Целью интеллектуальной патриотической квест-игры является формирование гражданственности и патриотизма учащихся через приобщение к историческому прошлому, национальным традициям, культурно-историческому наследию, а также создание условий для формирования навыков и компетенций XXI века.
Юлия КОМИССАРОВА,
учитель английского языка,
ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г. Гродно»
Учащиеся, выполняя разнообразные, в том числе современные интерактивные задания квеста, больше узнают о великих земляках, получат информацию об архитектурных памятниках Беларуси, о национальной кухне и традициях, о религиозных конфессиях, об историческом прошлом страны, что будет способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма.
Цель: формирование гражданственности и патриотизма учащихся через приобщение к историческому прошлому, национальным традициям, культурно-историческому наследию, а также создание условий для формирования навыков и компетенций XXI века.
Задачи:
– сохранить историческую память и преемственность поколений через формирование чувства гордости за свою страну и выдающихся земляков;
– воспитывать уважение к истории и культуре Республики Беларусь;
– формировать умение учащихся анализировать различные источники информации;
– развивать коммуникативные и поисково-исследовательские умения;
– способствовать саморазвитию и самореализации учащихся.
Участники мероприятия: учащиеся 5–8-х классов.
Оборудование: мультиборд/проектор, смартфоны с выходом в сеть интернет, раздаточный материал, маршрутные листы.
Используемые технологии: игровые, ИКТ, визуализации, критического мышления.
Методическая цель: активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении воспитательного мероприятия.
Форма проведения: квест.
Время проведения: 90 минут.
Практическая значимость: предлагаемая форма игры и содержание заданий нацелены на создание условий для самореализации личности, формирование у учащихся эмоционального отношения к предлагаемым актуальным темам: сохранение культурного наследия, исторической памяти, бережное отношение и гордость за свой народ и достижения мирной Беларуси.
Станции – места локаций заданий разработаны с учетом наличия помещений в учреждении образования.
1) Этнографический музей «Зямля бацькоў». Экскурсия. Викторины (Приложение 1).
2) Музей Партизанской Славы. Экскурсия. Викторина «Военная терминология» (Приложение 4).
3) Библиотека. Выставка книг о героях Великой Отечественной войны. Викторина «Награды» (Приложение 5).
4) Актовый зал. Викторина «Историко-культурное наследие» (Приложение 2). Рефлексия «Беларусь» (Приложение 6).
5) Кабинет обслуживающего труда. Викторина «Наш национальный бренд» (Приложение 3).
Ход квест-игры
1 Вступительное слово (актовый зал)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы приветствуем вас на нашей патриотической квест-игре «Беларусь на перекрестке эпох». Сегодня вам предстоит вспомнить нашу историю, выдающихся земляков, символы и историко-культурное наследие нашей Родины.
2 Приветствие команд и представление жюри
Ведущий: Представляем и приветствуем игроков команд, которые сегодня примут участие в нашей интеллектуальной игре! (Представление команд).
А теперь познакомимся с нашими координаторами и членами жюри. (Представление координаторов и жюри, раздача судейских листов).
3 Правила проведения квест-игры
Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня вы будете не только демонстрировать свои знания в области истории, культуры, достижений Беларуси, но и вносить свой личный вклад в общий результат вашей команды. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Вам предстоит пройти разные станции, выполнить интересные задания в разных категориях и набрать максимальное количество баллов – 62.
Жеребьевка номеров маршрутных листов для команд, раздача маршрутных листов.
4 Локации (станции) квест-игры (Приложения 1–5)
5 Рефлексия (актовый зал)
Ведущий: Для подведения итогов нашему жюри требуется время, а мы предлагаем командам написать ваши ассоциации со словом «Беларусь», пройдя все станции нашего патриотического квеста. В результате ваших ответов у нас получится «облако слов».
Используется Веб 2.0 сервис Mentimeter www.menti.com. Демонстрация кода на экране, после ответов всех учащихся – демонстрация получившегося «облака слов» (Приложение 6).
Приложение 1
ЛОКАЦИЯ: МУЗЕЙ «ЗЯМЛЯ БАЦЬКОЎ»
Ведущий: Наверное, хотя бы раз в жизни, каждый из нас хотел бы услышать голоса своих предков, спросить, о чем они думали, узнать, о чем мечтали, что они любили, чего боялись, кого уважали и что хотели бы рассказать нам, своим потомкам.
Это возможно благодаря экспозиции «Вышыўка» нашего этнографического музея: старинным тканым и вышитым изделиям, сохранившимся до нашего времени. Если внимательно присмотреться к причудливым узорам, называемым орнаментом, то их можно «прочитать».
Орнамент – это настоящая книга народной мудрости. В посланиях наших предков отражены просьбы, мечты, надежды, добрые пожелания родным и близким, чувства счастья или печали и многое другое.
Вышиванку надену на счастье,
Как защиту, святой оберег.
Не застанут в дороге ненастья,
Не хлестнут злые волны о брег…
И волшебная та вышиванка
Пусть меня защитит от невзгод,
Тот узор, что созрел спозаранку…
С тем узором хранит меня Бог…
После экскурсии участники выполняют задание.
Задание «Азбука белорусского орнамента». Соотнесите символ и его значение
Время на выполнение задания – 10 минут.
Максимальное количество баллов – 10.
Приложение 2
ЛОКАЦИЯ: АКТОВЫЙ ЗАЛ
Ведущий: История религии является неотъемлемой частью истории любой страны мира. До Х века единой религией на всей территории современной Беларуси было язычество. С приходом христианства, в ХІ веке, в Полоцке возводят первый христианский собор – Софийский. Первая христианская церковь – Коложская – была построена в Гродно в ХІІ веке. На западных землях почти до 1387 года, года «крещения Литвы и Жмуди» язычество и христианство существовали бок о бок.
Как жили такие этнически и конфессионально разные жители одного государства? Мирно. Принцип религиозной толерантности существует на наших землях со времен правления великого князя и короля Сигизмунда ІІ Августа.
Задание «Историко-культурное наследие». Соотнесите культовые сооружения, их названия и место расположения
Время на выполнение задания – 5 минут
Максимальное количество баллов – 5.
Название памятника |
Изображения культовых построек |
Церковь Святого Иоанна, |
|
Костёл Святой Троицы, |
|
Борисогле́бская церковь, Коло́жская церковь, Коло́жа, Гродно. |
|
Большая Хоральная синагога, деревянное строение, Гродно. |
|
Свято-Михайловская церковь, Сынковичи (церковь-крепость). |
*Материалы первоначального вида взяты из интернет-источников.
Приложение 3
ЛОКАЦИЯ: КАБИНЕТ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Ведущий: Культура питания является важнейшей составляющей жизни каждого человека и, соответственно, отражает языковые, религиозные, этнические представления и особенности каждой национальности.
Многие блюда приобрели свой неповторимый региональный характер (в названиях даже используются топонимы), культурно-историческую окраску, выделяются своей аутентичностью.
Национальная кухня Беларуси складывалась на протяжении многих веков, но своего расцвета она достигла в составе Великого княжества Литовского. В то время в приготовлении блюд из местных продуктов тесно переплелись славянские, балтийские, итальянские, еврейские и частично немецкие традиции.
Современная Беларусь удивляет не только знаменитыми на весь мир традиционными национальными блюдами, достижениями в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, но и делает их брендами, известными далеко за её пределами.
Задание “Национальная кухня”. Соотнесите памятник и его географическое расположение
Время на выполнение задания – 5 минут
Максимальное количество баллов – 7.
Фотография памятника |
Место установки/Информация |
Единственная в мире скульптурная композиция, которая посвящена сгущенному молоку. Она была открыта 23 ноября 2013 года в честь празднования 75-летия ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат». Интересный факт, что в основании этого памятника заложена капсула для потомков, которую завещано вскрыть к 100-летию комбината (т.е. в 2038 году). |
|
Памятник огурцу появился именно в Ольшанах – признанной огуречной столице Беларуси. |
|
Памятник картошке установлен между деревнями Пешки и Черняково в Березовском районе Брестской области. На этом поле около 200 лет назад начали впервые выращивать картофель. “Картофель на этих полях начал возделываться как культура местным землевладельцем Игнатием Шемиотом с 1830-х годов. Черняков (первый местный хозяйственный центр) известен с 1632 года, основан был на этом месте как фольварк Львом Сапегой”. |
|
Памятник яйцу. Солигорский район, агрогородок Краснодворцы. |
|
Памятник яблоку в Шарковщине. |
|
Памятник Репке в Вилейке. |
|
Памятник вишне в Глубоком. Вишня – символ жизни и родной земли. Согласно народному преданию, вишня служит оберегом от зла, дарит молодость, красоту, счастье. Говорят, если дотронешься до ягодок вишни, то будешь счастлив, потрогаешь ее трепетные листики – в кармане появятся деньги. Девушка, чтобы удачно выйти замуж, должна обхватить дерево и рассказать ему все самые тайные секреты. |
*Материалы взяты из интернет-источников.
Приложение 4
ЛОКАЦИЯ: МУЗЕЙ ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЫ
Экскурсия по экспозициям «Партизанская землянка», «Геноцид белорусского народа», «Макет концлагеря», «Память о войне», «Вторжение».
Задание «Разгадайте ребусы на военную тематику»
Время на выполнение задания – 10 минут.
Максимальное количество набранных баллов – 10.
За правильно разгаданный ребус начисляется 1 балл.
Землянка |
|
|
Партизан |
Оккупация |
|
Геноцид |
|
Концлагерь |
|
Отечество |
|
Солдат-освободитель |
|
Диверсант |
|
Атомная бомба |
|
Историческая память |
Приложение 5
ЛОКАЦИЯ: БИБЛИОТЕКА. ВЫСТАВКА КНИГ О ГЕРОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ведущий: Патриотизм – это основа национального достоинства и национального суверенитета. Трагичным, но самым ярким примером проявления патриотизма является подвиг тех, кто обеспечил нам спокойную мирную жизнь. И задача моего поколения – сохранить историческую память. Мы потомки победителей, а это значит, что мы – их историческое продолжение и наши судьбы неразрывно связаны с историей нашей Родины.
Любовь к родной стране, которая свойственна нашим землякам, испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов. В длительной и суровой борьбе формировались такие замечательные черты характера настоящего воина, как патриотизм, честь, мужество и доблесть. Из народных масс вышли сотни и тысячи героев. Все они и сейчас остаются символом мужества, чести и доблести, горячей любви к Родине, готовности защищать ее с оружием в руках.
Забыть, что было, – значит обокрасть
Самих себя своими же руками.
Становятся слепыми ум и страсть,
Когда у человека меркнет память.
Ю. Воронов
Так уж сложилось: нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество – в крови у славян. Будем же помнить их славные победы! Несоизмеримую цену заплатил в годы Великой Отечественной войны наш народ за мир для грядущих поколений.
Однако этот период запомнился не только как самый трагичный в истории XX века, но и как годы, когда огромное количество людей во всех воевавших странах получали государственные награды и знаки отличия.
Масштабы развернувшихся сражений, их невиданная ранее ожесточенность, огромное напряжение сил воевавших сторон, дало возможность для раскрытия и проявления профессионального мастерства и таланта в стратегии и тактике, реализации накопленного ранее и приобретенного во время боевых операций опыта, что в мирной жизни не всегда представлялось возможным. Возможно, и в ваших семьях хранятся награды ваших прадедов.
Задание «Соотнесите изображение наград (орденов, медалей) с информацией об этой награде»
Время выполнения задания – 15 минут.
Максимальное количество баллов – 13.
Изображение награды |
Информация |
Орден Победы |
|
Орден Ленина |
|
Орден Красного Знамени |
|
Орден Суворова I степени |
|
Орден Кутузова I степени |
|
Орден Отечественной войны I степени |
|
Медаль «За оборону Кавказа» |
|
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» |
|
Медаль «За победу над Японией» |
|
Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии» |
|
Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота» |
|
Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР» |
|
Медаль «В память 800-летия Москвы» |
Приложение 6
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ. «ОБЛАКО СЛОВ»
Источники информации
1 Комиссарова, Ю. Интеллектуальная игра-викторина «Беларусь – это мы!». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ng-press.by/2021/10/22/intellektualnaya-igra-viktorina-belarus-eto-my/. – Дата доступа: 19.03.2023.
2 Комиссарова, Ю. Чтобы всегда оставаться нацией, но в то же время быть частью единства с другими. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ng-press.by/2021/09/16/chtoby-vsegda-ostavatsya-natsiej-no-v-to-zhe-vremya-byt-chastyu-edinstva-s-drugimi/. – Дата доступа: 19.03.2023.
3 Комиссарова, Ю.Ф. Создание условий для развития навыков и компетенций XXI века и формирования гражданственности и патриотизма в проекте «Беларусь. На скрыжаваннi эпох» / [Электронный ресурс]: сб. цифровых материалов IV Междунар. неоконференции «Баркемп ByProject 2021» / ГрГУ им. Янки Купалы; отв. ред. Н.П.Макарова. – Электронные текстовые данные (2.97 Мб). – Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2021. Режим доступа: https://elib.grsu.by/doc/76010. – Дата доступа: 05.08.2022.
4 Назарбаев, Н. Семь граней Великой Степи. [Электронный ресурс]/ – Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/10278/stata-prezidenta-kazahstana-sem-granej-velikoj-stepi/. – Дата доступа:13.03.2023.
5 Памятники еде. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gastinia.by/category/pamyatniki-ede/. – Дата доступа:13.03.2023.
6 Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы» [Электронный ресурс] / Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/programma-patrioticheskogo-vospitaniya/. – Дата доступа: 06.03.2023.