Мастер-класс «Визуализация как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций»

- 9:51II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Мастер-класс, Методичка

Цель мастер-класса для учителей-предметников: создание условий для профессионального роста педагогов в использовании технологии визуализации. Мастер-класс позволит участникам расширить свои представления об облаке тегов, кроссенсе и гексагональном обучении.

Людмила АМЕЛЬЧЕНКО,
учитель биологии и химии
ГУО «Берёзовичская средняя школа»
Пинского района,
Брестская область

 

 

Целевая аудитория: учителя-предметники.

Цель:

– создание условий для профессионального роста педагогов в использовании технологии визуализации.
– передача коллегам личного профессионального опыта в использовании различных визуальных методов (приёмов) в образовательном процессе.

Задачи:

– создать условия для позитивного настроя, мотивировать участников к совместной работе; 
– расширить представления участников о таких приемах визуализации, как «Облако тегов», «Кроссенс» и «Гексагональное обучение»;
– показать возможность применения технологии визуализации на учебных занятиях;
– способствовать развитию умений использовать данную технологию на уроках.

Презентация к мастер-классу 
Приложение

Ход мастер-класса

I Ориентировочно-мотивационный этап

Здравствуйте! Рада приветствовать всех вас на своем мастер-классе. Надеюсь, настроение у вас такое же хорошее, как и у меня. Подарите друг другу улыбку. Для этого возьмите на столах улыбающийся смайл, напишите на его обратной стороне что-нибудь хорошее (комплимент, пожелание) и подарите соседу (метод «Подари улыбку»: используются смайлы нескольких цветов для последующего деления участников на команды на определенном этапе).

Спасибо. Вам приятно было получить такое «письмо»? (Ответы участников). Где бы мы ни были, с кем бы мы ни общались, нам всегда приятно, когда к нам приходят с улыбкой и открытым сердцем. Больше улыбайтесь – так вы сохраните здоровье себе и своим собеседникам! Давайте на этой позитивной ноте и начнем нашу с вами работу!

Для удобства в работе напишите, пожалуйста, на лицевой стороне смайла, как к вам можно обращаться (имя, отчество или др.).

 

ІІ Актуализация субъективного опыта

Обратите внимание, пожалуйста, на экран! (Слайд 1, демонстрируется на протяжении 10 секунд).

Много ли информации вам удалось запомнить? О чем был слайд? (Больше запомнилась информация, которая написана крупным и (либо) жирным шрифтом, таблица, картинки; участники мастер-класса высказывают своё мнение и приходят к выводу, что важна сама подача материала, а также визуальное его сопровождение).

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющих преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно-логическое мышление.

 

ІІІ Целеполагание

Предлагаю определить тему мастер-класса (с помощью облака слов (тегов) (Слайд 2).   

Тема нашего занятия: «Визуализация как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций».

Нам всем хочется поймать золотую рыбку, которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку» (участники берут по одному пустому гексу). Напишите, пожалуйста, на гексах свои пожелания, что бы вы хотели услышать на сегодняшнем занятии и прикрепите их на огромную «Золотую рыбку» (участники приклеивают шестиугольники, которые играют роль чешуи, на тело «Золотой рыбки»).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «Золотой рыбки» нам на занятии будут сопутствовать удача и успех!

На экране – цель мастер-класса. Необходимо проанализировать насколько совпадают пожелания участников с задачами на экране, Слайд 3. 

 

ІV Теоретическая часть

Цель активизации познавательной деятельности учащихся: формирование осознанной мотивации к обучению, восприятию и осмыслению изучаемого материала на уроках и, в конечном итоге, повышение качества знаний.

Слайд 4. Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа (или, говоря проще, визуализации – это процесс наблюдения видимого).

Зачем нужна визуализация в учебном процессе? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим психологические особенности восприятия информации.

Слайд 5. Принято выделять три канала восприятия информации:  визуальный (зрительный ряд), аудиальный (звуковой и словесный ряд), кинестетический (ощущения, эмоции, вкус, запах).

Эти каналы – «аналоговые», непосредственно связанные с каналами поступления информации.

Давно известно, что 70–90 % всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью зрительного анализатора, т.е. органа зрения. В связи с этим значительное место в учебном процессе, безусловно, занимает использование наглядности. Одним из очевидных достоинств занятий с использованием наглядностей является многократное усиление эффекта визуализации.

Изображения, иллюстрации, таблицы, схемы, плакаты, модели и объекты служат информированию, представлению и передаче образов предметов. Они сопровождают учебный процесс на всех его этапах. Учитель должен так разработать план учебного занятия, подобрать нужные формы и методы обучения и воспитания, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активным участниками учебного процесса.

Главная задача визуализации – упростить подачу материала. Главные принципы визуализации укладываются в три слова: простота, ясность, гармоничность.

 

V Практическая часть

Мы с вами уже познакомились с облаком слов, с помощью которого определили тему занятия.

Слайд 6. Этот нестандартный прием можно использовать на любом этапе любого урока. Например, на уроке русского языка можно составить облако словарных слов, на литературе угадать автора, произведение или, как вы в начале нашего занятия, собирали тему урока, собрать небольшое стихотворение, на математике разнообразить устный счёт или составить примеры. На уроках истории с помощью этой техники можно акцентировать внимание учащихся на важных датах, событиях (Слайд 7).

Облако тегов может помочь в создании проблемной ситуации и повторении пройденного материала: (на экране) какие определения уже знакомы (вспомнить их), а с остальными познакомимся на уроке и т.д. Во внеклассной работе – конкурс плакатов, создание логотипа, буклета, открытки и др. Сервисы для создания облака слов дают возможность выбрать форму облака, цвет шрифта, ключевые слова, а нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес детей к предмету (Слайд 8).

На столах у вас есть буклеты, в которых вы можете прочитать дополнительную информацию по этому приёму (Приложение).

Дальнейшую нашу работу предлагаю продолжить в группах. Одна группа – это участники, которым достались зеленые смайлы, вторая – те, у кого оранжевые, третья – фиолетовые.

В основе метода, о котором я хочу вам рассказать, лежат шестиугольники или гексы. Это гексагональное обучение. Каждый гекс представляет собой отдельную смысловую единицу, которая связана с другими гексами определенными связями. Набор гексов образует единую законченную картину (пазл). Учащиеся устанавливают связи и создают общую картину явлений, процессов и т.д. (Слайд 9). Вы сегодня уже создали на доске свою картину пожеланий.

Этот прием можно использовать на различных этапах урока. У вас на столах есть буклеты, на которых перечислены некоторые варианты.

Гексы, которые раздаются учащимся, могут быть пустыми или частично заполненными, где учащимся необходимо изучить информацию и заполнить их. Гексы могут быть цветными, содержать текст либо изображение. Задача учащихся всегда одна – соединить гексы между собой, выделив главный критерий и установив взаимосвязи, и интерпретировать материал.

Мой вариант на доске (на экране) (Слайд 10).

Тема «Протисты». Задачи учащихся:

1) Среди гексов (в начале урока они на доске в хаотичном порядке) найти гекс с ключевым словом.
2) По ходу объяснения темы учителем находить гексы с подходящей информацией и выстраивать пазл. Выявить взаимосвязи между гексами и объяснить свой выбор.
3) В конце урока уже по готовой схеме воспроизвести изученный материал.

В буклетах вы также можете найти дополнительную информацию.

Задание для групп: есть информация и готовые гексы к ней, необходимо соединить гексы и объяснить связи, а также предложить, на каком этапе урока можно использовать этот элемент. Для первой группы тема «Изменчивость», для второй – «Биогеоценоз», для третьей – «Адаптации организмов к водной среде обитания».

В ходе работы с гексами возникают различные способы соединения и выстраиваются многообразные связи между ними.

Следующий приём, с которым я хочу вас познакомить, это «Кроссенс» или «пересечение смыслов».

Кроссе́нс – это и ассоциативная головоломка, и интеллектуальная игра, и задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности (Слайд 11).

Он представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти ячеек как для игры «Крестики-нолики». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо.

Как решать кроссенс? (Слайд 12).

Я предлагаю вместе разгадать кроссенс, определить о чём идет речь (Слайд 13, Ответ: «Значение водорослей в хозяйственной деятельности человека»).

Кроссенс построен по второму типу.

1 – хлореллу используют для восстановления воздуха в замкнутых пространствах, например, на космических станциях и в подводных лодках;
2 – использование водорослей в медицинской промышленности и косметологии;
3 – из водорослей изготавливают высококачественный клей;
4 – водоросли являются сырьём для производства агар-агара, компонента питательной среды для научных и лабораторных исследований;
5 – «Значение водорослей в хозяйственной деятельности человека»;
6 – водоросли служат сырьем для получения йода;
7 – использование водорослей в качестве удобрения;
8 – человек употребляет в пищу водоросль ламинарию (морская капуста);
9 – агар-агар используют в пищевой промышленности при изготовлении мармелада, пастилы, мороженого и др.

Теперь предлагаю поработать в группах. У вас на столах поле из девяти клеток и конверт с картинками. Вам необходимо составить из этого кроссенс. Картинку с вопросом приклейте в центре – это и будет темой урока.

Каждой группе необходимо составить свой кроссенс по одному из предложенных типов и аргументировать свою логическую цепочку. Предложить на каких этапах урока это можно использовать.

Слайд 14. У вас на столах также есть алгоритм составления кроссенса и варианты использования его на разных этапах урока. Обсуждение проделанной работы

На уроках при ознакомлении с новым материалом, при подведении итогов, в любой учебной ситуации, где требуется представить какие-то продукты образовательной деятельности я использую фотоколлаж.

Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

Задание для группы. Объяснить тематику коллажа и предложить способ использования его уроке (Слайд 15).

1 – тема «Экологические проблемы» (10-й класс, внеклассные мероприятия).
2 – тема «Среды жизни» (6-й, 7-й, 10-й классы).
3 – тема «Угольная и кремниевая кислоты» (9-й, 11-й классы).

Сервисы (Photovisi.com, Avatan («Аватан»), Canva) для создания фотоколлажей дают возможность выбора (Слайд 16).

Онлайн-редактор Canva предлагает уже готовые стильные дизайны не только для создания коллажей, презентаций, плакатов, сертификатов, открыток, но и графиков. Кроме того, можно редактировать уже имеющиеся собственные фотографии или изображения. Сервис позволяет очень просто напечатать текст на изображении, чтобы поделиться важной информацией с другими. Набранный текст можно форматировать, подобрав свой собственный шрифт, стиль и цвет. Возможности редактора достаточно широки. После создания необходимого материала его можно скачать на компьютер, поделиться им в социальных сетях и на веб-страницах, а также работать над его редактированием совместно. Сервис доступен на русском языке, большинство инструментов для создания какого-либо материала бесплатны. Для работы в редакторе следует зарегистрироваться.

 

Уважаемые коллеги, в заключение я бы хотела услышать от вас, что, по вашему мнению, является необходимым условием использования технологии визуализации на уроке? (Ответы участников).

Еще одна рекомендация, которая тоже может быть нелишней. При конструировании учебного эпизода не стоит налегать на красивости, которые носят сопутствующий характер. Иначе они из помощников, оформительского фона, могут превратиться в средства, снижающие результативность занятия. Любой символ, любая сопутствующая наглядность должна гармонично сочетаться с главным объектом изучения. Не забывайте о правиле раздражающих факторов!

 

VI Рефлексия

Надеюсь, что золотая рыбка исполнила ваши пожелания, а полученные умения пригодятся вам в дальнейшей педагогической деятельности. Предлагаю подвести итоги нашего занятия, используя аквариум с «рыбками» (участники мастер класса достают из аквариума «золотую рыбку», на обратной стороне – её фраза, которую нужно закончить).

– На мастер классе я…;
– В своей дальнейшей работе я…;
– Самым неожиданным для меня было…;
– Я научился(ась)…;
– Сегодня я узнал(а)…;
– Мне понравилось…;
– Мне захотелось…;
– Меня удивило…

Слайд 17. Китайская пословица: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».

 

Я желаю вам, чтобы ваши ученики сделали правильный выбор. И пусть ваши семена знаний дадут отличные всходы (Слайд 18).  

Благодарю за сотрудничество. Творческих успехов!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий