Сценарий занятия для дошкольников средней группы по теме «Одежда»
Тамара ЕВСЕЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Специальный детский сад № 12 г. Мозыря»,
Гомельская область
Задачи:
– закреплять представление об основных видах одежды, ее назначении, о способах ухода за одеждой; формировать умение соотносить одежду со временем года, образовывать названия сезонной одежды;
– формировать умение называть и показывать части одежды, рассказывать о способах ухода за ней;
– развивать память, слуховое и зрительное внимание, речь (умение отвечать на вопросы простыми распространенными предложениями), умение классифицировать предметы по заданному признаку (сезонность);
– воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.
Методы и приемы работы: словесные (беседа, чтение стихотворения, словесное упражнение, инструкция к заданиям, вопросы к детям, пояснения, объяснения); наглядные (показ картинок); практические (дидактические игры, упражнения).
Материалы и оборудование: картинки с изображением швейной фабрики, магазина одежды, швеи; для игры «Магазин одежды» – картины с изображением пор года, цветные плоские вырезанные по контуру изображения одежды для разных сезонов; для игры «Чего не хватает» – цветные плоские вырезанные по контуру изображения одежды без какой-либо детали, недостающие детали; для рефлексии – шарфики желтого и красного цвета; мяч.
Ход занятия
I Вступительная часть
Беседа с воспитанниками на тему «Одежда»
Цель: актуализация представлений об одежде, организация воспитанников, мотивация на предстоящую деятельность.
Педагог:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Шубы, куртки, плащ, пальто
и рубашечки еще,
Платья, брючки и носочки,
Юбки, кофточки, чулочки,
Колготки да варежки
Словно яблочки!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Педагог: Ребята, а теперь предлагаю вам ответить на вопросы:
– Что растет на чудо-дереве? (Ответы детей)
– Как все это назвать одним словом? (Одежда)
– Для чего нужна одежда? (Ответы детей)
– Ребята, а может ли одежда по-настоящему расти на дереве? (Нет)
– Откуда же она берется? (Одежду шьют или вяжут)
– Где шьют одежду? (Одежду шьют на швейной фабрике)
– Из чего шьют одежду? (Одежду шьют из ткани)
– Кто шьет одежду? (Ответы детей)
– Где мы с вами берем одежду? (Мы покупаем одежду в магазине)
Педагог: Да, ребята. Со швейной фабрики одежда попадает в магазин, где мы с вами ее покупаем.
II Основная часть
Дидактическая игра «Магазин одежды»
Цель: развитие умения классифицировать одежду по сезону, активизация речевой и мыслительной деятельности воспитанников.
Педагог: Ребята, какое сейчас время года? (Зима) Зимой мы носим зимнюю одежду. А как называется одежда, которую мы носим летом (осенью, весной)? (Летняя одежда. И т.д.)
– В магазин привезли новую одежду. Назовите ее.
– Давайте разложим одежду по шкафам. Что нарисовано на этом шкафу? (На нем нарисована снежинка.) Здесь лежит зимняя одежда.
Аналогично рассматриваем изображения шкафов для летней и осенней одежды. Воспитанники берут по одной картинке, рассматривают ее, называют.
Педагог: Имя ребенка, что у тебя на картинке? (У меня шуба) Какая шуба? (Шуба теплая) В какое время года носят шубу? (Шубу носят зимой) Если шубу носят зимой, то какая это одежда? (Шуба – это зимняя одежда.) В какой шкаф повесишь шубу? (Я повешу шубу в шкаф со снежинкой.)
Аналогично рассматриваем и размещаем в шкафах другие предметы одежды.
В заключение игры делают обобщение:
Зимняя одежда – это…
Летняя одежда – это…
Осенняя одежда – это …
Сюрпризный момент «Появление Грязнули»
Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости, установление причинно-следственных связей.
Грязнуля появляется в грязной, мятой, порванной одежде не по сезону, сообщает о том, что она замерзла.
Педагог:
– Ребята, почему замерзла Грязнуля? (Ответы детей)
– Вспомните, какую одежду носят зимой? (Ответы детей)
– Что вы можете сказать о той одежде, в которой пришла Грязнуля? (Ответы детей)
– Какая она? (Грязная, мятая, рваная)
Педагог: Давайте расскажем Грязнуле, как нужно ухаживать за одеждой.
Пальчиковая игра «Прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики, обогащение активного словаря глаголами, обозначающими действия по уходу за одеждой.
Педагог:
Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
А затем полоскали.
А теперь все отожмем,
Хорошенечко встряхнем,
Развесим на веревку,
Прищепкой щелкнем ловко!
Дети выполняют действия в соответствии с текстом
Педагог:
– Что нужно делать с одеждой, чтобы она всегда была чистой? (Ответы детей)
– Что делают с одеждой после стирки? (Утюжат, аккуратно складывают в шкаф или вешают на вешалку).
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цель: формирование умения определять и называть недостающую часть одежды, развитие зрительного внимания.
Воспитанники рассматривают изображения одежды без какой-либо детали (платье без рукава, куртка без капюшона, юбка без кармана, рубашка без воротника, шуба без пуговиц); определяют, чего нет; находят недостающую часть; прикрепляют ее к соответствующему предмету одежды.
III Заключительная часть
Рефлексия «Подарки для Грязнули»
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, активизация речевой деятельности детей, развитие умения делать выводы.
Педагог:
– Ребята, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей)
– В какую игру мы играли? (Мы играли в игру «Магазин одежды»)
– Мы узнали, что одежда, которую носим зимой, это … (зимняя одежда), летом – … (летняя одежда), осенью – … (осенняя одежда).
– Кто был у нас в гостях? (Ответы детей)
– Как мы помогли Грязнуле? Чему научили? (Ответы детей)
Педагог: Давайте подарим Грязнуле шарфики. Если вам понравилось занятие и у вас все получилось, выбирайте желтый шарфик. Если было сложно, что-то не получилось или не понравилось на занятии, выберите красный шарфик.
Дети выбирают шарфики и дарят Грязнуле.