Пластическое интонирование как средство активизации музыкального восприятия учащихся на уроках музыки

- 17:20Методичка, Музыка, хореография, искусство, Начальная школа. Идеи

В материале педагог рассказывает об опыте применения пластического интонирования на уроках музыки для активизации творческой деятельности учащихся младшего возраста.

 

Татьяна ПОЛЫН,
учитель музыки
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

tatyana.polyn.72@gmail.com

 

 

В ХХI веке человек живет в искусственной звуковой среде: шум городских улиц, звучащая отовсюду музыка и другие неприродные звуки. Поневоле развилась способность воспринимать звучащую среду как фон, не придавая ей значения. В нашей речи даже появился термин «фоновая музыка». Оказалась стерта удивительная способность музыки овладевать вниманием человека. В связи с этим остро встал вопрос о том, чтобы вновь научить учащихся слышать и воспринимать музыку.

Решая задачи учебного предмета «Музыка», целью которого является формирование у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, я стараюсь искать пути активизации творческой деятельности учащихся младшего возраста. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни.

Поскольку младший школьный возраст характеризуется высокой впечатлительностью, гибкостью, эмоциональностью, чувствительностью – это самый благоприятный период для формирования способностей к восприятию музыки. Важно не упустить этот момент. Поэтому активизация музыкального восприятия и слухового внимания учащихся на первой ступени общего образования в процессе пластического интонирования на уроках музыки актуальна.

Наиболее близкими для детей являются те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Обучение, основанное на активном практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г.Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» [1]. Поэтому формирование слухового внимания должно опираться на активные, деятельные формы работы. Именно к таким активным формам работы относится пластическое интонирование.

К сожалению, многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Обучая учащихся слушать звуки мира, звуки жизни, я так или иначе буду развивать у них умение внимательно слушать и слышать музыку. Считаю, что, чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии учащихся, тем меньше проблем у них будет в жизни.

Восприятие музыки через движение является для большинства детей более естественным и удобным. Мои наблюдения подтверждают этот факт – дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением. Еще Ж.Далькроз, раскрывая свои принципы и методы восприятия музыки, писал: «Если мы воспринимаем музыку одними лишь ушами, но не ощущаем ее всем телом, не содрогаемся от ее могущества, мы слышим лишь слабое эхо ее истинного существа» [2].

Таким образом, использование на уроках музыки пластического интонирования может существенно активизировать музыкальное восприятие и слуховое внимание учащихся.

Я стараюсь, чтобы урок музыки приносил радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Интересные уроки музыки вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Формирование познавательной мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности на уроке музыки.

Во время слушания я считаю эффективным применение активных форм восприятия музыки, используя пластическое интонирование («свободное дирижирование»), пластические импровизации, пластические этюды, имитация игры на музыкальных инструментах, образное рисование, «слушание рукой», применение «зеркал», использование теней).

Еще не начиная урок, я погружаю учащихся в мир музыки, тем самым настраиваю, подготавливаю их на встречу с прекрасным. Уже до урока учащиеся получают возможность расслабиться, выплеснуть накопившуюся усталость, получить заряд положительной энергии.

Работу по развитию творческого восприятия на основе пластического интонирования музыкального образа я начинаю с обучения восприятия музыки как процесса целостного, образного. Приглашаю учащихся погрузиться в мир музыки, закрывая глаза и ощущая малейшее ее изменение, дать свободу движения своему телу, отбросив стеснение, двигаться под музыку.

 

На начальном этапе развития музыкального восприятия (в 1-м классе), используя пластическое интонирование, я обучаю учащихся различным жестам и движениям.

В процессе обучения учащихся я применяю метод «Зеркала». Зеркально отражая мою пластическую импровизацию, производимую с помощью выразительных незвучащих жестов, учащиеся всецело концентрируются на этой игре. Движение моих рук, а затем и рук учащихся, рассказывают мне гораздо больше, чем обычные слова, воплощают звучащую музыку в жест.

На следующем этапе развития музыкального восприятия, посредством пластического интонирования (создание собственных «зеркал») я провожу музыкальные путешествия («Букет», «Мир животных», «На природу!»).

Я использую игру «Танец цветов» (может быть танец бабочки, осеннего листочка, снежинки, гномика, нотки и т.д.).

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил цветок». Учащиеся застывают в любой, придуманной ими позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движение танца и поза «застывшего, замерзшего цветка».

Игра «Волшебство»

Выбирается «волшебник», который выходит к доске, поворачивается к ней лицом. Я показываю присутствующим в классе учащимся «волшебную» карточку с надписью животного (предмета, времени года или погоды), которая заколдовывает всех.

Пластичными движениями (под музыку, соответствующую характеру музыкального образа) учащиеся показывают, в кого они превратились (бабочек, зайцев, черепах, знойную или дождливую погоду, дирижеров, танцовщиков и балерин и т.д.), а «волшебник» отгадывает и расколдовывает всех.

Игровые задания:

– предлагаю учащимся подвигаться под музыку от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма);
– от лица заданного персонажа подкрасться к спящему зверю (медведю, волку, кошке, бабочке, зайцу);
– ловить бабочку или муху от лица заданного персонажа;
– передать радостное настроение в связи с получением подарка – дети фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.д.), что именно получили в подарок.

Во 2-м классе, развивая слуховое внимание, я использую приём «Слушаю рукой» (учащиеся «рисуют» рукой движение музыки):

– восходящая и нисходящая мелодия – поднимающиеся и опускающиеся руки;
– завершение музыкального развития – руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
– кульминационные точки – руки вытянуты над головой.

Движения во время звучания музыкального произведения могут быть различными – от плавного движения рук до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки, от покачивания корпусом и головой до радостного танца («Веселая. Грустная». Л. Бетховен). Дети как будто прорисовывают рукой движение мелодии, выделяя сильные доли, стремясь к кульминации, передавая жестами штрихи.

Учащимся очень нравится игра «Если весело живется…». Все вместе поют песню:

Если весело живется, делай так…
Если весело живется делай так…
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так…

Ведущий в конце каждой фразы придумывает свои движения, например, хлопки в ладоши, притопы ногами, движения с имитацией звуков животных: му-му, гав-гав, хрю- хрю, ква-ква. Дети стараются не повторять движения друг друга, а придумывать свои.

Уже в третьем классе учащиеся активно реагируют на «грандиозность» и яркую динамику звучания, музыкальное движение (темп, периодичность ритма), изобразительную красочность музыки, громкость звучания, различные исполнительско-речевые компоненты (повествовательный, вопросительный или повелительный характер музыкального высказывания, нежность – резкость, мягкость – жёсткость, лирическую наполненность или сухость, звонкость звучания).

Иногда ребенок выступает в роли дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. В жесте дирижера есть что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.

Уже через несколько занятий я замечаю, как учащиеся непроизвольно во время слушания пытаются «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка становится ближе и как бы осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.

Интересен прием создания иллюстрации на воображаемом холсте, который учащиеся «размещают» перед собой, причем «кистью» могут быть руки, глаза, брови, губы, плечи.

Когда учащиеся освоят разные виды движения, в зависимости от характера прослушанного музыкального произведения, я вырабатываю у них навык отмечать в движении метр, акценты, метрическую пульсацию, ритмический рисунок. Исполнение музыки движением даёт мне возможность увидеть, как слышат музыку учащиеся. Исполнение музыки в игровой деятельности, движении раскрепощает учащихся и способствует прослушиванию музыкального произведения от начала до конца.

Я провожу игру, которая называется «Подарок учителя». Учитель дарит каждому ряду три разных произведения. Это могут быть марш, вальс, полька (в 1-м классе) или полонез, джаз, гопак (в 4-м классе). Выбираются определенные движения на каждый фрагмент или дети сами их придумывают после прохождения соответствующих тем. Учитель исполняет эти произведения или дает послушать запись. Каждый ряд должен определить свой подарок и начать двигаться под музыку.

Перед исполнением пластических этюдов я читаю учащимся стихи, демонстрирую репродукции картин художников, слайды с изображением различных животных, зверей, сказочных персонажей. Предлагаю учащимся вжиться в образ, передать свои мысли, используя мимику, стиль поведения, походку.

Творческое воображение учащихся подсказывает характер движений, в процессе создания образа танцевальной музыки «Вальса-шутки» Д.Шостаковича. При помощи музыки и пластики мы совместно создаём настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем своё чувствование и видение танцевальной музыки.

В 4-м классе учащиеся учатся более точно чувствовать эмоциональную настроенность произведения, умеют отметить в движении начало и конец музыкального произведения, осознать средства музыкальной выразительности, выделить ритмический рисунок.

Пластическое интонирование музыки помогает «раскрепостить» учащихся, направить их двигательную активность в русло развития музыкального мышления, раскрыть их творческие возможности, не дать угаснуть их творческому началу, получить возможность самореализации личности.

Использование приема пластического интонирования на уроке музыки созвучно со словами К.С.Станиславского: «Мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора. Мы вновь перерабатываем его в себе, оживляем и дополняем своим воображением. Мы сродняемся с ним, вживаемся в него психически и физически, мы зарождаем в себе «истину страстей»; мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы. Мы творим живые образы…» [3].

По моему мнению, главные условия, влияющие на эффективность и результативность такой работы, – это умение продумывать задания для использования пластического интонирования во время восприятия музыки; учет возможностей и психофизических потребностей учащихся на уроке; учет творческого потенциала учащихся; наличие кабинета, музыкального инструмента и качественных средств звуковоспроизведения для осуществления творческого процесса.

Считаю, что развивать слуховое внимание и осознанное восприятие музыки необходимо у всех без исключения детей, не разделяя их в зависимости от уровня музыкальных способностей. Пластика движений учащихся в процессе слушания музыки делает восприятие музыки более глубоким и осознанным. В игровой форме учащиеся учатся слушать и слышать музыку, понимать и запоминать её, выражать её через пластическое интонирование – а это есть творчество.

 

Список литературы

1. Вендрова, Т. Темы – организаторы восприятия музыки в программе Вероники Коэн /Т.Вендрова // Искусство в школе. – 2011.– № 5. – С. 20–25.
2. Вендрова, Т. “Пластическое интонирование” музыки в методике Вероники Коэн / Т.Вендрова // Искусство в школе. – 2001. – № 1. С. 21–24.
3. Коэн, В. Метод музыкальных зеркал / В. Коэн; перевод Т.Вендрова // Искусство в школе. – 1999. – № 5. – С. 10–14.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий