Формирование навыка осознанного чтения у учащихся первых классов на уроках литературного чтения посредством использования приёмов и упражнений    

- 14:52Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

Наталья ЧУГАЙ,  
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г.Наровли имени И.М.Шаврея»,
Гомельская область

chugay_natulya@mail.ru                                           

 

 

 

 

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет грамотно писать, высказывать свои мысли, научиться правильно решать задачи.

Научить ребенка читать – это важно. Но значительно важнее научить читать вдумчиво и осознанно. Ведь только подготовленный читатель может почувствовать душу произведения, его краски и звуки. Но осознанное чтение – это труд. А задачей учителя начальных классов является сделать этот труд продуктивным и успешным. Тот учащийся, который уверенно владеет навыком чтения, будет чувствовать себя успешным в учении и по жизни.

Однако современный ребенок не просто не любит чтение, он не понимает его ценности. Гаджеты и интернет вытеснили чтение из детства. Тогда как успешное обучение в школе невозможно без умения читать и без навыка читать осознанно. Чтение в школе – это не просто учебный предмет, но и инструмент, с помощью которого учащийся будет осваивать другие дисциплины. Кроме этого, литературные произведения являются мощным орудием воспитательного воздействия и приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.

На І ступени общего среднего образования у учащихся должны быть сформированы следующие читательские умения: читать правильно, осознанно, целыми словами вслух и молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в Образовательном стандарте учебного предмета «Русская литература» сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

Использование разнообразных приёмов и упражнений поможет формированию у учащихся первых классов навыка осознанного чтения. Упражнения, направленные на формирование у учащихся первых классов навыка осознанного чтения необходимо подбирать с учётом типа темперамента ребёнка. Учащийся флегматичного или меланхолического типа темперамента по предрасположенности будет читать меньшее количество слов (или медленнее), чем сангвиник или холерик.

Темп чтения произведения ребёнком должен быть тождественно равен темпу говорения.

Решение задач обучения чтению обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного, букварного и послебукварного.

Добукварный период является вводным и его содержание направлено не только на знакомство с буквами, но и на создание мотивации и интереса к процессу чтения. На этом этапе особое внимание я уделяю выявлению начального уровня читательских умений: выясняю, может ли ребёнок назвать букву (алфавитное название), прочесть слог, слово или предложение. Фиксирую полученные данные в таблицу. Анализ результатов диагностики показывает, что у многих учащихся отсутствует навык чтения, слабо развит речевой аппарат, малое поле зрение, очень мал словарный запас слов ребёнка. 

Чтобы решить проблему этих трудностей, я решила построить свою работу так, чтобы в дальнейшем искоренить и не допускать повторное появление возможных ошибок в процессе работы по формированию и совершенствованию навыка осознанного чтения в соответствии с темпом речи.

Все уроки чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребёнка (Приложение 1). Во время разминки включаю упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносим медленно, умеренно, быстро), чтение слогов и слов, содержащих тренируемый звук, проговаривания скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения чёткости произнесения при любом темпе речи. Нечитающие учащиеся повторяют за мной.

Эти же упражнения направлены на тренировку голосового аппарата и некоторых физиологических качеств, необходимых для выразительного чтения. Для того чтобы ребенок умел читать выразительно, в нем необходимо развивать наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость. Все это невозможно без умения читать осознанно. Вместе с ребятами мы учимся эстетике движений, уместности жестов и мимики. Немаловажной считаю работу по формированию правильного речевого дыхания. Это такие упражнения, как сдувание пушинки с ладони, задувание свечки, надувание шариков, использование всевозможных свистков.  

Содержание букварного периода охватывает изучение согласных и гласных звуков и их буквенных обозначений. Специфика этого периода в том, что мы приступаем к непосредственному обучению чтения, усвоению механизма слияния звуков в слоги.

В этот период становятся постоянными ежеурочные минутки чтения. Это обязательный атрибут каждого урока обучения чтению. В начале занятия дети открывают любой экземпляр детской художественной литературы и три минуты читают в режиме «жужжащего» чтения. Этот приём помогает учащимся настроиться на урок, сконцентрироваться и подготовить речевой аппарат к чтению.

Интересной альтернативой артикуляционной гимнастики является чтение строки согласных. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 10 согласных звуков. Главным условием является чёткое произношение (набор согласных звуков я меняю через три-четыре урока) – это способствует не только развитию правильного осознанного чтения в соответствии с темпом речи, но и увеличению объёма памяти.

Для активизации мозговой деятельности и концентрации внимания на буквенном материале ежеурочно дети работают с корректурными пробами. Эта методика предназначена для актуализации концентрации внимания. Учащимся предлагается за определенный временной промежуток вычеркнуть изученную букву на бланке (Приложение 2).

Учащимся очень нравится работа над скороговорками (Приложение 3). У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно, каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию. Это является также эффективным приемом совершенствования дикции, способствующий повышению умения читать выразительно.

Я придерживаюсь следующего алгоритма: сначала необходимо выяснить смысл, затем преодолеть все трудности звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения. Работая со скороговорками, отрабатываю чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».

Для развития интереса к чтению и формирования навыка выразительного чтения загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена». После изучения всех букв – такие игры, как: «Собери слова», «Прятки». На воссоздание звуковой структуры слова по графической (буквенной) модели и ориентировке сначала на слог, а затем синтез слова с помощью ударения и на следующее слово (Приложение 4).

В учебнике первого класса «Букварь» О.И.Тириновой на форзаце изображена таблица слов. Мы называем её «Морской бой». Называя номер ячейки, например, А-12, учащийся должен как можно быстрее найти её и прочитать написанные там слова. Особенностью работы с таблицей слов является то, что учащемуся с флегматичным или меланхолическим типом темперамента или учащемуся со слабосформированным навыком чтения, даётся ячейка со словами, состоящими из 3–6 букв (открытые слоги). Хорошо читающий учащийся получает ячейку со словами, состоящими из семи и более букв, с обязательным «стыком» согласных звуков. И в первом, и во втором случае, для учащихся создаётся ситуация успеха, где каждый может «раскрыться». Усложняя работу по таблице (дети работают по цепочке), я ставлю таймер (на две минуты). Задача детей успеть прочесть ячейки, вложившись в это время всему классу. В данном случае срабатывает приём сплочения коллектива. Дети поддерживают друг друга, сопереживают.

В процессе выполнения описанных выше упражнений дети учатся анализировать свою деятельность и осознавать прочитанный материал. Но поскольку все задания подаются в игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием, у них не накапливается усталость. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным.

В послебукварный период основная задача закрепить навык осознанного чтения. Здесь формируется умение понимать прочитанный текст разного типа: и художественный, и научный.

В этот период происходит соединение зрительного образа слова и его значения. Этому способствуют упражнения на развитие зрительного восприятия, расширения поля чтения, разнообразные упражнения на логическое и ассоциативное мышление.

Для развития внимания, оперативной памяти мне нравится использовать упражнение «Перевёрнутый текст» (Приложение 5). На первоначальном этапе мы знакомимся с текстом, разбираем его, потом я прошу перевернуть учебники снизу-вверх и попробовать прочитать текст ещё раз «жужжащим» чтением. Это способствует запоминанию целостных эталонов букв и развитию осознанного чтения.

Чтение «цепочкой» – приём, уже давно вошедший в педагогическую практику, но от этого не менее действенный. Учащиеся цепочкой (друг за другом читают текст по предложению). Каждый учащийся обязан следить, чтобы не пропустить свою очередь. Действенным для своей работы считаю упражнение «Чтение через букву» (Приложение 6). На начальном этапе внедрения этого вида упражнения «лишними» писала только одинаковые буквы, обозначающие гласные звуки или мягкий знак. Когда упражнение уже стало системным, то через букву стала писать буквы, обозначающие согласные звуки. Позже стала использовать не только одинаковые буквы, тем самым усложняя процесс чтения и активизируя процесс внимания.

Считаю, что упражнение «Решётчатое чтение» несёт в себе аналогичные функции. «Решётку» накладываем на читаемую часть текста горизонтально и постепенно сдвигаем вниз. При наложении решётки перекрываются некоторые участки текста. В зависимости от уровня или возраста учащегося, прутья «решётки» делаю разной толщины. Чем толще, тем сложнее (Приложение 7)

Для увеличения угла зрения и формирования навыка осознанного чтения использую упражнение «Найди спрятанные слова» (Приложение 8). Среди набора разных букв печатаю целые слова, учащиеся находят замаскированные слова. Этот вид упражнения целесообразно использовать на этапе изучения новой темы. Дети сами находят и называют тему урока. По времени это упражнение не должно занимать более одной-двух минут.

Приносит хорошие результаты упражнение «Молния». Смысл его в чередовании чтения, в комфортном для учащихся скоростном режиме с чтением с максимально доступной для каждого ребёнка скоростью чтения (дети читают текст «жужжащим» чтением). По моей команде «Молния!», учащиеся максимально ускоряют темп чтения. Чтение в быстром темпе продолжается от 20 секунд (в начале использования этого упражнения) до двух минут (когда становится привычным для учащихся). Главным условием применения этого упражнения является проверка осознанности прочитанного. Плюсом этого упражнения выделю то, что его можно использовать несколько раз в течение урока.

Фонетическую выразительность речи усиливают звуки, создавая тональную и музыкальную атмосферу, настраивая ребят на положительный эмоционально-психологический настрой. Это работа с текстами, в которых присутствует многократное повторение определенных звуков. (Приложение 9).

Воспринимая на слух повторяющиеся звуки, дети зрительно представляют движения героев, шорох, треск, свист, визжание.

Современный мир невозможно представить без использования различных гаджетов. Я в своей работе стараюсь идти в ногу со временем, поэтому использую компьютерные программы для формирования навыка осознанного чтения.

Одна из них – «Баба Яга учится читать» (см. по QR-коду ниже). Игра состоит из нескольких блоков. Сказочный герой – Баба Яга – украла буквы. Чтобы вернуть буквы на свои места, необходимо выполнить различные задания. Например, задание, формирующее навык правильного осознанного чтения – «Помоги мышкам перебраться на другой берег». Это можно сделать, собрав из рыбок-слогов слово. Слово представлено картинкой. Сложность заключается в том, что слоги постоянно меняются (рыбки ныряют в воду и появляются с другими слогами), то есть задание выполняется в быстром темпе. Также интересное задание по нахождению «неправильных» букв. Из дудочки «звучит» музыка в виде букв, однако не все буквы русского алфавита, либо некоторые буквы написаны в зеркальном отражении. Учащимся необходимо внимательно читать и нажимать на «неправильные» буквы, чтобы мелодия не фальшивила. Здесь помимо осознанного чтения формируется ещё и скорость реагирования на ситуацию, закрепление графических эталонов написания букв.

Интересный тренажёр под названием «Работаем над техникой чтения» в компьютерном варианте (см. по QR-коду ниже). Дети усаживаются поудобнее перед монитором, сам процесс проверки навыков чтения на компьютере вызывает у них большую заинтересованность, чем чтение с печатного текста на листочке. Программа проверки разделена по уровням подготовленности. Учащимся предлагается расслабиться, внимательно посмотреть на текст и когда они будут готовы, начать читать. В конце текста написаны вопросы по содержанию прочитанного, что позволяет легко определить сформированность навыка осознанного чтения. При прочтении теста с экрана монитора увеличивается объём (угол) зрения и произвольное внимание, так как следить пальцем или при помощи линейки неудобно. 

Благодаря разнообразию применяемых форм и методов обучения, уроки литературы становятся интересными, занимательными, увлекательными, повышающими общеучебную мотивацию учащихся. Ежеурочное использование вышеперечисленных приёмов и упражнений по итогам диагностики показывает, что процесс формирования навыка чтения идёт успешно. Многие учащиеся уже в середине учебного года читают осознанно. Ошибок в виде замены окончаний и повторного прочтения одного и того же слова, пропуска или замены букв или слогов, потери места чтения практически не встречается.

Приложение 1-9

Программа “Баба Яга учится читать” Тренажёр “Работаем над техникой чтения”

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий