Промышленный туризм как средство профессионального самоопределения учащихся

- 11:11Дополнительное образование, Профориентация

В статье поднят вопрос о возможности использования методики промышленного туризма в учреждениях образования для профессионального самоопределения учащихся и поднятия престижа рабочих специальностей. Обозначена динамика развития промышленного туризма и использования его в образовательном аспекте. Материал адресован организаторам работы по профориентации, классным руководителям и руководителям объединений по интересам учреждений образования, которые заинтересованы изучением промышленного потенциала родного края.

Людмила ТИМОФЕЕВА,
методист
ГУДО «Центр творчества «Эверест» г. Могилева»

 

 

 

 

 

В современном прогрессивном обществе востребована профессионально подкованная молодежь. Поэтому государство делает акцент на повышение статуса рабочей профессии. Профессиональное самоопределение личности поможет учащимся сделать конкретный выбор профессии и найти смысл выбираемой деятельности. Ведущая роль в создании возможностей для освоения учащимися современных профессий принадлежит дополнительному образованию детей и молодежи. В профориентационной работе эффективны методы туристско-экскурсионной деятельности [2].

Профессиональное самоопределение личности – это не только конкретный выбор профессии, но и непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой и выполняемой профессиональной деятельности. Это способ самореализации, процесс формирования индивидуального стиля жизни [6].

Проблемами профессионального самоопределения занимались ученые. Н.С.Пряжников подчеркивал, что помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их» [6].

На профессиональное самоопределение юношества оказывают влияние информированность о профессии, учет позиции окружения, ориентация на престижность профессий. Молодежь часто захвачена идеей быстрой карьеры и стремительного успеха, в основе отношения к профессиям лежит не собственный, а чужой абстрактный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, СМИ, соцсетей. Нехватка информации может повлиять на проблемы с обучением и неосознанный выбор профессии. Важно научить подростков верно оценивать свои возможности – уровень учебной подготовки, способности, материальные условия, здоровье, преимущества и перспективы в разных профсферах.

Все это поможет учащимся сделать правильный профессиональный и жизненный выбор, раскрыть способности к видам деятельности, адекватно оценить свои возможности и личностные качества. Чтобы представление о профессии было объективным, одна из задач учреждения образования – профориентация учащихся путем развития промышленного туризма.

Выделяя его актуальность и значение, следует подчеркнуть, что это сравнительно новое, малоизученное, но набирающее популярность направление туризма для Беларуси. Посетить предприятия и познакомиться с отечественными брендами можно в разных регионах. В рейтинге типов предприятий, куда организуются экскурсии, пищевая и легкая промышленность. Востребованы машиностроение, технопарки.

Промышленный туризм – это организация экскурсии на передовые действующие производства [3]. Основной формой является производственная экскурсия – посещение предприятий по маршруту с экскурсоводом [1].

Развитие промышленного туризма – это задача, которая стоит перед предприятиями так же актуально, как и перед образованием. Интерес для предприятий в том, что с юношества формирует потребителя конкретной продукции. И работает на перспективу: повышает престиж инженерных и рабочих профессий, стимулируя интерес к ним школьников. Для учреждений образования экскурсии на предприятия являются средством трудового воспитания, ступенью к личностному и профессиональному образованию учащихся, имеют большое образовательное и политехническое значение [3]. Для ребят это возможность попасть на предприятия и вникнуть в рабочие процессы, пообщаться со специалистами и посмотреть, как изготавливают вещи и приборы, которыми мы пользуемся ежедневно. Это не только показ реальной жизни и помощь в выборе будущей профессии, но и воспитание патриотизма. Подростки, наблюдая технические мощности, современное спецоборудование и высокотехнологичные процессы предприятий, испытывают гордость за страну и потребность стать востребованным специалистом и гражданином.

Производственная экскурсия как форма профориентации является актуальной для подростков-выпускников, т.к. повышает осведомленность о ситуации на рынке труда, особенностях технологических процессов, навыках профессии и рабочих специальностях, позволит развить мотивацию и осознать важность выбора будущей профессии [3].

Сегодня существуют проблемы в развитии промышленного туризма [4]:

1) отсутствие заинтересованности предприятий в проведении экскурсий;
2) пока немногие заводы в стране готовы принимать группы учащихся; 
3) высокая стоимость посещения некоторых производств;
4) отсутствие квалифицированных экскурсоводов по предприятию;
5) не разработаны методики проведения экскурсий;
6) важна роль СМИ в популяризации промышленного туризма.

Анализируя мнение специалистов туристических учреждений, полноценное развитие промышленного туризма возможно при условиях [5]:

1) взаимодействие ключевых министерств – культуры, промышленности и образования;
2) создание единого информационного портала, где будут представлены промышленные предприятия, которые войдут в эту программу;
3) разработка единой методики проведения экскурсий с включением профориентационных мероприятий в учебный план.

Одним из путей решения развития промышленного туризма в образовательных целях является использование современных компьютерных технологий [5]. Их возможности позволяют организовать мультимедийные или виртуальные экскурсии, встречи с работниками всевозможных профессий. Преимущества формы в малозатратности организации экскурсий без привлечения дополнительных специалистов, разноплановости показа предприятий и специфики профессий, возможности посещения разных производств.  

В результате работы над поставленной целью по профориентации учащихся в Центре творчества «Эверест» Могилева был создан проект «Промышленный туризм как средство профессионального самоопределения учащихся». Он предусматривал развитие интереса учащихся к рабочим специальностям путем использования промышленного туризма в процессе образовательной деятельности при организации туристско-экскурсионных форм работы. Осознав необходимость решения проблем профориентационного характера и оказания помощи подросткам в их личностном и профессиональном самоопределении, мы разработали алгоритм действий в рамках реализации образовательной программы объединения по интересам «Географы-краеведы». Он базируется на общеизвестных методиках воспитательной и профориентационной работы и вместе с тем обладает своими уникальными наработками. А также апробирована методика организации промышленного туризма в условиях учреждения дополнительного образования.

На подготовительном этапе, направленном на изучение личностных качеств и мотивационной потребности учащихся, творческой группой разработана программа объединения по интересам «Географы-краеведы» с профориентационным уклоном. Диагностический инструментарий помог составить картину уровня профессиональной информированности подростков и выстроить дальнейшую работу по самоопределению и профориентации с учетом полученных данных (анкета «Выбор профессии и образования», игра «Угадай профессию»). Особая роль отводилась работе с родителями. Также были изучены состояние и перспективы промышленного туризма в стране на современном этапе.

Этап практической реализации был направлен на профессиональное просвещение учащихся и включал: разработку и организацию познавательных и краеведческих мероприятий с использованием игровых и соревновательных заданий («Угадай профессию», «Землю солнце красит, человека – труд», инфо-дайджест «Путешествие в мир профессий», беседа-рассуждение «Поговорим об ответственности»), изучение предприятий страны на виртуальных экскурсиях, проведение производственных экскурсий.

За два года было проведено 20 производственных экскурсий с охватом около 200 учащихся. Ребята кружка посетили передовые предприятия отраслей хозяйства (ОАО «Можелит», «Зенит», «Лента», «Домочай», «Бабушкина крынка», «Строммашина», «МоАЗ»; РУСПП «Госплемпредприятие», МТК «Кадино»); госучреждения (статуправление, гражданпроект, областной архив, облгидромет, кафедру консервирования университета продовольствия, музеи минералогии и управления внутренних дел, музей минералогический, биологическая база и ботанический сад педуниверситета).

На экскурсиях учащиеся на практике знакомились с условиями труда и характером профессий, наблюдали за устройством механизмов, смогли оценить слаженную работу разных специалистов в получении конечного продукта. Важным моментом стали встречи с представителями различных профессий. Многие ребята избавились от идеалистического представления о выбранной специальности и начали понимать, что любая профессия – это нелегкий труд. Они осознали роль промышленности и сельского хозяйства в жизнеобеспечении населения, впечатлялись мощностями машиностроительных заводов, познакомились с садоводчеством и животноводством, почвообрабатывающими машинами, попробовали по приборам измерить температуру воздуха.

При реализации проекта в образовательном аспекте рассмотрены возможности использования промышленного туризма. Это позволило проанализировать мотивацию, определить ценностные ориентации и взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения учащихся. А также выработать конкретные практические рекомендации по методике организации производственных экскурсий:

1) планируя экскурсию, необходимо уточнить информацию и подробности о датах и нюансах на сайтах предприятий, согласовать заранее маршрут с экскурсоводом по письменному запросу в администрацию; бывает особое расписание в связи с процессом производства, возможна предварительная запись для формирования групп, сантребования при посещении;
2) особенность проведения производственных экскурсий – инструктаж в начале и тщательное соблюдение правил безопасности и дисциплины;
3) важные условия отбора объектов: в приоритете должны быть предприятия с современной техникой и технологическим производством;
4) предпочтительно завершить изучение экскурсионных объектов опросом учащихся с целью выяснения их отношения и предпочтения к профессии, составлением справочника или картосхемы территории с указанием экскурсионных маршрутов и достопримечательностей.

Результатом коллективной деятельности учащихся и педагогов стало создание справочника «Маршрутами познания и воспитания», который стал дипломантом на областном и республиканском уровне. Это путеводитель по лидерам, авангардным предприятиям и учреждениям на промышленной карте города Могилева, в котором представлены экскурсионные маршруты образовательной направленности: «Могилев индустриальный», «Невидимые музеи в стенах образования», «Государственные структуры».

https://эверест.бел/wp-content/uploads/2021/03/SPRAVOCHNIK.pdf.

Учащиеся вели «Дневник путешественника» с фиксацией посещения объектов экскурсий и впечатлений о них, он стал победителем городского конкурса «Записки юного путешественника».

На аналитическом этапе проекта в процессе контрольной диагностики результатов работы, тренинга по выявлению направленности личности учащихся и профориентационной игры «Защита профессий» проведено исследование и анализ ценностных ориентаций и динамика профессионального самоопределения учащихся.

Использование возможностей промышленного туризма способствует самоопределению и профориентации учащихся, повышению их интереса и мотивации к осознанному выбору будущей профессии, росту заинтересованности в ближайшем определении стратегии становления и выстраивания личностной траектории развития.

Профессиональная ориентация детей и подростков позволит грамотно спланировать будущую карьеру, сделать правильный профессиональный и жизненный выбор, расставить приоритеты, стать высококлассными специалистами, раскрыть способности к тем или иным видам деятельности, адекватно оценить свои возможности и личностные качества.

Эффективность процесса профессионального самоопределения личности напрямую зависит от согласованности возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности. В связи с устройством своей профессиональной карьеры важным является способность молодого человека адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и самореализоваться наилучшим образом, то есть самоопределиться в жизни.

 

Список литературы

1 Биржаков, М.Б. Введение в туризм: Учебник. Издание 8-е, переработанное и дополненное / М.Б.Биржанов. – СПб. : Издательский дом Герда, 2006.
2 Ганский, В.А. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А.Ганский, Е.В.Вовнейко; под общ. ред. В.А.Ганского. – Новополоцк : ПГУ, 2012.
3 Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона: Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сб. науч. ст., выпуск 14 / Л.В.Докашенко, С.С.Полянина. – Оренбург : Университет, 2013.
4 Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: Учеб. пособ. для вузов / Г.П.Доложенко. – М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005.
5 Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. / Б.В.Емельянов. – М. : Советский спорт, 2004.
6 Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников. – Москва – Воронеж, 1996.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий