Проект направлен на создание условий для формирования у детей представлений о профессиях служб безопасности, о роли профессий в обществе и в жизни каждого отдельного человека.
Юлия КОНДРАТОВИЧ,
заместитель заведующего по основной деятельности
Татьяна КРАСОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад аг. Сеница», Минский район,
Минская область
Тема проекта: Профессии служб безопасности.
Вид проекта: групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет), воспитатели дошкольного образования, семьи воспитанников.
Срок реализации проекта: 3 месяца.
Актуальность. Во все времена профессии врача, пожарного, милиционера считались самыми почётными, героическими. И в наше время мы проявляем особое уважение людям этих профессий. Все мы знаем, насколько это ответственная и, местами, опасная работа. С ребятами часто проводились беседы на эти темы, задавались вопросы «А вы бы хотели стать милиционером (пожарным, врачом)?». Все дети отвечали «да». Но в процессе обсуждения этих профессий, выяснилось, что ребята не в полной мере владеют информацией о трудовых действиях представителей профессий, их орудиях труда, месте работы, о тех личностных и профессиональных качествах, которыми они обладают.
Опираясь на всё это, мы выбрали тему проекта «Профессии служб безопасности».
Проблема состоит в том, что мы часто разговариваем с детьми на тему здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, но практически никогда не говорим о представителях служб безопасности – враче, пожарном и милиционере. Соответственно, у ребят в недостаточной мере сформированы представления об этих профессиях.
Гипотеза: если мы начнём рассматривать каждую профессию отдельно, то новые знания будут способствовать процессу социализации детей в окружающем мире. И возможно, дети познакомятся с профессиями, которые в будущем станут делом их жизни.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей представлений о профессиях служб безопасности, о роли профессий в обществе и в жизни каждого отдельного человека.
Задачи:
– развивать интерес дошкольников к многообразию мира профессий, знакомить детей с этапами трудового процесса в целом, закладывать предпосылки ранней профориентации;
– развивать у родителей активность и инициативность в процессе совместной деятельности с детьми;
– развивать интерес к поисковой деятельности, умение отражать трудовые процессы взрослых в сюжетно-ролевой игре;
– формировать умения детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
– формировать представления о профессиях служб безопасности, об особенностях этих профессий, об атрибутах, требуемых для выполнения профессиональных обязанностей;
– обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки;
– воспитывать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности.
Предполагаемые результаты:
– сбор и упорядочивание материалов, связанных с темой проекта;
– формирование представлений у воспитанников о профессиях служб безопасности;
– пополнение развивающей среды в группе: уголки сюжетно-ролевых, дидактических игр;
– обогащение словарного запаса, знание художественной литературы по теме;
– формирование у воспитанников навыков самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр на темы: «Врач», «Пожарный», «Милиционер»;
– формирование умений детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
– повышение интереса родителей к образовательному процессу, к участию в жизни группы.
Этапы реализации проекта
1-й этап – подготовительный (февраль):
– создание развивающей предметно-пространственной среды, оформление центров сюжетно-ролевых игр;
– разработка конспектов занятий, бесед и др.;
– усовершенствование картотеки дидактических, сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр по теме «Профессии», «Профессии служб безопасности;
– подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях;
– подбор музыки для прослушивания по теме, подбор песен для исполнения с детьми;
– подготовка консультационной и наглядной информации для родителей с целью вовлечения в реализацию проекта;
– изготовление лэпбуков по профессиям врача, пожарного, милиционера;
– изготовление ширм для сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых игр.
2-й этап – практический (март)
Актуализация знаний детей по теме проекта посредством «Модели трёх вопросов».
Что мы |
Что мы |
Где мы |
|
|
|
Основные направления деятельности в ходе реализации проекта
Виды деятельности |
Содержание |
Общение |
Беседы: «Что такое профессия?», «Как много на свете важных профессий», «Для чего нужен врач?», «Какие бывают врачи», «Профессия милиционер», «Сотрудник ДПС: кто это?», «Что делает милиционер», «Каким должен быть пожарный», «Служба 101 всегда на страже», «Что нужно для работы пожарного», «Пожарный – героическая профессия». Рассуждения: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?», «Для чего нужен человеку труд?», «Какая профессия важней?», «Хорошо ли быть ленивым?», «Если бы не было врачей…», «Что нужно милиционеру для работы», «Что будет если…», «Встреча с незнакомцем», «Куда звонить?» |
Игра |
Дидактические игры: «Что лишнее», «Кому что нужно для работы?», «Кто где работает», «Собери чемодан врача», «Собираемся на вызов», «Фоторобот», «Узнай по отпечаткам», «Пожарный щит», «Что нужно пожарным». Словесные игры: «Рассмотри картинки и назови профессии», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Врач какой?», «Милиционер должен быть…», «Качества пожарного». Настольно-печатные игры: «Знакомство с профессиями», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Собери картинку», лото «Все работы хороши», домино «Профессии», «Найди тень», «Лечим мишку», «Собери доктора», «Милиция». Сюжетно-ролевые игры: «В больнице», «В поликлинике», «Отделение милиции», «Перекрёсток», «Когда случилась беда», «Пожарная часть». Подвижные игры: «Кто быстрее до больного», «Преступник», «Ночной дозор», «Пожарные на учениях» |
Познавательная практическая деятельность |
Экскурсии: «Медицинский блок» (медсестра). Виртуальные экскурсии: «Больница», «Поликлиника», «Отделение милиции», «Пожарная часть». Практикумы: «Учимся бинтовать», «Собираем чемодан на вызов больному», «Соберём доктора», «Вызываем доктора», «Собираемся на вызов: милиция», «Вызываем милицию», изготовление макета пожарного щита. Рассматривание атрибутов, необходимых для работы врача (пожарного, милиционера) |
Художественная деятельность |
Составление рассказов о профессиях служб безопасности с использованием карт-схем. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Стёпа − милиционер», А.Кардашова «Наш доктор», Л.Житков «Пожар», В.Маяковский «Кем быть?», К.Чуковский «Айболит», С.Михалков «Прививки», В.Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок», Ш.Перро «Красная Шапочка», С.Шанаева «Не открывай чужим людям», Л.Толстой «Пожарные собаки», С.Маршак «Кошкин дом», «Что горит», Т.Фетисова «Куда спешит красная машина». Разучивание пословиц, поговорок, загадок, стихотворений о профессиях. Рисование: «Здание больницы», «Градусник», «Машина скорой помощи», «Пожарная машина», «Милицейская машина». Конструирование: «Здание больницы», «Машина скорой помощи», «Шапочка». Детский дизайн: «Чемодан доктора», «Каска пожарного». Лепка: «Машины служб спасения», Просмотр серии видеороликов и презентаций о профессиях. Прослушивание произведений: «Болезнь куклы», П.И.Чайковский, «Котик заболел» А.Гречанинов, «Гимн пожарным» Д.Базванов. Инсценировка «Три поросёнка» |
Трудовая деятельность |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (совместно с воспитателями и родителями) |
3-й этап – заключительный (апрель):
– организация и проведение выставки рисунков детей «Профессии служб безопасности»;
– подготовка отчета в форме презентации проекта «Профессии служб безопасности»;
– оформление центров сюжетно-ролевых игр «Больница», «Пожарная часть», «Милиция»;
– видеоролик в жанре опроса о службах безопасности;
– встреча с представителями профессий служб безопасности – врачом, милиционером, пожарным;
– подготовка информационного материала о проделанной работе для сайта дошкольного учреждения образования.
Методические разработки для реализации проекта