Алёна СЛЕСАРЧИК,
учитель-дефектолог
ГУО «Гимназия № 1 им. К.Калиновского г. Свислочь»,
Гродненская область
Следует отметить, что за последние годы увеличилось количество учащихся с нарушениями чтения и письма. Современный мир стремительно меняется, и каждый школьник должен быть готов к тому, что необходимо воспринимать большой объём информации, ориентироваться в ней, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
По мнению нейрофизиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играет недостаточное развитие межполушарного взаимодействия коры головного мозга. То есть, одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, так как не происходит взаимодействия между работой правого и левого полушария через мозолистое тело. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
На данный момент одним из перспективных методов такого воздействия являются кинезиологические упражнения. В текущем учебном году я стала активно применять их в своей коррекционной работе. Сначала использовала комплексы в качестве динамических физминуток, а затем включила упражнения в разные этапы занятия. Ребята разучивали не только определённые движения пальцев рук, но и пробовали одновременно выполнять упражнения с проговариванием чистоговорок, скороговорок, правил.
Для лучшего запоминания стихов можно использовать одновременное круговое или перекрёстное перекладывание «кинезиомешочков» в парах. Сами мешочки я изготавливаю из ткани и шариков и наполняю их различными крупами.
Упражнения на межполушарное взаимодействие можно выполнять и в стационарной песочнице. Проговаривание слов с одновременным движением пальцев позволяет правильно определить учащимся количество слогов.
Часто использую в своей работе «кинезиопесенки». В процессе пропевания каждой строчки музыкального произведения, учащийся старается правильно и ритмично менять определённые движения пальцев рук. Песенки подбираю такие, чтобы в них можно было отработать орфографические правила. После выполнения такого задания необходимо записать несколько строчек песни в тетрадь.
Для улучшения качества чтения предлагаю ребятам поработать с «кинезиосказками».
Чтобы младшим школьникам легче было выучить упражнения, я разработала для родителей и учащихся информационный буклет и памятку.
Памятка «Кинезиологические упражнения»
«Дерево» |
Руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками |
«Лес» |
Руки вверх, пальцы растопырены в стороны |
«Фонарики» |
Фонарик зажегся – пальцы выпрямить, потух – пальцы сжать |
«Дом» |
Пальцы рук соединить под углом друг с другом |
«Дом |
Пальцы рук соединить под углом друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это труба |
«Солнышко» |
Пальцы расставлены от себя |
«Окошко» |
Большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук |
«Бутон» |
Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу – «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону |
«Колечки» |
Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец |
«Лодочка» |
Обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням |
«Рыбка» |
Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец |
«Замок» |
Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести |
«Олень» |
1-й и 3-й пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены |
«Ежик» |
Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой |
«Зайчик» |
Два пальца (указательный и средний вверх) |
«Кулачок – ладошка» |
Левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук |
«Оладушки» |
Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки» |
«Кулак» – «ладонь» – «ребро» |
Поочередная смена |
«Лезгинка» |
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук, увеличивая скорость |
«Кошка» |
Последовательно менять два положения руки «кулак» – «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» |
«Кольцо» |
Поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!» |
«Лягушка» |
Последовательно менять два положения руки «кулак» – «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!» |
«Дождик» |
Встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз |
«Улитка |
Исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади |
«Ухо – нос» |
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – |
«Шипы» |
Руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны |
Кинезиосказка «Лесные истории»
Учащимся необходимо читать сказку и одновременно выполнять кинезиологические упражнения, которые написаны в скобках.
Жил-был зайка – длинные уши («Зайчик»).
А жил он в маленькой избушке («Дом»)
На краю леса («Лес»).
Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку («Солнышко»).
Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал («Колечки»).
Каждое утро зайка выглядывал в окошко («Окошко»),
Чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе. («Бутон»)
Он брал леечку и поливал розу («Дождик»).
Солнышко пригревало («Солнышко»),
И цветок распускался («Бутон-цветок»).
Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка («Улитка с домиком»).
Приходил гордый олень – ветвистые рожки («Олень»),
Мишка-топотышка («Колечки» с нажимом на подушечки),
Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек («Ёжик»),
Подкралась однажды к заячьей избушке лиса – хитрая плутовка, рыжая головка («Колечки» с нежным нажимом).
Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы. (Плавные движения кистью правой и левой руки вправо-влево).
Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает («Ухо – нос»).
Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы («Бутон», «Шипы»).
Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала («Колечки» с нежным нажимом в быстром темпе).
А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо! (Хлопать в ладоши).
Проговаривание кинезиостихов осуществляется с опорой на памятку. Например:
В младших классах («Лезгинка»)
Каждый школьник («Кулачок-ладошка»)
Изучает треугольник («Колечки»).
Три каких-то уголка («Колечки»),
А работы на века («Кулак, ребро, ладонь»).
После проведения такой работы, ребятам предлагается записать стихотворение по памяти.
Используя в своей работе кинезиологические упражнения, можно сделать вывод о том, что они положительно влияют не только на работу мозга, но и на весь организм в целом. У детей снижается тревожность, повышается уровень произвольного внимания, мышление становится более подвижным, уменьшается количество ошибок в процессе чтения и письма, улучшается настроение.