Использование стихотворений на уроках биологии как создание положительного эмоционального настроя учащихся

- 12:09Биология. Идеи, Методичка

Для создания здорового психологического климата на уроках биологии и повышения интереса к предмету учитель может использовать на уроке различные стихи, рифмовки, загадки. Это помогает учащимся глубже понять изучаемый материал, а также содействует достижению воспитательных целей, создаёт атмосферу игры и соревнования на уроке.

Марина БУРАЯ,
учитель биологии
ГУО «Конюховская средняя школа»
Берестовицкого района,
Гродненская область

 

 

Положительный эмоциональный настрой на уроке – это, пожалуй, один из самых главных пунктов в списке успешного урока. У каждого учителя должны быть свои секреты, помогающие ему создать положительное эмоциональное настроение учащихся. Один из таких секретов – использование на уроке различных стихотворений, рифмовок, загадок. Они хороши во время изучения нового материала, на обобщающих уроках, при повторении изученного; с их помощью можно организовать последующую дискуссию, они подойдут для постановки проблемы или для создания проблемной ситуации. Эффективность работы учащихся на уроке при использовании стихов и загадок заметно повышается. Также это помогает глубже понять изучаемый материал и создаёт атмосферу игры и соревнования на уроке.

Например, при изучении экологических вопросов можно использовать стихотворение с последующим анализом.

Земля вращается тобой,
Тобой вращается и мной.
И каждый, выбрав колею,
Вращает в сторону свою.
По рельсам вер, идей, присяг
Вращают Землю так и сяк.
Её и любят и по ней
Стреляют с разных рубежей.

Земля вращается тобой,
Тобой вращается и мной.
Одна Земля на всех дана,
И раз вращается она,
То значит много здесь живёт,
Идущих вместе и вперёд!

Применение стихов на уроке помогает снять накопившееся напряжение, способствует не только психологической разгрузке, но и помогает достижению воспитательных целей. В этот момент учащиеся не осознают, что идёт процесс обучения. Они воспринимают применение стихов как некоторое отступление от темы, что позволяет им расслабиться.

Опыт использования стихотворений на уроках доказал, что это активизирует познавательный интерес, развивает наблюдательность, память, способствует воспитанию доброты, культуры, чувства ответственности, гордости и любви к своей Родине.

К уроку практически всегда можно подобрать соответствующее стихотворение, чтобы подтвердить любую мысль или идею. Нужно обязательно учитывать не только возраст учеников, но и степень их подготовленности к восприятию стихов, и сложившиеся отношения учителя с определенным классом. Иначе получить откровенные, интересные ответы детей, а также хорошую работу с текстом стихотворения, его анализ невозможно. Но даже и в этом случае прочитанное к месту стихотворение улучшит впечатление детей от урока, внесет элемент новизны, поможет детям немного отдохнуть.

При изучении экосистем использую такие стихи:

Синеокая, белокрылая,
Беларусь – моя мама милая,
Зеркала озер смотрят ласково,
А леса твои дышат сказкою.
Частой сеткою бегут вены рек,
На полях твоих сеет человек.
Будто волнами лен колышется,
Мне спокойно здесь, легко дышится…    
                                         Саша Темная

Твои луга, твои озера,
Болота, реки и леса,
Вся твоя чудная природа
Так несказанно хороша!
                  Валерий Боев

Беларускія  краявіды…
Перазвоны азёр і бароў.
Над палеткамі бульбы і жыта –
Песня велічных курганоў.
               Анатоль Грачанікаў

Для повторения и закрепления темы, подобрав нужное стихотворение и прочитав его, можно затем задать вопросы учащимся.

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
(Можно ли назвать клетку теремком? Почему?)
В цитоплазме там и тут

(Что представляет собой цитоплазма? Её роль?)
Органоиды живут.

(Какие органоиды есть в растительной клетке?)
Там такое происходит –

(Узнаем, что же происходит)

Цитоплазма кругом ходит,
(Что случится, если не будет «ходить»?)
Помогает то движенье
(Как цитоплазма помогает?)
В клетке чудным превращеньям
(Каким превращениям?)

Или вот пример создания проблемной ситуации:

Будуць яблыкі і слівы, бо цвіце наш сад.
Не кранай жа кветкі, лівень, не кранай іх, град!
Палівай іх, дожджык, зрэдку, сонца, сагравай.
Калышыце, пчолы, кветкі! Салавей спявай!
                                                          С.Шушкевіч

– Почему, если цветёт сад, то будут яблоки и сливы?
– Для чего нужно, чтобы пчёлы колыхали цветы?
– Почему должен дождик поливать, а солнце согревать ?

При изучении темы «Корень и его функции. Корневые системы», можно, к примеру, взять за главную идею урока такие строчки:

Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
                                   В.Жак

Можно применять стихи на русском и белорусском языках. Цитирование в русскоязычной школе белорусскоязычных текстов и наоборот – это не нарушение языкового режима школы, а проявление межпредметных связей, что полезно само по себе.

Подбирая стихи к урокам, необходимо помнить, чтобы стихи имели познавательную и эстетическую ценность. Стихи должны помочь школьникам приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с образным познанием действительности, пробуждать чувства.

У свеце цудоўным, Божым,
У светлай душы Зямлі,
З любові зямной прыгожай
Народзяцца зноў яны.
Аздобяць сабой палеткі,
Асветляць усцяж шляхі.
Калі нараджаюцца кветкі –
Даруюцца нам грахі.

 

 

Список использованных источников

1 Козлова, И.С. Интеллектуальные игры для школьников. Биология / И.С.Козлова, Ю.В.Щебакова. – Ростов-на-Дону : Феникс, – 2015. – 222 с.
2 Лиукконен, Н. Строение клетки / Н. Лиукконен // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://урок.рф/library/stroenie_kletki_112625.html – Дата доступа: 18.05.2022.
3 Мосина, Ю.Н. Стихи и загадки к урокам химии и биологии / Ю.Н.Мосина // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sandbox.openclass.ru/node/251354. – Дата доступа: 11.05.2019.
4 Якушева, О.В. Жизнедеятельность клетки / О.В.Якушева // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/590926. – Дата доступа: 05.09.2021.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий