Игровое пособие «Планету огорчаем – планету радуем» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет

- 10:12Дошкольное образование. Авторские пособия, Методичка

Наталия СКОК,
заместитель заведующего по основной деятельности,
Ольга СТАРЖИНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования

ГУО «Ясли-сад № 1 г.п. Кореличи»,
Гродненская область

 

 

 

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Причина проблемы – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Он увлечен окружающим миром, и задача взрослых – поддержать у детей интерес к природе родного края и воспитать у них экологическую культуру.

С целью эффективного решения задач экологического воспитания и воспитания основ экологической культуры детей дошкольного возраста 5–6 лет педагоги яслей-сада № 1 г.п. Кореличи (воспитатель дошкольного образования О.В.Старжинская и заместитель заведующего по основной деятельности Н.Е.Скок) изготовили авторское игровое пособие «Планету огорчаем – планету радуем». Оно включает в себя серию дидактических игр по экологическому воспитанию.

Адресуется воспитателям дошкольного образования для реализации задач образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования в специально организованной и нерегламентированной деятельности с воспитанниками 5–6 лет от 1 до 12 человек. Кроме того, способствует решению задач образовательных областей «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребёнок и общество».

Цель игрового пособия: воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста 5–6 лет.

Дидактические задачи игрового пособия:

– содействовать развитию интереса детей к объектам природы; сообразительности, логическому мышлению, познавательной активности, связной речи;
– формировать умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы; правильного взаимодействия с миром природы;
– воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и бережное отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Игровая основа: магнитная доска (120 × 90) с размещённым на ней изображением планеты Земля в чёрно-белом цвете (планета огорчена) с отходящими от неё лучами и шестью схематическими предметными картинками, которые обозначают отрицательные «действия» жителей планеты по отношению к ней (т.е. изображение того, что огорчает нашу планету). Каждая картинка с обратной стороны пронумерована (цифры от 1 до 6), в соответствии с номером дидактической игры.

 

К игровому пособию прилагаются шесть конвертов с дидактическими играми и картинки со схематическим изображением правильного и заботливого отношения к объектам природы (картинки также пронумерованы от 1 до 6). Каждая дидактическая игра имеет свои задачи, игровой материал, игровые действия, игровое правило, ход игры, варианты игры

Все материалы игрового пособия и дидактических игр (схематические картинки, плоскостные модели) изготовлены техникой аппликации из безопасного для детей материала, имеют яркий, привлекательный вид. Модели планеты нарисованы. Для прочности, удобства и надёжности в обращении все материалы пособия ламинированы.

Игровые действия: обсуждая с детьми причины огорчения планеты Земля, необходимо собрать и заменить пазлы и карточки огорчённой планеты на пазлы и карточки радостной планеты, получив их в результате правильно выполненных заданий дидактических игр, приложенных к пособию. Картинки, подлежащих замене, соответственно пронумерованы (от 1 до 6). Пазлы, которые выдаются за выполненное условие игр, также пронумерованы в определённой последовательности (от 1 до 6).

Игровое правило: в ходе успешного решения задач дидактических игр, приложенных к игровому пособию, на магнитной доске (взамен изображения огорчённой планеты) появится изображение радостной цветной планеты Земля, а на лучах, отходящих от неё – схематические предметные картинки (вместо предыдущих), которые обозначают положительные «действия» жителей планеты по отношению к ней.

Играть можно в течение дня, либо тематической недели. Основная задача: выполнить игровые действия всех дидактических игр, т.е. помочь планете Земля.

Ход игры

Ведущий обращает внимание детей на картинки на доске (изображение планеты Земля в чёрно-белом цвете, от планеты отходят лучи, на которых размещены картинки). Задает вопросы детям о том, какое настроение у изображённой планеты Земля, почему и когда планета Земля огорчается. Предлагает порадовать планету добрыми делами и поступками. Для этого дети и взрослый рассматривают поочерёдно картинки, например: брошенный в один контейнер и разбросанный возле него мусор; неухоженные зелёные насаждения и т.д. После обсуждения каждой картинки предлагается исправить ситуацию, поиграв в дидактическую игру (под номером, который с обратной стороны обсуждаемой картинки). Таким образом, выполняются игровые действия и условия всех шести игр.

По результату правильно выполненных условий каждой игры игроки получают картинку со схематическим изображением правильного и заботливого отношения к планете (размещают взамен к обсуждаемой ранее картинки с соответствующим номером), и яркий цветной пазл от планеты Земля, который накладывают на её чёрно-белое изображение (пазл тоже пронумерован от 1 до 6).

 

Далее идёт обсуждение с воспитанниками важности правильного взаимодействия с миром природы, положительного, заботливого и бережного к нему отношения, ответственности за состояние природы ближайшего окружения.

Таким образом, использование игрового пособия обобщает и систематизирует знания о способах решения некоторых экологических проблем, а также помогает повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста 5–6 лет, что свидетельствует о выполнении дидактических задач игрового пособия в полном объёме.

 

Игра № 1. « Сортируем мусор»

Задачи: совершенствовать умение распознавать и сортировать материал, из которого изготовлен предмет; воспитывать ответственность за соблюдение чистоты в природе ближайшего окружения.

Игровой материал: цветные пластмассовые контейнеры с рисунками-маркировками – 6 шт., цветные карточки со схематическим изображением мусора – 36 шт. размер 6 × 6 см.

Игровые действия: игрокам нужно спасти планету от мусора, правильно рассортировав его.

Например: у меня пластиковая бутылка от сока, я её брошу в контейнер для пластика; а у меня батарейка, я её брошу в контейнер для опасных предметов и т.п.

Игровое правило: за правильно выполненное задание по условию игры игроки получают карточку и пазл под № 1, которые размещают на доске.

Ход игры

Воспитатель дошкольного образования предлагает игрокам спасти планету от мусора. При этом, обращает внимание детей на то, что мусор необходимо сортировать, перед тем как поместить в соответствующий контейнер.

Каждый игрок выбирает карточку со схематическим изображением мусора и помещает её в мусорный контейнер, воспроизводит свои действия в речи. Все вместе контролируют правильность выполнения задания.

Подводится итог игры: весь мусор убран, правильно рассортирован.

  

Игра № 2. «Каждого жителя – в свой дом»

Задачи: формировать умения группировать животных по месту обитания; воспитывать ответственность за состояние животных ближайшего окружения

Игровой материал: предметные картинки различных животных, рыб, насекомых (36 шт. штук, размер 8 × 8 см), плоскостные карты-макеты места обитания животных: луг, лес, водоём, огород, сад, поле. Карты-макеты – из картона разного  цвета, на которых условные обозначения среды обитания.

Игровые действия: игроки помогают животным (рыбам, насекомым и т. д.) найти свой дом, поместив карточку с изображением заблудившегося животного (рыбы, насекомого) на его место обитания (макет места обитания). Называют, кто это и где живёт.

Например: у меня рыба, я помогу ей отыскать водоём, потому что без воды она может погибнуть и т.п.

Игровое правило: всех животных (рыб, насекомых) необходимо разместить на своё место обитания и получить карточку и пазл под № 2.

Ход игры

Воспитатель дошкольного образования предлагает детям помочь тем, кто заблудился и не может найти свой дом. Проводится беседа-размышление: комфортно ли находится животным (рыбам, насекомым) в чужой среде обитания, что может произойти, если им не удастся отыскать свой дом, и почему.

Далее каждый игрок выбирает себе карточку с изображением животного (или рыбы, насекомого) и отправляется искать его место обитания (помещает его на соответствующий макет). При этом называет, кто это и где живёт. Все вместе проверяют правильность выполнения задания.

Подводится итог игры: всем жителям оказана помощь.

 

Игра № 3. «Бережём воду»

Задачи: формировать представления о природном ресурсе (вода); необходимости бережного и экономного использования воды

Игровой материал: плоскостная модель капельки воды (грустной и весёлой), предметные картинки в форме капли, характеризующие правильное и неправильное использование воды (карточки 12 шт., размер 8 × 8 см).

Игровые действия: игроки выбирают понравившуюся карточку с изображением действий с водой, определяют, как используется человеком вода: бережно или неэкономно. Определив, размещают карточку на соответствующую капельку (грустную или весёлую).

Например: на моей картинке кран закрыт: мальчик почистил зубы и закрыл кран. Я помещу свою картинку на весёлую капельку, потому что мальчик воду бережёт.

Игровое правило: необходимо распределить все картинки, обсудить значение данного ресурса для жизни. Когда задание выполнено, игроки получают пазл и карточку под № 3, размещают их на доске.

Ход игры

Воспитатель проводит с детьми беседу-размышление: «Для кого и для чего нужна вода?»; «А что, если воды в природе не станет?», «Что может быть причиной исчезновения воды в природе?». Далее, игрокам предлагает выбрать понравившуюся карточку, рассмотреть её и разместить на соответствующую капельку: весёлую (в случае, если вода используется бережно и экономно), или грустную, если правила бережного и экономного обращения с водой нарушены. Правильность выполнения задания проверяют все участники игры.

Подводится итог: воду нужно беречь, использовать при необходимости, т.е. экономить, так как природные ресурсы не безграничны.

 

Игра № 4. «Соблюдаем правила поведения в природе»

Задачи: формировать умения правильного взаимодействия с миром природы, необходимость соблюдения правил поведения в природной среде.

Игровой материал: карточки с изображением запрещающих знаков (6 шт., диаметр круга 20 × 20 см).

Игровые действия: игрокам необходимо соотнести правило поведения в природе с запрещающим знаком.

Например: правило: запрещается разрушать птичьи гнёзда! Знак: в красном кругу птичье гнездо, рука человека, красная линия.

Игровое правило: к каждому правилу нужно подобрать соответствующий знак. Когда проиграются все правила и знаки, игроки получают пазл и карточку под № 4.

Ход игры

Вариант 1:

Воспитатель произносит вслух запрещающие правила поведения в природе. Задача игроков: отыскать соответствующий правилу знак среди предложенных знаков на карточках. После идёт беседа-рассуждение: «А что, если правило нарушить?». Далее повторяются правила поведения в природе в соответствии с запрещающими знаками.

Вариант 2:

Игроки делятся на пары. Каждой паре, получившей знак, необходимо назвать соответствующее ему правило.

Подводится итог игры: правила в природе необходимо соблюдать, природу нужно охранять!

 

Игра № 5. «Чистый воздух»

Задачи: формировать представления об условиях, от которых зависит здоровье человека: свежий и чистый воздух; умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы; воспитывать желание и умение заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Игровой материал: плоскостная модель «чистого» и «грязного» воздуха; картинки круглой формы (пузырьки воздуха) по теме «воздух очищается», «воздух загрязняется» (12 шт., диаметр 8 см).

Игровые действия: игроки рассматривают картинки на модели грязного воздуха (грустном воздушном шаре), размышляют, как можно исправить ситуацию (очистить планету от грязного воздуха), отыскивают подходящие картинки и размещают на макет чистого воздуха. Объясняют свой выбор.

Например: машина, когда она едет, воздух загрязняется дымом из выхлопной трубы и т.п.. Чтобы машины воздух не загрязняли, нужно заправлять машины экологически чистым топливом

Игровое правило: за выполненное условие игры (очистить планету от грязного воздуха) игроки получают пазл и карточку под № 5.

Ход игры

Воспитатель предлагает игрокам рассмотреть картинки на модели «грязного воздуха» и объяснить, что на них нарисовано. Активизирует детей исправить ситуацию, т.е. найти выход, как можно сделать воздух чище? Дети подыскивают соответствующую картинку и размещают её на модель «чистого» воздуха.

Подводится итог игры: необходимо создавать условия для очищения и поддержания чистого воздуха, так как в природе объекты и явления взаимосвязаны, а свежий воздух полезен и необходим всем живым существам.

 

Игра № 6. « Красная книга природы» 

Задачи: развивать умения узнавать и называть животных и растения, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь; воспитывать стремление активно участвовать в охране природы

Игровой материал: макет Красной книги Республики Беларусь, картинки со схематическим изображением различных растений и животных (картинки 12 шт., размер 8×8 см)

Игровые действия: игроки среди множества картинок с изображением животных и растений отбирают животных и растения, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь.

Например: это белая кувшинка, она занесена в Красную книгу Республики Беларусь.

Игровое правило: за правильно выполненное задание игроки получают пазл и картинку под № 6.

Ход игры

Воспитатель предлагает помочь отыскать среди множества картинок животных и растений Красной книги Республики Беларусь, так как иначе они могут быть уничтожены.

Для выполнения задания игроки делятся на две команды (например, мальчики и девочки). Одной команде задание: из предложенных картинок отобрать животных, а второй команде растения, которые занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Затем поместить их в книгу (макет) и произнести название животного либо растения.

После, все участники проверяют правильность выполнения задания: не остались ли среди оставшихся на картинках животные и растения Красной книги.

Итог игры: животные и растения Красной книги найдены, их надо беречь!

Каждый участник в результате всех выполненных заданий получает медаль «Юный эколог».

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий