*В помощь молодому специалисту
Жанна ЕФИМЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Руднянская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Тема урока: Относительные имена прилагательные
Класс: 6
Цель урока: Ознакомление с понятием «относительные прилагательные»; формирование навыков различия грамматических признаков относительных и качественных прилагательных; повторение и закрепление правописания букв О, Ё в корне слова после шипящих; обогащение словарного запаса и воспитание культуры речи.
Задачи:
– образовательная: познакомить учащихся с понятием «относительные прилагательные»;
– развивающая: формировать навыки выделения основных грамматических признаков относительных прилагательных; способствовать развитию умений разграничения качественных и относительных прилагательных между собой; совершенствовать навыки правописания гласных О, Ё в корне слова после шипящих;
– воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи.
Прогнозируемый результат: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут ознакомиться с понятием «относительные прилагательные»; сформируют навыки различия грамматических признаков относительных и качественных прилагательных; повторят и закрепят правописания гласных О, Ё в корне слова после шипящих; пополнят словарный запас.
Оборудование: учебное пособие, мультимедийная установка, раздаточный материал, карточки для рефлексии, таблицы для самоконтроля учащихся.
Ход урока
I Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю всем нам поработать дружно, открыть что-то новое на уроке.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своих рук, начиная с большого пальца и говорят:
– Желаю (соприкасаются большим пальцем);
– Успеха (указательным);
– Большого (средним);
– Во всём (безымянным);
– И везде (мизинцем);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
1 Проверка домашнего задания
Ребята, что было задано на дом? Что было непонятно? Какие трудности возникли во время работы над домашним заданием? Давайте проверим упражнение, которое вы выполняли дома (упражнение 329). Учащиеся читают по одному предложению по очереди из упражнения и комментируют пропущенные буквы. Далее уделают вывод по данному упражнению: качественные прилагательные, употребленные в переносном значении (угрюмое небо, тяжёлые облака, голые деревья, печальные деревья) усиливают выразительность художественной речи, придают ей образность и эмоциональность.
2 Лингвистическая игра «Верно/неверно»
В игре задаются вопросы по ранее изученному материалу «Имя прилагательное». (Презентация, слайд 3)
3 Представление устного учебного сообщения «Имя прилагательное как часть речи». (Презентация, слайд 4)
II Актуализация ранее изученного материала
1 Орфографическая минутка (Правописание гласных О, Е в корне слова после шипящих)
1) Устное сообщение «Правописание гласных О, Е в корне слова после шипящих». (Подготовлено одним из учащихся с примерами и словами-исключениями).
2) Детям раздаётся раздаточный материал с пропущенными буквами по данному правилу. Дети вставляют буквы, а затем меняются листочками и проверяют работы друг друга. (Взаимоконтроль)
Ш..рстка, ч..рствый, ш..рты, ш..фёр, ш..пот, ш..ссе, капюш..н, ш..колад, прич..ска, ж..лтый, деш..вый, обж..ра, ж..кей, трущ..ба, ш..рох.
(Презентация, слайд 5)
В это время в презентации даны ответы.
(Презентация, слайд 6)
Затем дети по таблице «Критерии оценки словарного диктанта», которая у них находится, выставляют отметки и фиксируют их в своих таблицах самоконтроля.
(Самоконтроль. Презентация, слайд 7)
2 Повторение ранее изученного материала
1) На экране написаны имена прилагательные, из которых нужно выписать качественные:
Высокий, деревянный, длинный, хрустальный, стеклянный, тяжёлый, холодный, оловянный, маленький, низкий, лёгкий, серебряный, русский, хитрый, кислый, свежий, детский, морской, твёрдый, сухой, двойной.
(Презентация, слайд 8)
Один учащийся у доски выписывает качественные имена прилагательные.
(Презентация, слайд 9)
2) Второй учащийся выступает с подготовленным сообщением «Качественные имена прилагательные».
(Презентация, слайд 10)
3) Далее возвращаемся к презентации и зачитываем те прилагательные, которые выделены красным цветом и записываем их в тетради, подчеркивая некоторые прилагательные и запоминая их написание:
Деревянный, хрустальный, стеклянный, оловянный, серебряный, русский, детский, морской, двойной.
(Презентация, слайды 11–12)
Эти прилагательные называются относительными.
III Объяснение нового материала
1 Выразительное чтение и анализ правила на с. 163 учебного пособия «Относительные имена прилагательные».
2 Работа с таблицей «Как отличить относительные прилагательные от качественных» (объяснение нового материала при помощи таблицы в презентации).
(Презентация, слайд 13)
3 Слово учителя (объяснение нового материала при помощи таблицы в презентации).
(Презентация, слайд 14)
4 Физкультминутка (Презентация, слайд 15).
IV Закрепление изученного материала
1 Работа с учебным пособием:
1) Выполнение упражнения 331 (по рядам)
А, Б – материал, место |
В, Г – лицо, время |
Д, Е – действие, число |
1. Стальные рельсы |
1. Учительский кабинет |
1. Отопительный сезон |
2) Выполнение упражнения 332 (доска + самостоятельно)
Село – сельский учитель
Апрель – апрельское небо
Слива – сливовое варенье
Берёза — берёзовый сок
Клюква – клюквенный напиток
Пират – пиратский корабль
Горох – гороховый суп
Цемент – цементный завод
Зима – зимний пейзаж
Океан – океанский лайнер
Станция – станционный работник
Весна – весенний день
Ученик – ученический стол
Осина – осиновый лист
Старик – стариковский вид
3) Упражнение 333 (устно) при помощи:
Качественные |
Относительные |
Звонкий голос |
Бронзовый браслет |
4) Тестовая работа по теме «Относительные прилагательные»
Запишите номера тех словосочетаний, в которых имена прилагательные являются относительными.
(Презентация, слайд 16)
Затем, используя ключ к тесту (Презентация, слайд 17), учащиеся сравнивают свои ответы и выставляют себе отметку в таблицу самоконтроля, используя таблицу «Критерии оценки тестовых работ» (Самоконтроль). (Презентация, слайд 18)
V «Творческая мастерская»
Детям раздаётся раздаточный материал, где дано пять предложений, в которых нужно вставить пропущенные относительные имена прилагательные.
1. В маминой комнате у окна находился большой дубовый стол. 2. В центре стола стояла хрустальная вазочка. 3. В ней красовалось ароматное малиновое варенье. 4. Девочка взяла маленькую серебряную ложечку и зачерпнула варенье из вазочки. 5. Малиновый аромат разнёсся по всему дому.
VI Подведение итогов
Дорогие ребята, а сейчас подведем итоги нашего урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите отличительные признаки относительных имён прилагательных.
(Презентация, слайды 19– 20)
– Более подробно расскажите, на что указывают относительные имена прилагательные.
– Перечислите основные отличия между качественными и относительными прилагательными. (Презентация, слайд 21)
– Ребята, а теперь вернёмся к относительным прилагательным, которые мы выписывали в начале урока. Составьте и запишите, пожалуйста, с этими прилагательными словосочетания:
Деревянный мост
Хрустальный кубок
Стеклянный графин
Оловянный солдатик
Серебряный нож
Русский писатель
Детский костюм
Морской берег
Двойной прыжок
Молодцы, ребята, вы потрудились на славу! А теперь выставим отметки за урок. Ребята комментируют свои отметки, пользуясь таблицей самоконтроля.
VII Домашнее задание
1 § 45, упражнение 334. Прочитайте текст и озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните относительные прилагательные как члены предложения. Устно определите значение каждого из прилагательных, обозначьте их суффиксы.
2 Подготовьте устное учебное сообщение «Относительные имена прилагательные».
3 Повторите слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
VIII Рефлексия: (Презентация, слайд 22)
На уроке я работал |
Активно |
Пассивно |
Своей работой на уроке я |
Доволен (а) |
Не доволен (а) |
За урок я |
Не устал (а) |
Устал (а) |
Материал урока мне был |
Понятен |
Не понятен |
Домашнее задание мне кажется |
Лёгким |
Трудным |
Учитель читает вопрос, а учащиеся поднимают карточку в соответствии со своим ответом (красную или зелёную).
Приложение
Таблица самоконтроля учащегося
Проверка д/з |
Словарный диктант |
Устный ответ |
Работа у доски |
Индивиду-альное задание |
Тестовая работа |
Творческая работа |
Итоговая отметка |
|
|
|
|
|
|
Презентация к уроку «Относительные имена прилагательные. 6-й класс» PDF