В материале представлен опыт работы педагогов детского сада № 70 Могилева по использованию средств визуализации в проектной деятельности, а также исследовательская работа воспитанницы Виктории Пивуновой «Для чего нужны осы?».
Валентина МЕЛЬНИКОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 70 г. Могилева»
Всем известно, что одной из эффективных технологий активизации обучения и более легкого усвоения информации является визуализация.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, рисунки, фрагменты кинофильмов и другие. С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации.
В своей работе мы используем:
– интерактивные схемы и модели;
– интерактивные плакаты, игры;
– видеофрагменты;
– мультимедийные презентации и др.
Интерактивные плакаты мы создаем с использованием программы Microsoft Power Point. Плакаты разработаны по разным темам: «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года» («Осень», «Зима», «Лето», «Весна») и др.
Так интерактивный плакат «Вода» помогает усваивать детям правила экономного и бережного отношения к воде. Смысл работы с плакатом заключается в том, что детям необходимо правильно разместить правила и объяснить ошибки, которые были сделаны при составлении плаката. Его можно использовать в соревновании «Кто соберёт плакат без ошибок?»
Использование интерактивных плакатов помогает нам формировать представления и предлагать материал в гораздо более наглядной и эффективной форме.
Интерактивные игры мы также широко используем. Например, большой популярностью у ребят пользуются разработанные нами игры для ознакомления детей с городом Могилевом: «Четвертый лишний», «Достопримечательности города Могилева» и т.д. Эти игры разработаны педагогами нашего учреждения образования О.Г.Зайцевой, С.А.Храменковой, О.В.Масеёнок.
Например, игра «Достопримечательности города Могилёва» имеет пять полей: «Найди свой город Могилёв на карте», «Найди герб города Могилёва», «Предприятия города Могилева», «Музеи города Могилева», «Скульптуры города Могилева». Необходимо на каждом поле выбрать правильно достопримечательности города и рассказать о них. При правильном выборе издаётся звук победы, при неправильном выборе картинка переворачивается.
Мультимедийные презентации. Мы используем их в течение нескольких лет при разработке исследовательских проектов.
В качестве примера приведу работу над проектом «Для чего нужны осы?». Вначале совместно с детьми мы разработали этапы осуществления проекта: планирование деятельности, сбор информации, подготовка презентации, и непосредственно презентация самого проекта.
Важным шагом в работе стал опрос детей, родителей, родственников о том, что они знают про ос, где живут осы, почему осы жалят, полезные или вредные насекомые осы, что будет, если осы исчезнут.
Поиск информации начинали со словарей и энциклопедий. Далее в интернете с помощью взрослых дети находили иллюстрации, фотографировали выбранные объекты, а самые интересные распечатывали.
Для того чтобы еще больше заинтересовать ребят, мы использовали занимательные игровые приемы «Игры в журналистов, фотокорреспондентов». Также это позволило расширить представления детей о профессиях.
Некоторые родители наших воспитанников смогли найти настоящие гнезда ос, конечно, уже покинутые осами. Это позволило наглядно их изучить: рассмотрели снаружи и в разрезе, сделали фото. Детям было очень интересно узнать, из чего гнезда делают и как. Так началась исследовательская работа, ведь находя ответ на один вопрос, например, как осы делают гнездо, появлялся второй – как они в нем живут. В результате мы сделали с детьми фотоальбом ос с их названиями и описанием особенностей жизни. Выяснили, почему они жалят, и о том, что пользы от ос больше, чем вреда.
Материала было очень много, поэтому прежде чем создавать презентацию, мы обсудили и нарисовали, в какой последовательности мы будем размещать материал, для этого использовали метод визуализации – инфографику – представление большого объема информации в организованном виде.
Этот способ удобен для восприятия – ведь рисунки размещаются последовательно: какие осы бывают, их особенности; строение ос; как осы строят гнезда; размножение ос; чем они питаются; почему жалят; пользу или вред приносят человеку.
В соответствии с нашей таблицей собранные материалы оформили в презентацию. Эта работа помогла многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать. С проектом ребята выступили на родительских собраниях, в других группах. А Виктория Пивунова выступила на городском конкурсе исследовательских проектов «На виду у всех», заняв первое место.
По такому же принципу осуществлялась работа и над другими проектами: «Сбережем энергию», «Моя малая родина», «Мой детский сад: прошлое, настоящее, будущее», «Обычно-необычное вещество на Земле» и другие.
В качестве способов визуализации мы используем видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Видеофрагменты мы демонстрировали детям при работе над проектом «Сбережем энергию», когда необходимо было показать те моменты из жизни окружающего мира, наблюдение которых непосредственно невозможно (например, катаклизмы, которые происходят на планете из-за бездумного использования энергии).
Таким образом, занятия с использованием современных средств визуализации не только иллюстрируют материал, но и стимулируют мыслительную и познавательную деятельность детей дошкольного возраста, развивают красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность при выступлениях на публике, развивают воображение, способствуют раскрытию талантов и самовыражению.
Для чего нужны осы? Исследовательский проект
Виктория ПИВУНОВА,
воспитанница старшей группы
ГУО «Детский сад № 70 г. Могилева»
Введение.
Меня зовут Вика Пивунова, мне 5 лет. Я хочу рассказать вам про ос.
У нас на веранде в детском саду появились осы. Сначала мы увидели, как кто-то стал летать на участке и жужжать. Мы думали, что это пчёлы, но Валентина Владимировна и Алла Михайловна, наши воспитатели, сказали, что это осы и они очень сильно кусают, поэтому мы ушли с участка. Потом взрослые вызвали МЧС. Они сняли гнездо с осами в большой мешок и куда-то увезли.
Мне стало интересно, для чего осы нужны, если они кусаются.
Цель исследования: выяснить, для чего нужны осы, есть ли от них польза.
Презентация: https://drive.google.com/file/d/1zxPEzSsVf_x0J-HxDSY6ROI0mp0nqU-G/view?usp=share_link
Гипотеза 1: Осы сильно кусают, поэтому они вредные, ненужные насекомые.
Вместе с воспитательницами мы решили побеседовать об осах с другими детьми и родителями. Выяснили: дети и родители знают, что осы жужжат, строят гнёзда, кусаются, что может вызвать аллергию, опухоли. Многие полагают, что осы приносят вред.
Мы начали искать информацию об осах в интернете, а посетив библиотеку, даже нашли интересные книги об осах.
Оказывается, строго-настрого запрещается убивать ос. Эти насекомые, как и пчелы, опыляют растения. Взрослые осы любят нектар, поэтому перелетают от одного цветка к другому. К лапкам и телу, покрытому волосками, цепляется пыльца и попадает на другие цветы.
А еще осы могут уничтожить других насекомых-вредителей, которые переносят различные болезней. Самое интересное, что осы могут влиять на уровень заболеваемости у людей. Кроме того, осы помогают избавиться от главного врага растений – хруща, истребляют личинок разных жуков, и особенно – знакомых дачникам вредных медведок. В интернете мы наши информацию, что гнёзда ос можно использовать в лечении болезней и даже от простуды.
Вывод: осы очень полезные насекомые.
Несмотря на полученную информацию, остались некоторые вопросы без ответа. Почему же осы, кусаются?
Гипотеза 2: осы полезные для окружающего мира, но для человека вредные.
Оказывается, осы не нападают, если не трогать их гнездо. Иногда владельцы участков даже не замечают, что с ними соседствуют осы. А все потому, что насекомые очень умные, они запоминают хозяина и не трогают его.
Кстати, чаще всего жужжащие насекомые нападают на детей. Дело в том, что громкие малыши, которые во время игр часто бегают, машут руками – раздражают насекомых. Для них резкие движения – это признак опасности, поэтому они начинают атаковать, чтобы защититься. Сильные запахи, например, духов или табака, яркие цвета в одежде, тоже не очень нравятся этим насекомым.
Вывод: наша гипотеза не подтвердилась: осы – это полезные насекомые, а кусаются они, только когда защищаются.
Взрослые нас предупредили, что укусы ос очень болезненные.
Гипотеза 3: осы больно кусаются, потому что у них есть какие-то ядовитые зубы, как у змей.
В энциклопедии мы нашли картинки, которые описывают строение осы.
Тело состоит из головы, груди и брюшка. Между грудью и брюшком этого насекомого расположена узкая «талия», похожая на длинный тонкий стебелек. Поэтому осы могут почти вдвое складывать своё тело и жалить под любым углом. Это помогает им побеждать в борьбе с другими насекомыми, которые больше их по размеру. На спинке есть две пары крыльев, но задние крылья крепко сцеплены с передними, поэтому кажется, что крыла всего два. На голове есть два усика-антеннки. Усиками они улавливают запахи и колебания воздуха, с помощью них могут пробовать и оценивать вкус жидкостей. А еще с помощью усиков они общаются друг с другом. У каждой осы пять глаз: два больших, расположенных по бокам головы и три маленьких глазка на лбу. Оса не только хорошо видит, но и прекрасно различает лица своих сородичей. А на конце брюшка у каждой осы есть жало. Именно им оса «кусается».
В отличие от пчелы, осы после укуса не умирают, поэтому могут жалить несколько раз. С помощью жала оса откладывает яйца, а также через него насекомое выделяет яд.
Вывод: наша гипотеза не подтвердилась. Оса кусает не зубами, а жалом, которое находится на конце брюшка. У осы есть зубы, но они нужны для перемалывания различных веществ, или в пищу или для строительства гнезда.
Воспитатели показали нам гнездо, пустое гнездо, поэтому мы могли его безопасно изучить. Оно похоже на серый бумажный кокон.
Гипотеза 4: осы строят гнезда из бумаги.
В интернете мы узнали, что осы устраивают гнёзда в сараях, банях и на чердаках. Но иногда можно найти их и в городской квартире на балконе, особенно если он не застеклён. Наше гнездо Алла Михайловна нашла у себя на даче. Мы увидели, что готовое гнездо ос снаружи выглядит, как яйцо гладкой, овальной формы. Оно очень лёгкое. Нам показалось, что оно сделано из старой серой или коричневой бумаги.
Мы взяли кусочек гнезда и рассмотрели его. Оно рвётся, не тонет. Нашли фильм о том, как осы строят гнездо. Строительство гнезда выглядит очень интересно. Вы тоже это можете посмотреть такой фильм, в интернете их много.
Насекомое садится на древесину, выделяет определенное количество собственного вещества, под воздействием которого сверху кора разжижается. Оса цепляет верхний слой своими челюстями, тянет на себя, как бы соскребая. Когда набирается нужное ей количество, отправляется в место, где другие делают улей. Прилетев на место, она еще раз тщательно пережевывает эту массу. А слюна осы делает древесину клейкой и тягучей. Из этой массы как из пластилина оса формирует перегородки, которые потом формируются в соты. А еще очень интересно, что когда осы не могут найти нужное количество строительного материала, для целого гнезда, то они строят свои домики под землей или в старых пнях.
Вывод: гипотеза не подтвердилась. Оса добывает материал из коры разных деревьев, пней, заборов, деревянных хозяйственных строений и делает что-то похожее на бумагу.
А как же гнездо выглядит внутри? Мы предположили, что внутри есть соты, как комнаты для всех проживающих ос.
Гипотеза 5: гнездо внутри выглядит как многокомнатная квартира.
Мы разрезали наше гнездо и увидели, что внутреннее строение удивительное. Соты размещаются вертикально этажами, после каждых 3–6 рядов имеется свободное пространство. Интересно, что все ячейки направлены вниз в одну сторону.
В книге про ос мы прочитали, что внутри каждого гнезда имеются камеры для личинок, комната для матки, кладовые для пищи и многое другое. Гнездо ос обычно не превышает размер яблока, как наше. Но бывают и очень большие.
Вывод: Наша гипотеза подтвердилась, внутри гнезда расположены соты, как отдельные комнаты в квартире.
В нашем гнезде одна из сот была закрыта, мы открыли её и увидели что-то белое.
Гипотеза 6: белое вещество – это, возможно, личинка осы.
Воспитатели показали нам фильм о том, как осы размножаются. Узнали, что осиная семья состоит из матки, которая производит яйца, рабочих женских особей и самцов. Чаще всего в октябре все осы погибают, а матка, найдя укромное местечко, впадает в спячку. Весной она начинает строить новое гнездо и откладывает яйца в специальные ячейки. Всего от одной матки разрастается огромный мощный улей! Работа кипит, бить баклуши некогда. Яйца превращаются в личинок, куколок. И вот уже взрослые рабочие осы включаются в работу и выращивают новых личинок. Семья ос может быть огромной и насчитывать до 20 тысяч особей.
Вывод: наше предположение подтвердилось: в одной из сот мы нашли личинку, которая не успела превратиться в осу.
Осы – интересные и удивительные насекомые. Несмотря на то что они больно жалят, делают они это исключительно для защиты. Но вместе с тем, это полезные насекомые, которые не только защищают растения от вредных жуков, но и защищают людей, уничтожая опасных насекомых, которые могут переносить болезни.