. Об этом в яркой, популярной форме он пишет в своих стихотворениях о вулканах, которые тоже можно зачитать на уроке:

Мы вулкана сыны,
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч, 
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы, 
По каскам лапиллей град,
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,
Взрывы, как свет зарниц,
Чёрный, как дёготь, пот
Капает с наших лиц.
Едок сернистый газ,
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам даётся раз,
Ставим на карту жизнь…

При изучении темы «Питание рек и водный режим рек» (6-й класс, раздел «Гидросфера»), уместно будет дать школьникам возможность прочитать самостоятельно и проанализировать отрывок из сказки Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: 

…Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам, уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места, я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
«То-то! – сказал я, – не спорьте со мной!»

Такая работа на уроке способствует развитию интереса к изучению географии, развивает творческую активность и самостоятельность, а результативность урока значительно возрастает.

Природные зоны Африки (7-й класс, раздел «Африка») будут описаны живее, ярче, колоритнее, если вспомнить стихотворение «Африка»:

Где-то в джунглях на лианах, 
Где-то с южной стороны

Обитают обезьяны, 
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.

Изучая природу австралийского континента в 7-м классе (раздел «Австралия и Океания»), для создания географического образа южного материка можно обратиться к творчеству российской поэтессы Галины Усовой. Природа далекого материка, этого южного уникума, объятого зноем, пронизанного таинственностью, недосказанностью и загадочностью, сразу же предстает перед глазами читателя во всем его совершенстве и великолепии: 

Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот,
Ее исток на лондонском причале,
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.

На уроках географии можно использовать веселые стихотворения поэтессы И.Агеевой, в которых специально допущены географические ошибки и неточности. Такие стихотворения развивают не только логическое мышление, но и внимание, эрудицию, логику школьников:

Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток.
(Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
(Не впадает, а вытекает.)

Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
(Не юг, а север.)

Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест – большая река.
(Не река, а гора.)

Так шаг за шагом, из урока в урок, у учащихся пробуждается неподдельный интерес к поэзии. И поэтому искусство, с которым ребята начали знакомиться за школьной скамьи, всегда будет для них источником радости и вдохновения. Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.

Хорошим подспорьем в преподавании географии является использование прозы. Так, при изучении природных зон Австралии (7-й класс, раздел «Австралия и Океания») уместно предложить школьникам самостоятельно найти и исправить в тексте «Дети капитана Гранта» географические ошибки:

«Эму, или австралийский казуар, встречается на равнинах Австралии все реже и реже. Это крупная птица …Его перья похожие на шерсть более темного цвета на шее и на груди. Если казуар не летает, но зато бегает так быстро, что свободно обгонит самую быструю скаковую лошадь». 

Использование фрагментов рассказов, повестей и романов в уроках географии способствует формированию информационной культуры школьников, дает возможность учителю прививать любовь к художественному слову, развивать учебно-познавательные, аналитические и речевые компетенции учащихся.

Любой урок станет насыщеннее, ярче, если в нем используются, при необходимости, занимательные вопросы, связанные и с литературой, и с географией, например:

       – Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии? (Извозчики. «География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка». Сынок, конечно, её послушался).

       – Назовите реки, протекающие в России, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы. (Онега – Онегин, Лена – Ленский, Печора – Печорин).

       – Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах).

       – Вспомните творчество А.С.Пушкина и укажите, как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье).

       – Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области? (именем А.С.Пушкина – город Пушкин).

       – Какая река «при тихой погоде» чудилась Н.В.Гоголю «вылитой из стекла»? (Днепр).

       – Глушь для Фамусова – это… Какой город? (Саратов).

 

Важным средством художественно-эстетического воспитания учащихся на уроках географии является музыка.

Послушай, музыка вокруг,
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
                                  (М. Ивенсен)

Эмоциональнее, ярче станет любой урок географии, если в нем будут звучать фрагменты музыкальных произведений. 

При изучении темы «Понятие климата» в 6-м классе (раздел «Атмосфера. Погода и климат») уместно прослушать отрывок из произведения «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди или фрагмент из «Весенней кантаты» композитора и пианиста Георгия Свиридова. А затем предложить школьникам ответить на вопрос, с каким временем года вы отождествляете эту музыку? Почему?

При изучении темы «Понятие о гидросфере. Мировой океан и его части» (6-й класс, раздел «Гидросфера»), целесообразно предложить школьникам прослушать отрывок музыкального произведения «Садко», а затем найти ответ на вопрос, какие эмоции, чувства вызвало прослушивание фрагмента этого произведения? Это задание может оказать влияние на побуждение эстетических, нравственных чувств учащихся. Оно развивает интерес к окружающему нас миру, к реальности, желание школьников узнать на уроке географии и почувствовать как можно больше интересного и неизученного, неизвестного и скрытого. 

 

Таким образом, использование на уроках географии художественного творчества поэтов, писателей, композиторов развивает у школьников эстетическое отношение к окружающей нас действительности. На таких уроках ребятами познается внутренняя красота окружающего мира, а учителю географии нужно лишь дать возможность школьникам её увидеть и прочувствовать.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий