Применение интерактивных рабочих листов как средства организации учебной деятельности учащихся при изучении математики

- 16:17ВЫБОР РЕДАКЦИИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Идеи, Математика. Материалы к урокам, Методичка

Для создания интерактивных рабочих листов автор использует инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования, сервис Wizer.me, Liveworksheets.соm и уже известный сервис LearningApps, а также многие другие инструменты.

Зинаида КОЖУН,
учитель математики
ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии»
Пинского района,
Брестская область

 

 

 

 

Тема визуализации информации не новая для учителя математики. Раньше мы чаще использовали слово «наглядность». Хотя понятия «визуализация» и «наглядность» не тождественны, все же общая черта есть – восприятие информации в основном с помощью зрения. В последнее время возрастает объем получаемой информации. Большой объем способствует тому, что учащиеся перестают читать текст и хотят усвоить информацию быстро и легко. А это в свою очередь требует от учителя изменения подходов к образованию. Нужны разнообразные технологии, которые позволят ребенку более эффективно справиться с изучаемым программным материалом, а учителю – решить традиционные образовательные задачи.

Часто слышу от своих коллег, что самый лучший результат в обучении математике даёт использование мела и тряпки, карандаша и тетрадки. Научиться решать задачи можно, только решая задачи, очень много задач. Я согласна с таким утверждением, но только в случае ребёнка, который сам этого хочет, которому нравится предмет. Такого ребенка и мотивировать не надо. Чаще всего в классе таких детей очень мало. В основном учитель имеет дело со средним учеником. У таких учащихся нужно вызывать и поддерживать интерес к предмету. И в этом могут помочь современные сетевые сервисы.

Применение компьютера и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе меня интересовало с самого начала моей работы в школе. В процессе своей работы я изучаю возможности различных интернет-ресурсов. Некоторые из них не подошли ни мне, ни моим учащимся. С некоторыми я работаю достаточно давно. Это LearningApps, QR-коды. Мне захотелось создать образовательные онлайн-ресурсы, которые бы соответствовали программе по учебному предмету «Математика» для учреждений общего среднего образования, были бы доступны как на учебных занятиях, так и дома для самостоятельной работы в любое время, смогли бы взять на себя функцию одной из форм дистанционного обучения, а самое главное, смогли бы повысить мотивацию учащихся к изучению математики. При этом учитывали бы не только уровень подготовки, но и индивидуальной темп учебной деятельности. А также большое значение для меня и моих учащихся имел язык обучения, так как на белорусском языке печатных изданий по математике недостаточно, не говоря уже об образовательных ресурсах в сети интернет.

Особое внимание мне бы хотелось обратить на интерактивные рабочие листы – электронные рабочие листы, созданные учителем для самостоятельной работы ученика. 

Интерактивные рабочие листы, в зависимости от их предназначения, могут заполняться учащимися индивидуально на уроке или дома. Очень удобно и эффективно создавать такие рабочие листы для домашнего задания или в случае дистанционного обучения. Лист доступен по ссылке. Работа с листом может происходить в режиме реального времени как для одного учащегося, так и для нескольких. Учитель легко и быстро может добавить, удалить, заменить задание. Нет необходимости распечатывать материал для каждого ученика. Облачные технологии позволяют автоматически проверять задания, выставлять отметки, оставлять комментарии к работам.

Преимущества, которые получают учащиеся: рабочие листы позволяют повысить уровень наглядности, дают возможность самостоятельно извлекать информацию, оперировать ею, в интересной форме проверять и закреплять полученные знания, учитывают индивидуальный темп учебной деятельности, дают возможность оперативного оценивания.

Существуют различные сайты для обмена опытом и представления своих рабочих листов (worksheets). Для создания интерактивных рабочих листов мне понравились инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования, сервис Wizer.me, Liveworksheets.соm и уже известный сервис LearningApps, а также многие другие инструменты.

В своей работе вначале я использовала онлайн сервис Wizer. Он даёт возможность вставить любой медиаматериал: видеоролик, изображение, текст, аудиофайл. Есть возможность красиво оформить рабочий лист, самому подобрать оформление и шаблоны для заданий. Для каждого созданного задания можно установить количество баллов. Каждый ответ учащегося можно отметить как понравившийся, оставить голосовой или текстовый комментарий.

Мы можем использовать рабочие листы как метод представления новых знаний, подкрепляя рабочий лист видеороликом или ссылками на другие сервисы. В частности, я вставляла ссылки на задания, созданные в LearningApps и ссылки на видеоролик в Ютубе. Преимуществом Wizer можно назвать то, что есть возможность объединить задания, созданные в других приложениях в один интерактивный рабочий лист, что не всегда можно сделать на других платформах. Но есть и недостатки. Один из них – это невозможность создавать задания на белорусском языке. При сохранении работы происходит частичный перевод на русский язык. Поэтому я стала больше обращать внимание на Liveworksheets.com. Но, если язык не важен, то всё-таки работать в Wizer проще.

Liveworksheets.com решает проблему с белорусским языком, позволяет создавать целые интерактивные тетради или отдельные тестовые работы, которые можно проверять сразу же онлайн или пересылать на электронную почту учителя. На сайте можно воспользоваться готовым рабочим листом, а можно создать свой собственный. Рабочий лист максимально приближен к видению печатного листа. Мы можем использовать за основу свои старые рабочие листы. Инструмент даёт возможность превратить в интерактивные рабочие листы простые распечатки с заданиями, создавать свои рабочие листы с целью закрепления пройденного материала или контроля знаний. Рабочие листы могут быть различными по форме и содержанию, могут быть направлены на развитие различных навыков.

Способов создания интерактивных рабочих листов существует много. Я использовала следующие самые распространенные способы: включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы, единственный и множественный выбор; использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации (соединение стрелками, перетаскивание).

Мною были созданы интерактивные рабочие листы для учащихся 7-го класса по учебному предмету «Геометрия». Интерактивные листы подготовлены по основным разделам геометрии 7-го класса. Всех разделов пять. Задачи, поставленные перед учащимися: повторение и закрепление теоретического материала, формирование умений решать задачи, подготовка к контрольным работам. Я их планировала использовать на уроках обобщения и систематизации изученного материала, рекомендовала для самостоятельной работы с целью подготовки к контрольной работе.

Далее все интерактивные рабочие листы я объединила в интерактивный плакат https://view.genial.ly/61851a485156e00deea4fa12/learning-experience-didactic-unit-7-klass-geometriya. Плакат многоуровневый, создан с помощью сервиса genial.ly. На нём дабавлены интерактивные элементы, кнопки. В нём есть различные режимы. Например, режим «скрытого изображения» – возможность включения и выключения разъясняющей информации. Нажимая на кнопку, мы открываем окно, в котором находится та или иная теорема. Сделано это с помощью скриншота, прямо с учебного пособия. Есть отдельная кнопка, которая посылает учащегося на опорный конспект. Опорные конспекты я делала, опираясь на пособие «Наглядная геометрия» В.В.Казакова.

На плакате есть достаточное количество разноуровневых задач. А самое главное, что можно дополнять интерактивный плакат новыми заданиями, корректировать и заменять элементы. Всё это можно делать с помощью своего аккаунта, находясь в любом месте. У меня получилось своеобразная копилка дидактических материалов.   

Интерактивные плакаты, интерактивные рабочие листы можно раздать учащимся с помощью ссылки, получить код, чтобы встроить плакат на страницу блога или сайта. С интерактивными листами можно работать в Microsoft Teams, Google Classroom.

Если учитель обладает достаточным уровнем фантазии, интерактивные плакаты получаются красочными, привлекающими внимание учащихся.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий