Игра-путешествие «Народная сказка на новый лад», или Виды чужой речи: пунктуационная норма, стилистические возможности. Урок русского языка в 5-м классе

- 16:48II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Приглашаю на урок, где мы будем разыгрывать определённые роли, точнее роль у всех будет одна, а вот реплики – стилистически разными, что будет обусловлено адресатом речи.

Нина МАЙСТРОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область

 

 

 

 

Цели урока:

– познавательная: сформировать и закрепить прочные знания по изучаемой теме, усовершенствовать умения и навыки применения полученной информации на практике; помочь научиться правильному отбору и уместному употреблению лексических средств с учётом всех элементов языковой ситуации;

– развивающая: способствовать развитию памяти, мышления, связной устной и письменной речи;

– воспитательная: создать максимально комфортные условия для формирования дружеской атмосферы поддержки и взаимопомощи на уроке, способствовать тем самым сплочению детского коллектива, прививать любовь к слову, уважительное отношение к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный урок (этап закрепления; углублённого повторения, обобщения, систематизации ЗУН).

Форма урока: урок – познавательная игра (с элементами театрализации).

Методы обучения:

1) словесный (беседа, рассказ, комментарий: этимологический, акцентологический, словообразовательный, литературоведческий);

2) наглядный (демонстрация, иллюстрация);

3) практический (познавательная игра, лингвистический эксперимент, метод мини-проектов) – методы обучения по источникам знаний, по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый (эвристический).

Средства обучения: наглядность, дидактический материал (памятки, мини-словари), презентация (декорации).

 

План-маршрут урока

1 Организационно-подготовительный этап. Эмоциональный настрой на урок.

– Загадки.
– Жеребьёвка.
– Мозговой штурм.
– Волшебная шкатулка.

2 Разработка мини-проекта и его защита.

3 Подведение итогов. Рефлексия.

 

Ход урока

1 Организационно-подготовительный этап

Эмоциональный настрой на урок

– Здравствуйте. Давайте познакомимся поближе. Пусть каждый участник представится и скажет, что он любит, причём это может быть абсолютно что угодно: еда, вещи, качества, явления природы, произведение искусства и т. п.

Молодцы! Мы все разные, но все мы умные и активные. Думаю, вы согласитесь, если скажу, что взрослые – это большие дети, а дети любят играть. Вот и я предлагаю вам поиграть. Приглашаю на урок, где мы будем разыгрывать определённые роли, точнее роль у всех будет одна, а вот реплики – стилистически разными, что будет обусловлено адресатом речи.

Представляю вашему вниманию маршрут нашего урока. (Слайд)

Ну что ж, начнём. А начнём мы с загадок. Условие такое: я читаю загадку, вы, разгадывая, открываете завесу тайны, вводя в игру героя за героем. В конце назовём главного персонажа. И попробуем сформулировать тему урока.

Загадки

Кто отгадает, получает своего героя и больше не угадывает.

1) По полю скачет – ушки прячет, 
Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)

Чемпион по бегу
По белому снегу. (Заяц)

2) Может скушать целый полк,
Злой, голодный серый… (Волк)

3) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4) Лицо – хитреца!
Хвост – пса!
Леса краса! (Лиса)
           В.Стручков

Длинный хвост, сама – краса,
Это рыжая (лиса).
                             А.Мармазов

О какой сказке пойдёт речь?
Круглолиц, без рук, без ног,
Он из сказки… (Колобок).

 

– Кто её главный герой?

– Кого из героев мы не назвали? (Определяется «хозяин» последней маски – деда и бабы.)

– К чему сводится сюжет сказки? С помощью чего он раскрывается? Правильно, диалогов.

– А главное – это монолог-песенка главного героя. А когда мы её читаем/пропеваем, с чем, с точки зрения языка, мы имеем дело? Правильно, с чужой речью. И вам предстоит передать чужую речь с помощью определённого способа. Причём нужно будет учитывать языковые особенности того стиля речи, который вам достался вместе с маской (написан с обратной стороны).

– Дед и баба – разговорный стиль.

– Заяц – публицистический.

– Волк – официально-деловой.

– Медведь – научный.

– Лиса – художественный.

Вместе с маской даётся и мини-словарь (Приложение 1) лексических средств, соответствующих определённому стилю.

Стоит отметить, что составление мини-словаря являлось опережающим домашним заданием. Впоследствии оно было откорректировано учащимися при участии педагога.

Жеребьёвка

А теперь предлагаю вам отдаться на волю случая и в ходе жеребьёвки определить, каким способом выражения чужой речи вы будете передавать текст песенки Колобка.

Способы передачи чужой речи:

– прямая речь;

– косвенная речь;

– конструкции с вводными единицами, указывающими на источник информации;

– дополнение темы;

– несобственно-прямая речь (смешение прямой и косвенной речи).

Раздаются и памятки (ещё одна часть опережающего домашнего задания) с характеристикой видов чужой речи и правилами расстановки знаков препинания в предложениях, содержащих тот или иной способ выражения чужой речи (Приложение 2 ).

Мозговой штурм

Сможете сформулировать тему урока?

Волшебная шкатулка

Из заявленного маршрута нам осталась волшебная шкатулка, которая поможет определить вид рефлекторной деятельности (Приложение 3).

 

2 Разработка мини-проекта и его защита

Теперь у вас есть всё необходимое для работы над вашим мини-проектом и пять-семь минут. (При необходимости время, отведённое для групповой работы, можно увеличить.) Ваша задача – переписать слова песенки Колобка с учётом:

1) способа выражения чужой речи;

2) лексических средств (слов) того стиля, который закреплён за героем-адресатом, тем, к кому обращается главный персонаж. Для этого вы можете пользоваться мини-словарём.

Защита мини-проекта. Учитель (или учащиеся) читает сказку, участники озвучивают переделанные эпизоды. (Каждому эпизоду соответствует свой слайд на презентации.)

 

3 Подведение итогов. Рефлексия

Таким образом, мы переложили известную сказку в соответствии с темой урока. На мой взгляд, получилось весело. Надеюсь, никого из вас урок не оставил равнодушным. А теперь давайте подведём итоги нашей работы. Участники озвучивают вид рефлекторной деятельности, которая им досталась, и аргументируют свой выбор.

Спасибо за ваше мнение, внимание и активное участие! Я вам желаю творческих успехов и сказочного настроения!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий