И.Никитин «Встреча зимы», В.Хмельницкий «Снег и скрипка». Урок литературного чтения. 2-й класс

- 16:08Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

На уроке дети развивают читательские умения и навыки, речь, а также занимаются творческой работой в микрогруппах.

Марина ГЕРАСИМЧИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Тема: И.Никитин «Встреча зимы», В.Хмельницкий «Снег и скрипка».

Цель: познакомить со стихотворением И.Никитина «Встреча зимы», сказкой В.Хмельницкого «Снег и скрипка».

Задачи:

– совершенствовать умение читать вслух и молча, умение читать выразительно, передавая свое настроение;
– развивать умение сравнивать произведения различных жанров, речь, умение находить связь между предметами и явлениями;
– способствовать реализации межпредметных связей;
– воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, сочувствие и любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин о зиме, иллюстрации с ребусами, аудиозаписи музыкальных произведений, презентация, задания для работы в парах, группах и микрогруппах.

 

Ход урока

 I Организационный момент

– Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.

Девиз нашего урока сегодня такой: «Читай, думай, рассуждай, запоминай».

 

II Целеполагание

– Сегодня на уроке мы изучим новые произведения, будем развивать читательские умения и навыки, развивать речь.

 

III Речевая разминка

Прочитать удивленно, весело, тихо, грустно, выделяя логическим ударением 1-е, 2-е, 3-е слово.

– Ах, как чудесно!
– Спасибо (тебе, Вам)

 

IV Проверка домашнего задания

 – «Спасибо» – так ещё называется… (стихотворение Владимира Данько, которое учили наизусть)

 

Конкурс чтецов в парах

 – По каким критериям мы будем оценивать ответы ваших одноклассников? (Правильность;  выразительность – тон, соблюдение пауз на знаках препинания, эмоциональность).

Оценка ответов учащихся.

 

V Подготовительная работа к изучению новой темы

1 Ребусы о зиме

2 Прослушивание звучания метели в зимнюю пору

– Прослушайте музыкальную запись внимательно, чтобы понять, что происходит. Может ли каждый из вас услышать «спасибо» в такой ситуации? (Зима… метель… спасибо можно услышать от птиц, которых покормили и т.д.)

– Но зима – это ещё и радостное время года. Почему? (Ответы учащихся)

 

VI Словарная работа

– Обратите внимание на «справочное бюро»:

Рассвело
Лежит полотном

– Где ещё можно узнать, что слово обозначает? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете)

 

VII Знакомство и работа со стихотворением И.Никитина «Встреча зимы»

1 Проблемный вопрос
– Какие чувства оно вызывает? 

2 Чтение учителем; ответ на проблемный вопрос.

3 Вопросы по содержанию
– О какой поре года рассказывает поэт?
– Как поэт описал начало зимы?

4 Чтение учащимися (цепочкой).
– Одинаково ли описан снег днем и утром? 

5 Выборочное чтение
Вопросы № 3, № 5.

6 Работа над выразительностью чтения (соблюдение пауз, логического ударения, определение интонации (спокойная, удивление, восхищение – меняется ли?).

7 Работа в группах
– Перед вами репродукции картин трех художников: Аркадия Пластова «Первый снег», Валерии Бусыгиной «Рассвет зимой», Ольги Минкиной «Зимнее солнце». Ваша задача найти в стихотворении четверостишие, соответствующее каждой репродукции.

 

Физкультминутка

 

VIII Знакомство и работа со сказкой В.Хмельницкого «Снег и скрипка»

– Можно ли эти три репродукции картин назвать зимней сказкой?

– Вас сегодня ждёт знакомство ещё и со сказкой «Снег и скрипка». Давайте вспомним, чем сказка отличается от рассказа? Какие бывают сказки?

1 Проблемный вопрос
– Что необычное сумел увидеть автор в обычном мире?

2 Чтение учителем (включается звуковая запись).

3 Беседа по содержанию
– Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
– Что услышал снег, сидя на форточке?
– О чем он мечтал?

4 Чтение рассказа учащимися:
– Что делал снег?
Дополните: снег опускался, …

– Удалось ли автору представить снег живым существом?
– Осуществилась ли мечта снега? Найдите ответ в тексте.

5 Работа в микрогруппах
– Попробуем и мы с вами тоже побыть волшебниками и осуществить мечту снега. Мы поделимся на небольшие группы, каждая группа получит набор: основа (цветной картон синего, голубого или фиолетового цвета), снежинки (символизируют снег), клей и будет создавать снежные картины.

 

IX Домашнее задание

С.109, 112–113, выразительное чтение, можно подготовить рисунки.

 

X Подведение итогов

– Как красиво становится вокруг с приходом зимы! Недаром в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а снег – серебром. Подумайте, какое волшебство может совершить каждый из вас?

Попробуйте продолжить фразу: «Жизнь дана нам…».

– А разве доброе дело, совершенное для близкого человека и незнакомого, – это не волшебство?

– Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий