Путешествие со звуком [р]. Конспект коррекционного занятия с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

- 10:22Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлен сценарий занятия для коррекции звука [р].

Елена ЛУКИЯНЕЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «Гезгаловский
ясли-сад»
Дятловского района,
Гродненская область

 

Задачи:

образовательные

– автоматизировать произношение звука [р] в словах и связной речи;
– упражнять в звуковом анализе слова, умении определять наличие и место звука;
– практиковать в подборе слов с заданным количеством слогов;
– упражнять в образовании относительных прилагательных;
– закреплять умение составлять предложения с заданным словом.

коррекционные

– развивать фонематический слух;
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать умение пользоваться громким и тихим голосом.

Оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, индивидуальные зеркала, мяч, фитболы, аудиозаписи (веселая детская музыка, «Рычание диких зверей», «Птичье пение»), карточки для звукового анализа слова, макет дерева с плодами (груши, персики, гранат, виноград), бумажные облака в виде разных предметов.

 

Ход занятия

 Организационный момент

Учитель-дефектолог: Ребята, чтобы у всех сегодня было хорошее настроение, давайте улыбнемся, посмотрим в окошко и поздороваемся с природой.

 

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, небо голубое! (большой палец касается указательного)
Здравствуй, солнце золотое! (большой палец касается среднего)
Здравствуй, легкий ветерок! (большой палец касается безымянного)
Здравствуй, маленький дубок! (большой палец касается мизинца)
Мы живем в одном краю,
Я вас всех приветствую! (хлопки)

Учитель-дефектолог:

Раз, два, три – повернись,
И в животных превратись!

Учитель-дефектолог: Изобразите, как бы с нами поздоровался:

– злой тигр
– ласковая кошечка
– маленький вороненок
– мама ворона
– дятел, сидящий на дереве

Учитель-дефектолог: Ребята, вы догадались, какой звук мы сегодня будем изучать? Давайте вспомним, как правильно нужно произносить звук [р].

 

Работа с зеркалами

Учитель-дефектолог:

Что делают наши губы? (Улыбаются)
Что делает наш рот? (Широко открыт)
Где находится язычок? (На бугорках)

Учитель-дефектолог:

Мы учим звук [р],
Мы заводим мотор,
И будет красивым у нас разговор.

Учитель-дефектолог: Ребята, звук [р] – гласный или согласный? Звонкий или глухой? Радостный или грустный?

Сегодня я хочу вам рассказать историю о том, как наш звук [р] был очень грустным. А помогать мне будет Волшебный Экран (мультимедийный экран).

 

Слайд 1 (изображение горы)

Учитель-дефектолог: В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил-был звук [р]. И было ему очень грустно. Как вы думаете, почему грустил [р]? (Ответы детей). Какие звуки мог слышать звук [р]? (Ответы детей).

Покажите, как падают камни (звук [р] произносится отрывисто), как грохочет гром (усиление и ослабление голоса).

Но это были звуки, с которыми звук [р] не мог подружиться. Надо помочь звуку спуститься с горы. Давайте отправим ему на помощь гласные звуки! (Изображаем гласные звуки движениями: [а] – хлопок, [у] – удар кулачками, [о] – хлопок по коленям и т.д.)

Звук [р] подружился со звуком [а], что получится?  (РА)
Звук [р] подружился со звуком [о], получится РО и т.д.

Ребята, получилось заклинание РА-РО-РУ-РЭ. Давайте произнесем его таинственным, сказочным голосом.

 

Слайд 2 (изображение ворот)
Звучит аудиозапись «Рычание диких зверей»

Учитель-дефектолог: Кажется, у ворот охрана – дикие звери!!! Что же делать? Чтобы звери стали добрее, поиграем в игру «Наоборот».

Грустный – … (радостный)
Злой –… (добрый)
Трусливый – … (смелый)
Ленивый – … (трудолюбивый)

Учитель-дефектолог: Вам хочется узнать, какой зверь охраняет гору? Отгадайте мою загадку: «В названии этого животного первый звук [т’], а последний – [р]». (Ответы детей). Правильно, это тигр.

 

Слайд 3 (изображение тигра)

Учитель-дефектолог: Ребята, остальных зверей мы узнаем, если отгадаем названия животных с перепутанными слогами.

ДИЛ – КРО – КО, КЕН – РУ – ГУ, РА – ЗЕБ, БЛЮД – ВЕР

Учитель-дефектолог: Посмотрите на Волшебный Экран. Мы правильно отгадали названия животных? Слайд 4 (изображения крокодила, зебры, верблюда, кенгуру).

Учитель-дефектолог: Посмотрите на экран и скажите, в названии какого животного только один слог? Два слога? Три слога? (Ответы детей).

Определите место звука в слове (работа с карточками и самолетиком – условным изображением звука [р]).

Если звук [р] в начале слова, самолетик приземляется в первое окошко, в середине – во второе, в конце слова – в третье.

 

Физкультминутка фитболами)

Звучит веселая детская музыка. Дети прыгают на фитболах. Учитель-дефектолог произносит слова:

Мы со звуком [р] играем
И словечки называем.

Дети поочередно называют слова со звуком [р].

Учитель-дефектолог: Ребята, вы хотите узнать, куда отправился звук [р] дальше? Давайте спросим Волшебный Экран.

 

Слайд 5 (изображение «чудо-дерева»)

Учитель-дефектолог: Ребята, где же это чудо-дерево? Что в нем необычного? (Дети смотрят по сторонам, замечают дерево, на котором растут груши, персики, гранат, виноград). Встречали ли вы когда-нибудь такое дерево? (Ответы детей). На каком дереве растут груши? (На грушевом) На каком дереве растут персики? (Гранаты, виноград). Виноград растет на виноградной лозе. Я думаю, что не все дети видели, как растет виноград. Давайте обратимся за помощью к Волшебному Экрану.

 

Слайд 6 (виноград)

Учитель-дефектолог: Виноградная лоза – это вьющееся растение, которое своими усиками цепляется за все, что попадает на его пути. Для этого люди делают виноградной лозе опоры, натягивают веревочки, чтобы растение цеплялось и ягоды оставались чистыми.

Учитель-дефектолог: Посмотрите, ребята, куда попал звук [р] дальше.

 

Слайд 7 (изображение луга с цветами)
Звучит аудиозапись «Птичье пение»

Учитель-дефектолог: Полюбуйтесь, как здесь красиво, а как легко дышится.

 

Дыхательная гимнастика 

Учитель-дефектолог: Что вы почувствовали? (Аромат цветов). Как вы думаете, стал звук [р] рвать огромные букеты? Нет, он просто полюбовался красотой цветов, а еще сказал каждому цветку комплимент.

 

Игра «Комплименты»

Ромашка (какая?) красивая, нежная…
Василек (какой?) голубой, небесный, резной…

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте представим, что мы с вами оказались на этом цветочном лугу, сели на мягкую травку, полюбовались легкими пушистыми облаками, послушали звуки природы. (Дети садятся на ковер, слушают пение птиц, любуются облаками).

Учитель-дефектолог: Скажите, пожалуйста, на что похожи облака? (Ответы детей).

Идет звук [р] дальше, песенки поет, стихи сочиняет

РА-РА-РА – стоит высокая …
РУ-РУ-РУ – вижу огромную …
РАД-РАД-РАД – растет зеленый …

Учитель-дефектолог: А наши ребята тоже умеют сочинять стихи.

 

Работа со схемой

Учитель-дефектолог читает стихотворение, дети добавляют недостающее слово.

Сыр «дружит» с кефиром, а сахар с … (зефиром).
Кружка «дружит» с крышкой, а жираф с … (мартышкой).
Морковь «дружит» с картошкой, а рояль с  … (гармошкой).
Перо «дружит» с вороной, а король с … (короной).
Матрац «дружит» с кроваткой, а портфель с … (тетрадкой).
Гараж «дружит» с шофером, а укроп с … (помидором).

Учитель-дефектолог: Долго бродил звук [р] и вдруг услышал веселые детские голоса. Посмотрите, куда он попал!

 

Слайд 8 (фото детского сада)

Учитель-дефектолог: Да, это наш детский сад. Но название не наше:

…АДУГА

Какой буквы не хватает? (Р) А сейчас мы познакомимся с буквой Р.

Учитель-дефектолог (показывает карточку с изображением буквы Р):

Букву Р писать не сложно,
Справа к палке осторожно
дорисуем мы кружок,
И получится флажок.

Учитель-дефектолог: Ребята, попробуйте изобразить Р с помощью пальцев (частей тела).

 

Слайд 9

Учитель-дефектолог: Молодцы! Посмотрите на экран – буква Р заняла свое место.

Вот и подошло к концу наше путешествие со звуком [р]. Вам понравилось?

 

Рефлексия

Хлопните в ладоши, если я скажу правду, топните ногами, если неправду:

Во время путешествия мы…  (работали со звуком [р], делили слова на слоги и т.д.)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий